Экскурс в историю науки о неведомом

Белоусов Шочипилликоатль Роман
В последние годы в обществе заметен рост интереса к самопознанию, изучению принципов взаимодействия с миром и обществом, к началам мироустройства на самом изначальном, глубинном уровне, к феноменальным явлениям раскрытия человеком дремлющих в каждом из нас способностей, ясновидению, психокинезу, телепатии, сквозному видению и астральным путешествиям.

И, соответственно, получили потенциал раскрытия такие науки, как психология, парапсихология, и связанные с ними элементы современных психологических, психиатрических, биологических, биохимических и физических теорий. К счастью, в прошлом то время, когда в науке и в духовной сфере царил материалистический атеизм, основанный на марксистских и ленинских идеях и установках. Фанатично насаждаемый сверху, он стал фактической заменой религии и философии по степени своей ортодоксальности и безальтернативности в обществе, но в итоге он загнал себя в ту же ловушку, для избегания которой фактически и был создан – всё, что не попадало под материалистический «канон» избегалось любыми доступными способами, при этом без глубинных исследований и достойных научных разъяснений феномена, что сужало область научного познания, порождало поверхностность ряда суждений и ошибки в исследованиях.

Учёные, пытавшиеся проводить разработки в «табуированных» областях, в итоге оказывались в категории «еретиков». В таких условиях формирование феномена «лысенковщины» было вполне естественным. Хотя, конечно, никто не отрицает огромную заслугу советских учёных в развитии технического и интеллектуального потенциала страны.Со второй половины прошлого века в мировой науке начинают происходить значимые изменения, связанные с НТР, произошедшей в годы, последовавшие за Второй Мировой войной, причём развитие науки и техники было во многом спровоцировано как накопившимся потенциалом научных разработок во время войны, так и начавшейся «гонкой вооружений» из-за развязывания США во главе с Гарри Трумэном политики «холодной войны» против СССР и стран народной демократии.

В физике получила развитие теория относительности, квантовая физика, появлялись новые «безумные» теории голографического и фрактального мироустройства, отличавшиеся большой оригинальностью и доказывавшие единство всего в каждом, содержание отражения Вселенной в каждой мельчайшей точке пространства, ложность пространственного восприятия, многомерность времени, устройство мира по принципу самоподобия в малом и большом, фактическое обоснование возможности существования параллельных миров. Фрактал можно рассматривать как модель бесконечного самоподобия, графическое выражение которого не всегда имеет одинаковый вид на любой итерации (повторении цикла функции), то есть если представить фрактал графически в его идеальном виде, то есть в бесконечным числом повторений, что на практике неосуществимо, то он будет иметь одинаковый вид в любом масштабе – как исполинском, так и микроскопическом (например, схожесть устройства солнечной системы и атома).

Теория фрактального мироустройства рассматривает Вселенную как форму представления базового фрактала реальности, что позволяет применять к ранее абстрактным философским аспектам бытия конкретные математически выверенные свойства фракталов. С ней связана голографическая теория. Так же, как и изображение фрактала, голограмма в любой своей части содержит полную информацию. Если голограмму разбить на осколки, в каждом осколке будет полная картинка. Думаю, что это означает в отношении Космоса – тоже достаточно ясно.

В психологии С. Гроф разработал технику холотропного дыхания, позволяющего входить в сильно изменённые состояния сознания с выходом на подсознательный уровень или на коллективное бессознательное с возможностью переживания опыта прошлых жизней. Такой опыт в целом был назван ретроспективным, а достижение его стало возможным через применение давно известного в психотерапии и классическом гипнозе приёма психологического регресса в трансе – возврата состояния, пережитого некогда ранее, в том числе и в младенчестве, с возвратом характерной модели поведения, переживанием аналогичных эмоций и воспоминаний, относящихся к тому возрасту. Проще говоря, взрослый человек, гипнотически «возвращённый» в состояние раннего детства начинает вести себя как ребёнок, пока психотерапевт не выведет его из трансового состояния. Доктор Гроф продвинулся несколько дальше и опытным путём регрессировал сознание пациентов до воспоминаний сначала младенчества, затем – эмбриональных стадий, затем – прошлых жизней. Также ему принадлежит «теория пренатальных матриц», интегрирующая учение о коллективном бессознательном Юнга, теорию ноосферы академика Вернадского и элементы астрологического и нумерологического знания. По этой теории, условия развития эмбриона, а также обстоятельства, дата и время рождения имеют тесную взаимосвязь с комплексом личностных черт человека и с его судьбой.

