О режиссёре Константине Балакине

Дина Немировская 2
Постоянно с интересом смотрю телепрограмму Сергея Николаевича «Культурный обмен». Эта программа охватывает все сферы культурной жизни сегодняшней России. Гости "Культурного обмена" - известные и начинающие режиссёры и актёры, писатели, музыканты и художники из разных российских городов, а также люди, которые обычно остаются за кадром, но без чьего участия художественные проекты не могли бы состояться: кураторы, театральные художники, сценографы.

В студии "Культурного обмена" они обсуждают самые интересные театральные премьеры, выставки, гастроли, концерты и фестивали, проходящие в нашей стране.

Авторские очерки ведущего раскроют малоизвестные факты из биографии самых ярких представителей мирового и российского искусства прошлого и нынешнего веков.

В одной из программ ОРТ главный режиссёр Астраханского театра оперы и балета Константин Балакин рассказал о Российской Национальной театральной Премии "Золотая Маска" и переменах, которые переживает в последнее время опера, как вид искусства.

Константин Балакин окончил санкт-петербургскую консерваторию имени Н.А. Римского-Корсакова по специальности «режиссёр музыкального театра» в 1996 в классе А. Башловкина и Я. Фрида, после чего работал в театре «Геликон-опера» и в оперной антрепризе в Волгограде.

С 2002 года Балакин - режиссёр-постановщик, с 2006 года - главный режиссёр ростовского музыкального театра. В числе поставленных им спектаклей - «Каменный гость» А. Даргомыжского, «Паяцы» Р. Леонкавалло в «Геликон-опере», «Так поступают все женщины» В.А. Моцарта в Московской консерватории, «Говорящая картина» А. Гретри в Останкинском театре, «Пиковая дама» П. Чайковского в волгоградской оперной антрепризе, «Севильский цирюльник» Дж. Россини в волгоградском музыкальном театре, «Служанка-госпожа» Дж. Перголези.

Константин поставил музыкальные спектакли по таким произведениям, как «Пиратский треугольник» Г. Доницетти, «Орфей в аду» Ж. Оффенбаха, «Богема» Дж. Пуччини, «Снежная королева» на музыку В.А. Моцарта, «Хрустальный башмачок» на музыку Ж.Ф. Рамо, «Царская невеста» и «Сказка о царе Салтане» на музыку Н. Римского-Корсакова, «Волшебная флейта» В.А. Моцарта, «Ваш Иоганн Штраус», «Кармина Бурана» К. Орфа, «Юнона и Авось» А. Рыбникова в музыкальном театре Ростова.

В ростовской консерватории имени С.В. Рахманинова Балакин поставил «Иоланту» «Войну и мир», «Русалку» совместно с шотландской королевской академией музыки и драмы.

В 2006;2011 Балакин занимался преподавательской работой, с 2008 был доцентом кафедры оперной подготовки консерватории имени С. В. Рахманинова в Ростове. С 2011 он - главный режиссер Астраханского театра оперы и балета. В числе его астраханских постановок - «Князь Игорь» А. Бородина и «Борис Годунов» М. Мусоргского, премьеры которых прошли с триумфом под открытым небом на Соборной площади Астраханского Кремля. Также в Астрахани прозвучали «Отелло» «Паяцы», «Пиковая дама» и «Черевички, или Ночь перед Рождеством», поставленные К.Балакиным. Памятна «Карнавальная ночь в Музыкальном», поставленная режиссёром к новому году.

Астрахань предложила Константину Балакину не только красивейшее новое здание, но и внутреннюю свободу. Новое здание астраханского музыкального театра было задумано и воплощено в реалии авторами как многофункциональный культурно-зрелищный комплекс, как театр-дворец, как место праздника. Театр построен в неорусском стиле. Это современное прочтение той художественной традиции, что была распространена в России на рубеже XIX—XX веков, во время так называемого «серебряного века» — периода не только экономического подъёма, но интереса общества к русской истории и культуре, в том числе, архитектуре Древней Руси.

«В Астрахани меня слышат», - говорит режиссёр, у которого возникло понимание с союзником и единомышленником, художественным руководителем и директором театра Валерием Ворониным, с которым Балакин познакомился в Ростове.

В 2015 году астраханский театр оперы и балета показал в Москве оперу Чайковского «Евгений Онегин». Этот спектакль был включён в список претендентов на национальную премию «Золотая маска» сразу в нескольких номинациях.

Режиссёр Константин Балакин осознанно отверг идею экспериментов с классическим материалом. Тем самым, как отмечает критика, им был поставлен своеобразный эксперимент.

Спектакль, номинированный на «Золотую маску», постановка «Евгения Онегина», признан на сегодняшний день в качестве лучшей работы художника по свету. Отмечена работа художника по свету в Музыкальном театре. Лауреатами премии "Золотая маска"-2015 стали Евгений Афонин, Сергей Васильев, «Экспонат/ Пробуждение», Александринский театр, Санкт-Петербург.

Режиссёр Балакин считает своего «Онегина» радикальным уже потому, что он как раз «принципиально не радикален». Ставил Константин его прямо по Пушкину, «не мысля гордый свет забавить».

«Наш спектакль во многом про уходящую и ушедшую натуру, о прекрасном усадебном мире русского дворянства, провинциального в том числе, – с такими прекрасными в чем-то устоями, спокойной семейной жизни, в которую вторгаются настоящие страсти. Дух пушкинской эпохи мы сохранили внешне, эстетически и получали от этого удовольствие!» - признаётся мастер.

«Создать правильный правдоподобный образ, чтоб зритель поверил, чтобы зритель увидел действительно Ленского, который жил в XIX веке, в эпоху создания этого произведения – чтоб он увидел того персонажа, каким его хотел увидеть автор. Конечно, тот персонаж должен находиться в тех обстоятельствах – места, времени, и костюм тоже в этом помогает!» - говорит солист Астраханского театра оперы и балета Александр Малышко.

Половина сцен в постановке происходит у воды. Вслед за романтиками девятнадцатого века создатели спектакля подчеркивают этот символ течения времени и безвозвратно ушедшей эпохи. А любителям оперы остаётся лишь дождаться, назовут ли лирическую «энциклопедию русской жизни» лучшей оперой режиссёра, который молод и у которого масса творческих планов.