Кошмарики Парка Победы

Вячеслав Абрамов
Парк Победы – замечательное место Санкт-Петербурга. Приятное, ухоженное и вдохновляющее. Оно манит к отдыху в городе, как манит к неге диван в квартире.

Но как нет дивана без изъяна, так и в парке есть слегка шокирующие места. Впрочем, шокирующие не всех подряд. Я и сам их не замечал, пока ко мне не приехал внук, маленький мужичок около четырёх лет от роду.

Специально отмечаю, что патриотическое и историческое содержание Парка Победы даже не затрагиваются, оно по форме и по исполнению на вполне достаточном уровне. Достаточном, пока живы те, у кого величайшая Победа - в сердце.

Солнечным летним днём мы с внуком пошли в парк. Я – как бы отдохнуть, ну а малыш – конкретно набегаться, напрыгаться и вообще развлечься. На входе с улицы Севастьянова выстроились в ряд надувные игровые комплексы-батуты. Яркие и хорошо надутые. Удовольствие на них полазить и попрыгать десять минут стоит 150 рубликов. Для активного ребёнка десять минут – это только для затравки, а этих надутых монстров аж четыре - на выбор. Как дети выбирают – кто знает, тот понимает: держи карман.

Но подождите, это ещё не кошмарики.

Кое-как договариваюсь с внуком поискать батут получше (а повезёт – и подешевле). Двигаемся к гремящему музыкой детскому комплексу развлечений «Парк Гагарин». Там цены оказались вовсе не космические, хотя всё же заоблачные. Где 100, где 150 рэ, но уже не за 10, а за 15 минут детского счастья.

Внучок перепробовал все доступные ему аттракционы, но даже притомившись, без сильной мотивации уйти просто не мог. У взрослых, говорящих о поведении детей, это называется «не слушался». Про себя взрослые говорят «не уступил требованиям». Встала нелёгкая задача что-то придумать, чтобы увести малыша на свободную от завлекательно-развлекательных услуг территорию. Обычные приманки вроде мороженого или пирожного не сработали.

И тут как-то вспомнилось, что на островке Фонтанного пруда есть фигура лежащего у воды мальчика, лишённого кисти руки. Само собой напрашивалось такое объяснение: мальчик не слушался взрослых, капризничал, совал руку в воду, а там затаился крокодил. Который ему руку и откусил. 

И сработало. Мы пошли смотреть мальчика без руки. Но любопытного пацана заинтересовал вопрос: а где крокодил, который руку откусил? По дороге обсудили сообщение о том, что крокодила поймали спасатели и отправили в зоопарк. С тех пор крокодилам жить в парковых прудах строго запрещено.

Но и без крокодиловой опасности вид мальчика без руки заметно шокировал детское воображение. Посыпались вопросы. Я уже пожалел, что всё это придумал и стал отвлекать внимание внука на стоявшую на другой стороне небольшого островка фигуру мальчика с рыбой в руках.

- А этот мальчик слушался взрослых и поймал рыбу… - это я ляпнул не подумав. Недооценив детские способности. И тут же нарвался на вопрос:

- А как он её поймал, у него же нет удочки?

Действительно, как? Руками, что ли? Но тогда получается, что и этот мальчик не слушался взрослых, совал в воду руки. Но ему повезло – поймал рыбу. А другому не повезло – нарвался на крокодила.

От упражнений в мучительном поиске ответа меня спас следующий вопрошающий возглас:

- Дедушка, дедушка, а почему мальчики чёрные? Они, что ли, негры из Африки?

Что тут скажешь? Отступать к реальности и объяснять ребёнку, что все фигуры отлиты из бронзы и, чтобы они не покрывались зеленью, их покрасили «кузбасс-лаком»? Тогда придётся сообщить, что это не крокодил откусил мальчику руку, а нехорошие дяди, называемые вандалами, оторвали мальчику не только руку, но и парусный кораблик, который он этой рукой хотел пустить в плавание. А это для моего парнишки будет страшилка покруче упоминания уже пойманного и наказанного крокодила. Это уже криминальная история. Про то, почему до сих пор, уже через полтора десятка лет, мальчику не приделали хотя бы руку, уже вообще лучше молчать…

Можно, конечно, начать грузить ребёнка тем, что из плохих и непослушных детей выходят вандалы. Только это ему надо? Ему лучше, чтобы у всех, настоящих и ненастоящих, были и руки, и добрые лица…

Пришлось поддержать версию малыша и объяснять, почему и негры, и мальчики чёрные. Потому что они днями загорают на палящем солнце. Ну а наши питерские тучи… Он-то про них не помнит. Если сегодня солнце – для ребёнка всегда и везде солнце.

