Бродяги Дикого Запада. Моисей Запада Ч. I

Игнат Костян
Как указывалось в предыдущих главах, территориальная экспансия США в первой половине XIX века сопровождалась стихийной миграцией населения приатлантической полосы на так называемые «свободные земли» Запада.  Туда, как известно, шли  не только традиционные для пограничья фигуры охотников и фермеров, но и как отмечал историк Н. Болховитинов «земельные спекулянты, купцы, ремесленники, предприниматели, арендаторы, батраки, не говоря уже о рабах и плантаторах, которые играли ведущую роль в южном потоке колонизации».
 Запад, представлял интерес и для всевозможных христианских  конфессий, к тому времени образовавшихся на территории США, миссионеры которых предуготовляли на его просторах почву прибывавших пионерских караванов.
В ходе колонизации Запада наблюдалась тенденция к образованию компактных коллективов (колоний), объединяемых одной религиозной верой и стремлением жить в дали от «зол» цивилизации. Среди таковых была религиозная община мормонов или Церкви Святых Последних Дней, которая представляла собой уникальное явление в истории колонизации Запада.
История мормонской Церкви начинается с имени ее основателя Джозефа Смита-младшего, которого с детства занимал вопрос о выборе религии. Начальный период жизни Смита из-за его набожности был буквально пропитан религиозностью. Существует предание, что Смит, как и впрочем, все без исключения маргинальные лидеры религиозных сект,  в 1823 году получил откровение от явившихся ему «ангелов», после общения, с которыми он создал целое учение, нашедшее отражение в так называемой «Книге мормона», по сей день почитаемой «святыми последних дней» наряду с Библией. В этой книге говорилось о том, что Иисус Христос проповедовал в Америке после своего Воскресения и, что он вернется туда, когда будет создана новая истинная Церковь.
Первое собрание мормонов состоялось в 1830 году в городе Фейетт, штат Нью-Йорк, откуда начало распространяться в различных городах на востоке США.
Однако миссии мормонов активно преследовались недоброжелателями, и в 1830 году Смит и его последователи вынуждены были переселиться в Огайо, в город Киртланд, где уже к тому моменту проживала группа мормонов.
Гнев людей видевших в мормонах еретиков вскоре изгнал их из Огайо в Миссури, где они также подверглись гонениям.
Большинство переселенцев мормонов были бедными фермерами, рассчитывавшими поправить свои дела на новом месте.  Смит уверял свою паству, что на богатых землях Западного Миссури община начнет быстро процветать и превратит весь край в «одно из самых благословенных мест на земле».
Суровую зиму 1831–1832 годов мормоны провели в недостроенных домах, страдая от голода и болезней, находясь в постоянной тревоге за свою жизнь и жизнь своих близких, так как местное население относилось к ним отнюдь не дружелюбно. Наблюдавший жизнь общины «святых» в Миссури баптистский священник Б. Пиксли в 1832 году писал редактору газеты «Крисчен уотчмен», что «переселенцы из Огайо живут в большой нужде, которую им, по всей вероятности, еще не скоро удастся преодолеть». Он отмечал, что их земельные наделы очень малы и их женщины вынуждены наниматься прачками к окрестным жителям, чтобы хоть как-то прокормить свои большие семьи.
Несмотря на все материальные трудности, переживаемые общиной, Смиту удалось расширить миссионерскую деятельность, в результате чего число «мормонитов»,  как их стали называть жители Миссури, значительно выросло. Но вместе с этим выросла и неприязнь к ним со стороны руководителей местных протестантских церквей, один из которых даже заявил, что «мормоны являются врагами человечества и должны быть уничтожены».
 Где бы не поселялись мормоны, они наживали себе врагов. «Мормоны это племя саранчи, которое грозит пожрать и вытоптать поля честного и доброго Миссури, выпусти их орду из ядовитых ульев», – говорил Самюэль Оуэнс.
