Стратегия дальнейших родословных исследований

Михаил Желамский
     Итак, после обработки последних результатов, полученных в июльской 2015 г. поездке на родину, возникла откорректированная система ветвей общего родословного древа, приведенная ниже.
     Родовую фамилию я упоминать не буду, ибо она понятна. Кто не знает – может посмотреть хотя бы фамилию, под которой числюсь я, автор данных размышлений. 
     Итак, ключевые фигуры, а также проработанные ветви общего родословного древа, идущие от ключевых фигур и  известные на сегодняшний день, выглядят следующим образом:

А. Ефим (Юхим), предположительно 1840-го года рождения  – основатель одной из ветвей нашего рода, к которой автор имеет честь принадлежать.
Ветвь проходит через мою бабушку Ксению по линии отца. Ефим - конечная персона в этой ветви, так как дальше него, в глубь веков, предки неизвестны. От Ефима идут следующие ветви потомков:
1. Михаил Ефимович – сын Ефима, и его потомки:
• Яков Михайлович  - сын Михаила и его потомки (Якушовщина):
o Потомки Ксении Яковлевны и Семёна Степановича (файл «1 - Якушовщина_Семёновичи»),
o Потомки Устинии Яковлевны и Филиппа Ананьевича (файл «2 - Якушовщина_Филипповичи»),
o Потомки  Прасковьи Яковлевны и Прохора Филипповича (файл «3 - Якушовщина_Прохоровичи»)
o Потомки Ивана Яковлевича и Ефросиньи Ильиничны (файл «4 - Якушовщина_Ивановичи»),
o Потомки Агриппины Яковлевны и Петра Елизаровича (файл «5 - Якушовщина_Сморыго»), 
• Никон Михайлович – второй сын Михаила (файл «6 - Никоновичи»), здесь представлена и украинская линия по фамилии Песоцкие, проходящая через Коломыю;
• Виктор Михайлович – третий сын Михаила (файл «7 - Виктор Михайлович»),
• Акулина Михайловна  - дочь Михаила (файл «8 - Акулина»),
• Евгения Михайловна -  вторая дочь Михаила (файл «9 - Евгения»).

2. Иван Ефимович – второй сын Ефима, и его потомки  (файл «10 - Ивановичи»),
3. Трофим Ефимович – третий сын Ефима, и его потомки – Григорьевичи и Захаровичи (файл «11 - Трофимовичи»). Сильная сибирская линия нашего рода, которая находится в удовлетворительном состоянии проработки.

     Ветвь Ефима проработана наиболее подробно по простой причине моей принадлежности к ней. Большинство упомянутых родственников в Якушовщине я видел своими глазами, а других помнят старшие.
Ефим - крайний родственник в данной ветви рода. Кто был перед ним?   Буду выяснять!

B. Иван, предположительно  1850-го года рождения – основатель и крайняя персона другой ветви нашего рода, проходящей через моего деда Семёна по линии отца, и прадеда Степана (файл «12 - Степан Иванович»). Где жил? Чей брат или сын?
     Сюда же присоединяется сложная линия моей приемной бабушки Матрёны, которая одновременно являлась тётей двоюродных сестёр моего отца. Там сложно, но интересно. Иван примерный сверстник Ефима. Знали они друг друга? Как узнать?
 
C. Тимофей 1820-го года рождения – основатель третьей известной ветви нашего рода (файл «13 - Тимофеевичи»), проходящей через трёх его сыновей – Лукьяна, Лариона и Дмитрия Тимофеевичей, рожденных в 40-х годах 19-го века. После них всё более – менее ясно, вот – смотрите файл, пристраивайте неизвестных ещё родственников к основному древу. А до них? Тимофей – кто он? Где жил? Чей брат? Как узнать?
     Выяснилось, что сразу после революции три брата – Филипп, Никита (чуть позже) и Георгий Тимофеевичи – сыны Тимофея Лукьяновича – уехали в Сибирь. Ищите концы!