Для взрослого бывает наоборот. Теперь, как только ступаю по дорожкам парка, в глаза бросаются всякие несоответствия художественных образов существующей реальности. Вот ещё бронзовая фигура «Тыл» - работница со снарядом в руках. Стройная, статная, и снаряд держит как пушинку. Но я-то знаю, что такой 150-миллиметровый снаряд весит около 40 килограммов. Не всякий мужик удержит так, как она, играючи, такую убойную штуку.

Правда, сегодня ребёнку сей феномен можно объяснить так: тётя стоит прямо у дверей «Евразии-Суши», занявшей центральный павильон парка. Она там хорошо кушает и поэтому три пуда для неё – как детская игрушка.

Ну а взрослому, который ещё не избавился от исторической памяти, как воспринять, что над художественным символом единства фронта и тыла в виде фигур боевого лётчика и богатырской силы работницы, реет вывеска харчевни?

Некоторые ещё помнят, что когда-то в этом павильоне был кинотеатр. Там крутили бодрые советские фильмы.

Прохожу другой дорожкой – бронзовая девушка, лёжа на рельсе, машет платком. Те, кто учился в советской школе, и во сне вспомнят сюжет о том, как девушка заметила подмытый рельс и с риском для жизни предотвратила железнодорожную катастрофу. Но почему девушка лежит только на одном рельсе и почему вообще лежит? Следуя здравому смыслу, следовало бы бежать в сторону поезда, поднимая платок как можно выше. Чтобы машинист успел заметить и затормозить состав. Неужели она сломала ногу?! Но ничего о таком осложнении сюжета в скульптуре не свидетельствует. Искусно переданный душевный порыв и выражение её лица ясно свидетельствует - она совершает подвиг.

Никаких надписей на пьедестале не имеется. Благо, что сейчас есть всезнающий интернет. И него узнаю, что памятник был изваян в честь подвига Раймонды Дьен. Вот описание события.

В далёком 1950 году Франция вела колониальную войну в Индокитае, а миролюбивая общественность планеты поддерживала национально-освободительную борьбу вьетнамского народа. В город Тур прибыл эшелон с танками, предназначенными для отправки в Индокитай. Коммунисты возглавили акцию протеста, демонстрацию. Раймонда Дьен легла на рельсы, её примеру последовали другие женщины. Поезд был задержан на выезде со станции, что позволило демонстрантам оккупировать состав и продержать его девять часов. Раймонду Дьен арестовали и дали год тюрьмы, но благодаря протестам прогрессивного человечества отважную коммунистку через полгода выпустили, поразив в правах на 15 лет. Она в те годы стала символом борьбы за мир во всем мире.

В интернете даже можно найти вокальное произведение «Раймонда Дьен» в исполнении тоже тогда знаменитой Надежды Обуховой. Сам Сергей Прокофьев, уже тяжело больной, включил тему Раймонды Дьен в свою ораторию «На страже мира», а стихи для оратории написал Самуил Маршак.

На свете нет прочнее стен,
Чем те живые люди,
Что могут, как Раймонда Дьен,
Орудья встретить грудью.

В ранней редакции оратории этому четверостишью предшествовали ещё два, непосредственно раскрывающих содержание  подвига:

Чтоб голос воющих сирен
Не возвещал тревоги,
Решилась лечь Раймонда Дьен
На полотно дороги.

Пред ней со скрежетом колёс,
В пути меж полустанков,
Остановился паровоз
С тяжёлым грузом танков.

Нет ничего удивительного в том, что подвиг Раймонды Дьен увековечили в бронзе. А дальше… Как и следовало ожидать, её совершенно забыли. Говорят, что была какая-то надпись краской на плите памятника, но краска от морозных зим отстала и смылась дождями. И кто явился прообразом девушки на рельсе, может узнать только настойчивый исследователь.

Вот так реальность выражается в рукотворных образах, а потом эти образы становятся реальностью, но уже в иной реальности. И то, и другое, и третье мы воспринимаем. Как кто может. Кому память, кому смех, кому кошмарики. А кому всё фиолетово.