Жизнь мормонских общин в штате Миссури находилась в состоянии постоянного конфликта с местным населением, которое смотрело на мормонов как на чужаков и не хотело мириться с пребыванием их в штате. Дело доходило порой до кровавых стычек, и мормоны, чтобы отстоять свои права и свою жизнь, вынуждены были прибегать к оружию. Для охраны мормонского населения и их имущества Смит приказал выделить и вооружить несколько сот молодых мужчин.  Власти штата расценили действия мормонов как подготовку к вооруженному восстанию и в 1838 году приказали военным покончить с ними. «С мормонами следует обращаться как с врагами, и, если того потребуют интересы общественного порядка, их надо уничтожить или изгнать из штата, – писал губернатор Л.Боггз. – Я отдал приказ генералу Уиллоку поставить под ружье 500 человек и направить их в округ Дэвисс, где они, соединившись с частями генерала Донифана, отрежут мормонам отступление на север».
В октябре 1838 года военные части оккупировали местечко Фарвест, где находилась резиденция Смита. Руководители мормонской общины были арестованы и предстали перед военным судом. Им был вынесен смертный приговор. Однако генерал Донифан, которому был дан приказ привести приговор в исполнение, отказался его выполнить, назвав при этом действия администрации штата «хладнокровным убийством», за которое та понесет ответственность. Благодаря решительности генерала Смит и его сподвижники были отпущены на свободу, но всем мормонам было приказано немедленно покинуть пределы штата.
 Весной 1839 года мормонская община, насчитывавшая к этому времени более 10 тыс. человек, эвакуировалась в штат Иллинойс, найдя убежище в окрестностях городка Квинси. Здесь же Смит преступил к строительству города мормонов, купив маленькую деревушку, которую преобразовал необычно красивой архитектурой. Свою столицу Смит назвал Наву. Постепенно город стал разрастаться, туда постепенно  стали стекаться переселенцы из Англии и Канады. Наву процветал, и к 1841 году численность его населения настолько увеличилась, что мормоны стали искать новые места жительства, на другом берегу Миссисипи, в Айове.
«Если бы мы были от мира, то люди полюбили бы нас и позволили  бы жить в их штатах, но нас ненавидят, презирают и травят, а убивая нас, считают, что служат Господу»,  – писала мормонка Элизабет Хэйлен Барлоу.
Смит построил Великий Храм, создал личную армию, и тайно ввел многоженство, после чего стал заявлять свои претензии на президентство  США.
Из-за того, что Смита стали называть сторонником и проповедником полигамии, многие мормоны отделились от Церкви, а ее противники нашли еще одну причину для скандалов. Когда Смит сжег типографию критиковавшего его за убеждения оппонента, то вскоре сел в тюрьму, а затем в 1844 году был убит ворвавшейся туда антимормонской толпой.
Со смертью Смита была похоронена идея мормонского «Сиона» в тогдашних границах США. Его убийство стало предтечей исхода мормонов из США в «землю обетованную», которая находилась на далеком Западе.
План  переселения мормонов на Запад вынашивал еще Смит. В начале 1844 года он якобы предлагал послать экспедицию в Орегон и Калифорнию с целью подыскать удобное место для поселения мормонов «где-нибудь в горах, чтобы сам дьявол не мог нас отыскать». Но далеко не все мормоны разделяли планы Смита относительно исхода на Запад.  Смерть главы Церкви вызвала смятение в рядах мормонов, и в итоге они после возобновления гонений в 1845 году разделились на несколько групп.
Часть мормонов во главе с С.Ригдоном ушла в Пенсильванию и образовала там отдельную мормонскую общину. Но большинство решило следовать по пути, «предначертанному пророком Джозефом» и отправилась на Запад под руководством вермонтского плотника Бригама Янга, ставшего новым лидером Церкви. Именно с его именем мормоны связывали свои дальнейшие надежды и именно его впоследствии стали называть «Американским Моисеем» и  «Моисеем Запада».
Бригам Янг родился 1 июня 1801 года в семье Джона и Абигейл Янг в городе Витингем, штат Вермонт. Его отец был ветераном революции. После бракосочетания родители Янга поселились в штате Массачусетс, и незадолго до его рождения переехали в Вермонт. Девятый из двенадцати детей, Бригам был рожден для жизни полной трудной работы. Позже он вспоминал, что ранние годы его жизни были наполнены тяжким трудом, который не оставил ему ни малейшей возможности получить образование. В школу он ходил всего одиннадцать дней из своей жизни. Родители обучили его чтению, любовь к которому он сохранял всю свою жизнь.