Гарвардский Университет и Университет в Беркли стали в середине двадцатого века крупнейшими центрами психоделических исследований. Там в клинических условиях проводились психиатрические эксперименты на тысячах здоровых добровольцев – художниках, писателях, музыкантах, учёных, работниках социальных профессий – с применением психотропных препаратов, таких, как диэтиламид лизергиновой кислоты, псилоцибин, мескалин, диметилтриптамин, дитран, дизоцилпин, фенциклидин – и прочих, являвшихся подспорьем для проведения глубинного психоанализа учёными и получения обширного подсознательного материала испытуемых, а также позволявших исследовать возможности психофармакологических методов «промывания мозгов», «зомбирования» и поиска сыворотки правды. Подобные же исследования с упором именно на проверку возможности влияния на широкие массы населения, проводили и военные многих стран мира в секретных лабораториях, о чём впоследствии стало известно мировой общественности.

Как это ни удивительно, но скачкообразный рост количества и качества научных теорий, новые выкладки и результаты исследований поставили учёных на тропу сближения с философскими, метафизическими и космогоническими позициями различных народов и культур, доказывая и рассчитывая по научной методологии утверждения, бывшие достоянием человечества на протяжении многих тысячелетий, хотя ранее точное научное знание прямо противопоставлялось гуманитарному, да и сейчас они ещё далеко не полностью сблизились. Особенно много общего новые научные выкладки имели с традиционными религиозными философиями Востока – буддизмом, индуизмом, джайнизмом, ламаизмом, дзен и даосизмом. Это несложно объяснить. Западные религии направлены на регуляцию общественных отношений через личное духовное самосовершенствование и самогармонизацию, однако мироустройству, лежащему за пределами общественных интерпретаций, в них уделяется гораздо меньшее внимание, нежели социальным принципам. Западные религии экстравертивны, направлены на жизнь среди людей, окружающих других людей, а логика преимущественно бинарна, подразделяя весь мир на систему противоположностей – рай-ад, бог-дьявол, добро-зло, свет-тьма и т.д.

Восточные философско-религиозные системы всеми доступными способами пытаются показать условность и парадоксальность любого стереотипического поведения или восприятия реальности. Направленность здесь присутствует уже не на общество, хотя и ему тоже уделяется должное внимание, а на понимание мира вокруг себя через освобождение от заблуждений и привычек восприятия. Этот тип мировоззрения интровертивен, то есть направлен на самопостижение через самоуглубление и
медитационные практики. В основе всего лежит единство Абсолюта (Атман), взаимодействие всех вещей во Вселенной, поэтому и оценочность здесь уже не столь однозначна и зависит от той позиции, которую человек принимает. Проще говоря, освобождение – это свобода от того, чтоб отдавать предпочтение позициям, осознавая относительность всего. Логика здесь по вышеуказанным причинам примерно такова: всё неважное не менее важно, нежели важное, а всё важное не более важно, нежели неважное. Теперь становится ясно, почему научные выкладки нашли сближение с Востоком – просто восточный тип мировоззрения затрагивает как раз те сферы, которые в двадцатом веке начала активно разрабатывать физика и математика, тогда как западное мировоззрение – область социологического и политологического знания. Тогда же появляются новые мировоззренческие комплексы, формируются популярные учения и теории. Доктор психологии Тимоти Лири совместно со своим товарищем и коллегой-учёным Ричардом Алпертом стал основателем идей лиризма – учения о революции сознания, его расширении, методах влияния на разум и принципах построения нового общества изменённого сознания.

Широкую известность получил тогда Роберт Монро, неожиданно открывший в себе необычайные способности к астральным путешествиям, описавший многочисленные собственные опыты в книгах «Путешествия вне тела», «Далёкие путешествия» и «Окончательное путешествие», также основавший «Институт исследований мозга им. Р. Монро» и запатентовавший технологию звуковых бинауральных колебаний Hemi-Sync, которая при применении совместно с депривационной камерой образует установку для астральных полётов.

Известен и феномен Карлоса Кастанеды, когда цивилизованный американский студент из Лос-Анджелеса становится учеником индейского мага из племени яки Дона Хуана Матуса. Впоследствии это чрезвычайно сложное хитросплетение практических упражнений и теоретических позиций проявилось как учение «нагуализм», на основе которого затем был разработан более понятный для западного человека набор практик - трансерфинг. Развивается, заимствуя у нагуализма ряд особенностей (например, технику расщепления сознания), эриксонианский гипноз, названный так в честь своего создателя – Мильтона Эриксона, а простой программист Ричард Бендлер сумел помочь совершить прорыв в области психологии, разработав мощнейший инструмент влияния на психику – нейролингвистическое программирование, позволяющее за несколько десятков минут совершить в людях изменения такой глубины, какой классическими методами зачастую не удаётся добиться даже за несколько месяцев регулярных посещений психотерапевта. С Бендлером сотрудничал Джон Гриндер, о заслугах которого перед становлением первооснов НЛП как набора психотерапевтических методов воздействия тоже следует упомянуть весьма резонно. В России продолжателем их идей стал Сергей Горин, внёсший научный вклад в развитие НЛП на территории нашей страны и выступавший с семинарами по личному саморазвитию и решению психологических проблем, равно как и сам Ричард Бендлер.

