Обещание

Вячеслав Вячеславов
             «Обещание» — фильм под таким названием я вчера посмотрел на одном из каналов кабельного телевидения, в прайм-тайм, как сейчас у нас говорится, то есть по основным каналам глядеть было нечего. Вполне возможно, что и этот фильм я не стал бы смотреть, если бы переводчик не успел сказать, что фильм снят по рассказу Стефана Цвейга, у которого я знаю, есть шедевральный рассказ «Первая любовь». Сколько ни старайся лучше этого рассказа не напишешь. И не было написано, как уже я это знаю. Рассказ Ивана Тургенева под таким же названием тоже хорош, но, всё же, я ставлю его на второе место.

Действительно, все остальные рассказы Цвейга померкли в пучине лет, читал-то в юности, не мудрено забыть, а этот рассказ горит маяком, мол, вот так надо писать, чтобы остаться в веках.

Только лишь, в память этого рассказа я и остался сидеть перед телевизором, да и было небольшое любопытство: смогу ли вспомнить этот рассказ Цвейга?

Сюжет почти по Стендалю «Красное и чёрное»: молодой учитель преподаёт детям, а рядом крутится молодая жена хозяина, далеко ли до греха? Далеко. Стендаля повторять неинтересно. И Цвейг пишет то, что от него ожидает читатель. Впрочем, разве мы все, не это же самое делаем? Пишем, не то, что было в жизни, а то, что от нас ожидают. Отсюда идёт ложь в описании и сюжете.

Дамочке просто хотелось банального секса, которого старый муж не мог дать, но, чтобы всё выглядело более-менее прилично, Зигмунд Фрейд только начинает писать свои знаменитые книги, Цвейг выдаёт под любовным соусом, то есть у героев была такая любовь, что даже долгие годы разлуки не смогли помешать воссоединению, то есть наступил долгожданный хэппи энд, дамы могут доставать платочки и утирать глазки, а мужчины прятать ухмылку, они-то знают, что в жизни так не бывает, там всё сермяжнее, проще, не станет уважающий себя мужик после заграничных разносолов бросаться на высохшую хлебную корку, которой, да, можно насытиться, но ненадолго.

Нынешние писатели, я имею в виду тех, кто печатается, закрыты от меня, почти. То есть хочу сказать: прочитанное в памяти не задерживается, пролетает, как сквозь сито. Память дырявая? И здесь, на Прозе ру, не лучше положение. Есть хорошо пишущие, но не Цвейги, не Стендали, в лучших их ипостасях. К сожалению, большому. А уж о себе и говорить нечего — графоман.

                Ставрополь-на-Волге