Анатолий Кролл - Гуру советского джаза

Юрий Хозяинов
 Джаз, пожалуй, самый популярный вид музыкального искусства в мире. Многие даже не подозревают, что в тюменских ресторанах и кафе исполняют именно эту музыку. Но среди известных и знаменитых джазовых исполнителей особо выделяется имя Анатолия Кролла, концерт которого недавно прошел в Тюмени.
        Анатолий родился 20 апреля 1943 года в Челябинске, в семье эвакуированной во время войны из Харькова. С трех лет, когда в семье появилось пианино, инструмент стал любимой «игрушкой» мальчика – обладая абсолютным музыкальным слухом, он легко запоминал мелодии, услышанные по радио или с пластинок, а затем воспроизводил их.  После окончания музыкальной школы Кролл поступил в челябинское музыкальное училище, из которого пришлось уйти из-за увлечения западной эстрадной музыкой и конфликта по этой причине с директором училища. С 15 лет Анатолий Ошерович начинает работать сначала в оркестре при кинотеатре, затем в Челябинской филармонии руководителем квартета. В 17 лет музыкант дебютировал в качестве дирижера-репетитора Государственного эстрадного оркестра Узбекистана! Наибольшую известность у публики и музыкантов Кроллу принесла работа в качестве руководителя молодежного джаз-оркестра Тульской филармонии организованного в 1963 году. С 1971  году при Росконцерте Анатолий создает  большой эстрадный оркестр «Современник». Работая над статьей о маэстро, я просматривал публикации в интернете, – многие знаменитые российские джазмены начинали свою карьеру в коллективах Кролла. Скептики скажут: собирая состав из талантов довольно просто создать отличный коллектив. Анатолий Кролл в ответ организует джаз-оркестр «Академик бзнд» из начинающих музыкантов - студентов Российской Академии Музыки  имени Гнесиных. Этот оркестр выступал в Тюмени и оставил о себе прекрасное впечатление.
         На прошедшем концерте Анатолий Ошерович играл на рояле один и с ритм-секцией (Дмитрий Сапожников - ударные, Григорий Зайцев - контрабас) а также в составе квартета «Мы из джаза» в котором к уже перечисленным музыкантам добавился саксофонист – Тимур Некрасов. Как полагается профессору, Кролл интересно рассказывал об исполняемых произведениях, их авторах, а если композитором был он сам, то об обстоятельствах сопутствующих появлению этой музыки. Особенно большой интерес публики вызвали композиции, написанные Кроллом к фильмам Карена Шахназарова. Закончился концерт самым часто исполняемым джазовым стандартом Дюка Элингтона «Караван». Как нету песни без баяна, так джаза нет без «Каравана», пошутил маэстро.    
         Тюменские зрители вели себя, как положено на джазовых концертах: криками и хлопками приветствовали начало знакомых и популярных мелодий, благодарили музыкантов за удачные пассажи и заслужили от Анатолия Кролла комплимент: «Сегодня публика была равноправным участником концерта».