Всё вышеперечисленное подтолкнуло к быстрому становлению и развитию парапсихологии – науки о раскрытии человеком «спящих» в каждом из нас способностях, позволяющих глубже и точнее понимать и воспринимать реальность, более чутко ощущать мир и взаимодействовать с окружением на качественно ином уровне. Парапсихология использует научные методы объяснения фактов и феноменов, существование которых официальная наука зачастую ставит под сомнение, несмотря на существование доказательств. Именно это послужило основанием для представления парапсихологии как ложной науки, наряду с астрологией, хиромантией, уфологией и нумерологией.Однако, фактически, здесь задействуются знания, полученные из самых различных областей науки, объединяя точное знание (химия, физика), естественное знание (биология) и гуманитарное (философия, религиоведение, история, психология, психоанализ и психиатрия). Также Мюнхенским Институтом Парапсихологии был разработан специализированный курс, позволяющий людям получить знания и навыки на уровне высшего учебного заведения.

Именно за счёт взаимодействия различных научных теорий и многократно перепроверенных опытов достигается получение знания, которое действительно «работает». Если посмотреть в самый корень парапсихологии – то он заключается в повышении чувствительности до сверхчувственного восприятия и достижение расширенно-изменённых состояний сознания (ИСС). Логика действительно проста. Если наш мозг – универсальный инструмент для восприятия и переработки информации, и он делает свою работу определённым образом, то расширив канал поступления данных и видоизменив режим его функционирования можно добиться восприятия реальности под другим ракурсом, получить некие новые полезные сведения о мире, открыть в себе дополнительные способности, переоценить свои старые взгляды на жизнь и общество – и так далее.

По идее, эти принципы стали известны человеку ещё в каменном веке одновременно с возникновением первых культов и складываний систем верований племён. Знахари, ведуны, бруго, волхвы, шаманы, жрецы, оракулы – все они выполняли свои функции благодаря особым психотехникам работы в трансе, а их знания считались священными и никому кроме них самих не были доступны. В Средневековье тайные знания зашли в тупик. Под фанатичным давлением Инквизиции многие были вынуждены скрывать свои способности, избегать их проявления, рассматривая их как нечто чуждое и бесовское. Среди колдунов, ведьм и алхимиков начинает распространяться каббала, значительную роль отводившая геометрическим построениям, магическому значению символов и пентаграмм. Официальная религия послужила фактором распространения заблуждения, будто пентаграммы неразрывно связаны с сатанизмом и являются его признаком, что, конечно же, весьма далеко от истины. Каббалистическое знание в слиянии с теософическими идеями, основанными на католицизме, сложило основу для классической средневековой магии, запечатлённой в книге эзотерика Папюса, жившего в 19 веке и занимавшегося подборкой материалов по старинной магии. Однако, по моему личному мнению, эту книгу в настоящее время нельзя воспринимать всерьёз, практики из неё неудобоваримы, неприменимы, либо бесполезны, но её можно рассматривать как подборку ценных сведений по средневековой культуре и мировоззрению колдунов того времени.

Девятнадцатый век был ознаменован всплеском интереса к потусторонним силам и проекциям реальности. Распространился оккультизм, который можно считать предшественником парапсихологии, подготовившим определённую фактологическую основу, несмотря на несколько иную направленность. Оккультизм возник в эпоху, когда наука хоть и делала значительные успехи, всё же не была ещё развита настолько, чтобы объяснить многие феномены психологической природы. Эти «бреши» в то время закрывало оккультное знание, но впоследствии исследования структур мозга и работы нервной системы, выявление биохимических процессов в нервных тканях и психологические исследования дали новые объяснения и перевели эти знания в области официальной науки, опровергнув былые выкладки. Оккультизм не имел прочной научной основы и заимствовал многое из старинной магии, также имея направленность не столько на самосовершенствование, сколько на подчинение, управление и взаимодействие с некими потусторонними сущностями, что сейчас как парапсихология, так и религия считает достаточно опасным делом, причём небезосновательно.

Что же касается настоящего времени, то можно предположить, что дальнейшее углублении интеграции научных знаний вкупе с появлением и распространением «детей индиго», владеющих зрением с закрытыми глазами, «рентгеновским» зрением, искусством астральных путешествий, ясновидения или лечения наложением рук, выведет уже в нашем веке парапсихологию а качественно иной уровень, позволяющий каждому реализовать собственные скрытые силы и способности и взглянуть на мир, общество, людей да и саму жизнь с новых, неисследованных ещё позиций. И это станет нормой жизни для каждого.