В пятнадцатилетнем возрасте, после смерти матери и женитьбе отца на Анне Браун, Бригам покинул семью и стал содержать себя самостоятельно.
Он переехал в Оберн, штат Нью-Йорк, где стал подмастерьем, а позже мастером, плотником, маляром и стекольщиком.
В 1824 году он женился на Мириам Уорк и вместе с женой присоединился к Методической церкви.
Через четыре года он со своей семьей переехал в Освего (штат Нью-Йорк), расположенный на озере Онтарио. Там он присоединился к группе искателей – движению в Америке девятнадцатого века, в котором мужчины и женщины объединялись в группы для изучения Библии, пытаясь найти истину. В том же году  семья Янга снова переехали, но на этот раз в Мендон, (штат Нью-Йорк). У Мириам случились преждевременные роды, вызванные туберкулезом. По сути, она стала инвалидом, и Янг был вынужден взять управление домом полностью на себя, заботясь жене и детях.
В 1830 году в Мендон прибыл брат основателя Церкви мормонов Джозефа Смита Самуэль, для того чтобы проповедовать учение мормонов и оставил копию Книги Мормона брату Бригама Финиасу, а тот прочитав ее, передал отцу Джону Янгу, который поделился книгой со свое дочерью сестрой Бригама. От нее книга уже попала лично в руки Бригама, который заинтересовался учением, но воспринял его с осторожностью. У него не было никаких иллюзий по поводу религиозных деноминаций того времени, и он продолжал самостоятельно читать Библию. На протяжении двух лет он внимательно изучал Книгу Мормона и проверял написанное любым возможным способом. Наконец в 1832 году Бригам заявил, что это учение вошло в его кости как огонь, и он познал истину.
Весной 1832 года он и его семья, включая братьев, приняли  мормонский обряд крещения, после чего Бригам сразу же принялся проповедовать восстановленное Евангелие Иисуса Христа в окрестностях Мендона. На время своих миссионерских путешествий он оставлял детей на попечение своего друга Хибера Ч. Кимбалла, поскольку к этому времени его жена Мериам умерла от туберкулеза.
После смерти Мириам, в сентябре 1832 года, Бригам отправился в Киртланд, штат Огайо, для того чтобы встретиться с пророком, основателем Церкви мормонов Джозефом Смитом.
В начале 1833 года Смит поручил Бригаму ехать с миссией в Канаду и после возвращения вручил ему в руководство паству, проживающую в окрестностях Мендона и Киртланда.
В 1834 году Бригам Янг женился вторично на мормонке Мэри Анн Анджел, и весной этого года  совместно с одним из своих братьев Джозефом принял участие в так называемом «Лагере Сиона» – марше в поддержку изгнанных и угнетенных мормонов, живущих в штате Миссури. Несмотря на то, что поход не принес никаких результатов, Бригам позже отмечал, что этот опыт был одним из самых значимых в его жизни. Вскоре после возвращения из Лагеря Сиона Бригам Янг был призван в качестве члена Кворума Двенадцати Апостолов и на протяжении нескольких последующих лет занимался миссионерской деятельностью, совершая поездки  по США и Канаде.
Из-за близости к персоне лидера Церкви Джозефа Смита в 1836 и 1837 годах у Бригама Янга стали возникать проблемы. Некоторые члены Церкви перестали поддерживать Смита, и открыто восстали против него. Преданный Смиту Янг по причине угрозы жизни был вынужден бежать из Киртланда. Когда мормоны переселились в штат Миссури, Янг со своей паствой обосновался в графстве Колдуэлл.
В октябре 1838 года, как отмечалось выше, губернатор Миссури выпустил печально известный «Приказ об истреблении», и мормоны были изгнаны оттуда под угрозой смерти. После ареста Смита и других лидеров Церкви Янг стал временным ее руководителем. Он организовал несколько тысяч мормонов, которые вступили в «Завет Миссури», согласно которому каждый обязывался помогать друг другу до тех пор, пока все мормоны не покинут штат в безопасности.
После того как в 1839 году мормоны поселились в Наву (штат Иллинойс), Янг, окончив строительство собственного дома, отправился в Англию в составе первой миссии мормонов за пределами Америки.
