11. Благородный рыцарь Востока

Анастасия Малн
Жаркое солнце востока медленно поднималось по небосводу, согревая и освещая старинные улочки Иерусалима. Новый день обещал быть тёплым и солнечным как обычно в эту пору года. Но сегодня жители славного города далеко не были рады новому дню. Вместо улыбок их лица отображали скорбь и уныние.
 Причиной всеобщего горя стал захват города мусульманами. Доблестные защитники держали оборону на протяжении достаточно долгого времени, но, в конце концов, им пришлось капитулировать, чтоб спасти святой город. Мирные жители, не принимавшие прямого участия в обороне, были охвачены тревогой: что с ними будет. В памяти старожилов  всплывали рассказы о жуткой резне, устроенной крестоносцами при захвате Иерусалима. Многие понимали, что вернув город обратно, мусульмане могут припомнить старое и воздать потомкам за гибель своих предков. Поэтому все -  и католики, и православные – шли на центральную площадь, не желая оставаться в неведенье насчёт своей дальнейшей судьбы.
 Площадь довольно быстро заполнили толпы  народа. В основном это были старики и женщины, державшие своих детей: кого-то за руку, а кого-то и на руках. Взгляды всех были устремлены в центр площади. Там, на небольшом возвышении стояла группа мусульман. Большинство из них были воинами, хотя присутствовало несколько человек, принадлежавших более богатому и знатному сословию. Воины стояли полукругом, за ними  следовала знатные советники. Впереди  всех стоял  мужчина  средних лет невысокого роста. Он был одет как воин, но эта одежда была более богатая, чем у остальных воинов и более простая, чем у знати. Его можно было принять за доблестного полководца. Этому способствовало и то, что бесстрашные воины и роскошная знать подчинялись ему.
Окинув собравшихся взором, полководец обратился к народу:
-Христиане Иерусалима! Великий Аллах даровал мне победу. И хотя мои советники твердят мне об истреблении жителей, Аллах призывает к милосердию. Посему я разрешаю каждому франку-христианину покинуть город, заплатив за себя выкуп. Мужчины должны внести по двадцать золотых монет, женщины – по десять, дети – по две. Также каждый может забрать всё имеющиеся у него имущество. Христиане греческой веры могут остаться жить в городе.
Глашатай, стоявший рядом, по окончании речи своего господина громко провозгласил:
-Великий султан Салах ад-Дин дарует жизнь жителям Иерусалима и даёт возможность обрести свободу за выкуп!
Голос глашатая потонул в радостном шуме толпы. Люди громко восклицали и со слезами счастья на глазах передавали друг другу это счастливое известие.
В то время, пока люди радовались необыкновенной милости, одна из женщин приблизилась к султану. Воины немедленно отреагировали на незнакомку:
-Стоять! Никто не смеет беспокоить великого султана!
-Оставьте её! – громко приказал Салах ад-Дин. Затем султан ласково обратился к женщине: - Какая нужда привела тебя ко мне?
-Мой господин, у меня пропал сын во время осады. А ведь он был моей единственной опорой. Я спрашивала у твоих людей о  нём, но они не отвечали мне. Я слышала, что господин очень добр. Господину достаточно сказать слово своим людям, и они его исполнят. Может, мой господин скажет своим людям, и они вернут мне тело моего сына, дабы я смогла оплакать и  похоронить его…
Голос женщины сорвался в плач, и она упала на колени перед султаном. Салах ад-Дин был тронут мольбой, обращённой к нему и приказал стоявшим рядом с ним воинам:
-Отыскать сына этой женщины. Начните поиски среди пленных. Если выясниться, что он погиб, то заплатить ей компенсацию.
-А как же выкуп? – возмущённо спросил один из советников.
-Я сам заплачу за неё выкуп, - с этими словами мужчина достал десять золотых и вручил их побагровевшему от злости советнику.
-О, мой господин! – с радостью прошептала женщина, - Да продлит Творец дни твоей жизни!
-Не стоит благодарить меня. Лучше возблагодари Всевышнего, в чьих руках находятся наши жизни.
Женщина встала с колен и пошла домой, рассказывая всем о благородном поступке правителя мусульман.
Этот случай не был единственным. Впоследствии султан по просьбе бедных  горожан вдвое снизил выкуп, освободил семь тысяч человек за тридцать тысяч золотых, внесённых более богатыми франками, вместе со своим братом отпустил ещё три тысячи человек и, в конце концов, дал свободу всем беднякам, которые не имели  возможности  выкупить её. А впоследствии он разрешил христианам совершать паломничества в святой город и оставил им Храм Гроба Господня. Советники и казначеи были недовольны.
-Мой господин, не слишком ли опрометчиво вы поступайте с пленными? Ведь наша казна пустует, - обратился главный казначей к Салах ад-Дину, смотрящему вслед уезжавших католиков.
-Милость лучше потоков крови невинных. Особенно в святом городе, - ответил султан своим подчинённым.
Таковым был грозный владыка мусульман, великий султан Салах ад-Дин, благородный рыцарь востока, уважаемый не только своим народом, но и врагами…