ода речкам

Юрий Ник
Давным давно хочу написать о речках. Больших и маленьких. У которых жил, работал, учился, служил. Мимо которых просто проезжал.

 Многие, с восторгом вспоминают море... И Я его люблю, но у него лишь гость, а речки роднее мне и ближе. Тальская река, Телепанка, Кура, Алазань, Волга, Самарка, Нева, Шелонь, Кубань, Пахра, Моча, Пшиш... Список этот могу продолжать долго . Конечно  же в нём и Белая. У которой живу сейчас и к которой бегу в минуты праздные и будучи в расстройстве и смятении. Даже Москву реку порой вспоминаю, плавал и в ней, вернее сказать в брод переходил. Было и такое... Но памятно грустным и повязано на крови. Помнится , выйдя на берег , в траве наступил на дно разбитой пустой бутылки. Думается в том был тоже символический смысл.

Хотелось написать и про Июль...
 Бестолково и беспутно провожу ныне дни. Так уж сложилось, что надо что-то менять в укладе привычном, но это то что совсем не люблю. Оттягиваю до последнего и бегу от  насущного. А где ещё искать покоя как не у реки.
Зимой ли, летом ли , В пору весеннего полноводья чувств или грусти осенней, река манит к себе и завораживает.
 Люблю и дорогу ведущую к моей купальне. Верно, выгляжу конченным чудаком, почти ежедневно выползая на свою тропу в пляжном прикиде и неизменной ковбойской шляпе. В прочем, шляп таких у меня две. В старой брожу по двору, а новая на парадные выходы.

 К речке этой ещё вернусь, а пока, как могу, расскажу о первых в жизни.

Тальская река

Пришла мысль, вначале, дать справку о речке памятной, но лишний раз взгрустнулось. Информации в сети крайне мало. В основном упоминания в связи с городом через который течёт. Это при том что истории на её берегах выше крыши. Объяснение тому для меня одно - и история эта и место само по себе, тема для нынешнего Азербайджана проблемная и мало чем связанная с этносом главенствующим . Но чтобы не добавлять поленьев в склоки межэтнические, дальше постараюсь ограничиться более отвлечённым, познавательным и просто сентенциями.

 Я родился в городке на берегу этой реки. Сам факт не отразился в голове да и в летописях навряд ли, но помнится и вспоминается часто дорога к истокам собственной памяти. Из самых первых, обрывистых картинок , наши с мамой поездки на перекладных с пересадками. Путь не долгий ныне, тогда был приключением.
 Мы постепенно открываем для себя масштабы и разнообразие мира, но по началу он умещается в размеры двора, пути к садику и школе, не дальних окрестностей и видов на горизонте. У меня всё это было изначально раздвоено и контрастно. При этом красиво очень и узнаваемо, именно, своеобразием и неповторимостью. Дорога же была связующей нитью между двумя мирками и закольцовывала течение реки моей жизни...

 Путь наш начинался с очень раннего подъёма. Впрочем, брехать не буду , мог быть и разгар дня. Главное поспеть по светлому.
 Мингечаур и сейчас город особенный... А тогда это был оазис выросший на глазах одного поколения. Олицетворение хорошего в Советском. Люди приехавшие из разных уголков великой страны, по среди гнилых малярийных болот, солончаков и серо-жёлтых  безжизненных гор , построили город сад.
 Я помню как отмечали четверть века городу и тогда он был уже зелёным. А попав в него в годовщину шестидесятилетия и вовсе поражён был двадцатиметровыми чинарами, которые были посажены на моих глазах.
 Но ближе к теме. Мингечаур вырос на голом месте, вдали от привычных трасс. Потому, по тем временам, не имел ещё прямого сообщения с отдалёнными районами Азербайджанской ССР. Чтобы выбраться на оживлённое распутье надо было проехать с десяток километров до местечка Халдан.
 Только начиная выбираться , нельзя было не заметить контраста буйства жизни города и пустоши окрестной. Именно наличие воды определяет тут виды , по своему расцвечивает и даже заселяет. К извечному - Есть ли жизнь на Марсе ?  Могу добавить , на Земле она везде. Сущее смогло прижиться всюду.

 Итак , спеша к родной реке мы попадали в краски "Великолепной семёрки" и "Золота Маккены". Вид этот не назову унылым. Наблюдая его в динамике перемен погодных , нельзя было не впечатлиться метаморфозам, когда  форменное  nature morte превращается в замечательные пейзажи и пасторали.
 Через Халдан проходил старинный тракт, ныне расширенный , спрямлённый местами и облагороженный (Если можно, конечно, применить это определение к тому что делает человек с природой). Тут мы выходили и устроившись на обочине , голосовали. В последние годы нашей жизни в Закавказьи , путешествие стало комфортнее и лишилось перекладных, а в начале на чём только Я с родителями не ездил. То были и душные, тряские автобусы ,иногда грузовики, а бывало и редкая по тем временам легковушка.
 Из водного на пути, могу отметить только Ханабадский канал. Реку рукотворную , оживившую сильно, лежащую между отрогами Боздага долину. Сюда Я попадал иногда специально. С отцом выбирались на рыбалку и как-то брал он меня по осени охотясь на пернатых. Меня привлекала в вылазках таких не добыча, а созерцание окрестностей и живности.
 Канал переезжали по небольшому мосту. И всегда при этом вспоминаются жуткие истории падения с него автобусов. Я слышал о двух таких случаях.
В месте этом открывался на краткий миг вид большой воды - Мигечаурского водохранилища и Я мысленно прощался с одним своим миром и начинал ожидать приметы иного.

Сразу за Ханабадом начинался новый небольшой перевал. Покатый и почти без извивов. Тут, как правило, глаз отмечал неизменные поныне , скромные глинобитные строения на краю селения и редкие кустики граната на склонах сопок. Осенью, как никогда, выделяются они средь прочих "саксаулов", яркими бомбочками. Некоторые из которых уже разорвались и теперь название отсылает  изящный плод скорее к самоцветам. И ещё одно примечал. Старую... Нет плохое слово... Старинную дорогу. Махонький кусочек её на речке мёртвой почти всегда. Руслом, вид делала галька светлая, устилавшая дно, а дорога читалась по остаткам арочной кирпичной кладки по обоим берегам. Заросшей жухлой травой и несомненно свидетельствовавшей о старине очень глубокой.

 Следующее олицетворение воды на очень большом протяжении будет  фонтанчиком сделанным к Московской олимпиаде в виде одной из её эмблем и трубы местами сваренной , а чаще просто разложенной вдоль пути и почти не ржавой из-за суши извечной . Надо ли говорить , что собственно воды, ни в фонтане , ни тем паче в трубе, на памяти моей, не водилось. Но самое поразительное , в свете многих произошедших перемен , свидетельствую - так тут,абсолютно неизменно, вот уже тридцать с лишним лет.
 
 И ещё одно, что отмечаю уже через время и расстояние, тут миры мои сходились на время или даже вернее - становились равноудалённы. По левую руку был голый Боздаг , а по правую , кучеряво и синевато зеленел Кавказ. Ехать ещё добрую половину пути, но глаз уже отдыхает, млея от красок начавших сменять тревожащую сознание охру...


to be continued

http://www.proza.ru/2015/08/19/1778