За исключением одного небольшого путешествия в 1844 году, Бригам Янг больше не отправлялся в продолжительные миссионерские поездки, и  все больше оставался в кругу семьи, став к этому времени одним из самых авторитетных лидеров мормонской Церкви.
В начале 1842 года он был одним из первых участников мормонских храмовых обрядов и позже одним из первых, кому «свыше» была открыта полигамия или, как называют ее мормоны, многоженство. Позже Янг   отмечал, что «он ужаснулся, когда впервые узнал о полигамии, и даже на мгновение хотел умереть, но впоследствии осознал, что это была заповедь Бога». В конечном счете, в его женах числился целый горем, и он стал отцом 56 детей от 16 из 26 своих жен.
 В июньские дни 1844 года, когда в Иллинойсе разыгрывался последний акт драмы – убийство противниками мормонов Джозефа Смита, Янг, выполняя его поручение, находился в Вашингтоне, чтобы уладить дела, связанные с выдвижением кандидатуры «пророка» на пост президента США. Спешно возвратившись в Наву, Янг застал мормонскую общину в расколе. После смерти Смит, дремавшие ранее идейные и политические разногласия среди лидеров Церкви обострились, и началась борьба за власть.
Янг в качестве старейшины Кворума Двенадцати Апостолов повел решительную борьбу с расколом. Он укрепил организационную основу Церкви, передав Кворуму всю исполнительную власть. Себя Янг назначил президентом этого Кворума. В результате часть несогласных вышла из-под юрисдикции Церкви и покинула Иллинойс, обосновавшись в других штатах. Ввиду новых возможных расколов в церкви и вполне реальной угрозы репрессий со стороны недружественного населения Иллинойса Янг принял решение об организации «большого исхода» мормонов на Запад.
До начала исхода он изучил научные отчеты экспедиции Д.Фримонта и отца де Смета в которых описывалась долина Большого Соленого Озера и увидел там «землю обетованную» для своих святых, которую от США отделяли горы. «Пробудитесь! Пробудитесь, милые братья! – восклицал Янг к единоверцам. – Это славное призвание, Бог на небесах вручил нам, чтобы мы трудом доказали свою веру».
В окончательном выборе нового места жительства большую роль сыграло давление на мормонов со стороны экспансионистски настроенных политических деятелей США, которые проявляли живой интерес к планам Янга относительно переселения мормонской общины на Запад, рассматривая их как часть общего плана колонизации и освоения западных территорий. Особую активность в этом отношении проявлял конгрессмен и ярый экспансионист С. Дуглас, всеми силами поощрявший миграцию мормонов на Дальний Запад. В ее подготовке и проведении большое участие принял также влиятельный пенсильванец, близкий к правительственным кругам Т.Кэйн, который относился с сочувствием к мормонам и в прямом смысле являлся лоббистом их интересов. 
По совету Кэйна Янг решил просить правительственной помощи, чтобы провести переселение нескольких тысяч мормонов в район Большого Соленого Озера с целью основания там колонии. При содействии Кэйна в январе 1846 года уполномоченный Янга в восточных штатах Д.Литтл получил аудиенцию у президента Полка. Президент, готовившийся к войне с Мексикой, заинтересовался планами мормонов относительно переселения на Запад, и в свою очередь предложил им принять участие в будущих военных операциях, обещав за это хорошую денежную компенсацию. Янг, остро нуждавшийся в деньгах, и тотчас принял все предложения президента. Церковь «святых» определила на службу в армию США 500 человек, которые составили знаменитый «мормонский батальон», в задачу которого входило проложить маршрут от Санта-Фе (Новая Мексика) до Сан-Диего (Калифорния). Этот тракт должен был обеспечить быстрое и безопасное передвижение регулярных частей американской армии. Проведение этой операции, равно как и командование «мормонским батальоном», было возложено на кадрового офицера американской армии подполковника
Ф. Кука. В начале 1847 года Ф. Кук уже смог доложить командованию о том, что «мормонский батальон» выполнил возложенную на него задачу и проложил путь, который, «безусловно, будет иметь огромное значение для страны». В тот момент еще никто не мог себе представить, насколько популярным станет этот  маршрут после открытия золота в Калифорнии в 1848 году, когда золотоискатели хлынут по проложенной мормонами фургонной дороге в Калифорнию.