D. Самуил 1850-го года рождения, жил в одной из наших деревень под названием Бучиха (файл «14 - Самуиловичи»), а в начале 20-го века переселился в Сибирь. Крайняя персона в своей ветви.  Чей брат? Кто отец? Какая связь с остальными ветвями? Пока непонятно. Буду искать. 

E. Назар 1847-го года рождения – основатель ветви нашего рода, проходящей через сегодняшний Екатеринбург и далее в Сибирь (файл «15 - Назаровичи»).   Наш человек, сомнений нет. Но откуда? Где жил? Чей брат? Буду искать. 

F. Соловьева (Ж - ая) Наталья Михайловна – представители ветви живут на Украине, в частности - в Мариуполе (файл «16 – Мариуполь»). Исходное место проживания конечной фигуры – Нащёкино, это совсем недалеко от Ласино, если прямой, а по дороге – до Пустошки, а затем налево на Ригу. Как-то надо эту ветвь обязательно присоединить к известным корням.  Буду заниматься.

G. Егор, предположительно 1920 года рождения в наших местах (под Невелем), является ключевой фигурой Латвийской ветви нашего рода, где наша фамилия звучит уже как  «Желамскис» (файл «17 – Лаурис»). 

H. Сидор (файл «18 – Сидоровичи»). Ключевой фигурой здесь является Никита – отец Сидора. Удивительным образом эта ветвь сошлась с ветвью Тимофеевичей – похоже, что отец Никиты был сыном Тимофея, и братом ласинского Лукьяна Тимофеевича из файла «13 - Тимофеевичи».  Здесь тоже интересно. Известны факты, когда наши люди меняли фамилии – был Ж - ий, а женившись на вдове с большим участком земли,  стал Сморыго, чтобы землю не потерять. Это понятно! Но есть факты изменения отчества – Николай, родной брат Петра, был Сидорович от рождения, а стал Александрович. Я его прекрасно знал. Он только в прошлом году умер, а был вторым мужем моей двоюродной тётушки Лидии Ивановны, тоже уже покойной. Как так? А вот так! Надо разбираться.

I. Федот (файл «19 – Федотовичи»)  предположительно 1915 г.р. жил где-то между Опочкой и Пустошкой, в местечке под названием Норкино, мне пока неизвестном. Далековато от гнезда. Но и времена уже почти наши – иных к этому времени в Сибирь угораздило, а тут всего лишь под Опочку. Наш человек! Будем разбираться. Потомки Федота благополучно проживают в Питере, на виду, уважаемые люди. 

     Итак, крайними персонами по установленным ветвям родословного древа являются:
Ефим (1840), Иван (1850), Тимофей (1820), Самуил (1850), Назар (1847), Никита (1865), Наталья (1890), Федот (1915).

     Книга памяти нашего района даёт дополнительные имена крайних персон, по которым также будут вестись исследования:
1. Михей с Ласино, ориентировочно 1895 г.р. (не тот ли это Михей Васильевич из Тимофеевичей?) и его возможные дети:
• Дочь Мария Михеевна  1923 г. р., умерла от ран в 1945 г.
• Сын Василий Михеевич 1915 г. р.  Пропал без вести в 1942 г.
• и еще сын Иван, имеющийся в родословном древе. 
2. Иван, ориентировочно 1890 г.р., из Селец или из Березовки, и его возможные дети:
• Григорий Иванович пропал без вести в 1943 г.
• Антон Иванович 1916 г. р., умер от ран в 1944 г.
• Иван Иванович  1923 г. р., Сельцы, умер в 1943 г.
• Пётр Иванович 1911 г.р., Березовка, пропал без вести в 1943 г.
3. Фёдор из Либичихи, ориентировочно 1885 г.р., и его возможные дети:
• Вениамин Фёдорович, пропал без вести в 1943 г.
• Виктор Фёдорович, Либичиха, 1922 г. р., пропал без вести
4. Василий из Залавочья, ориентировочно 1880 г.р., и его вероятные дети:
• Иван Васильевич 1902 г. р., погиб в 1944 г.
• Федор Васильевич 1908 г.р., пропал без вести в 1943 . 
5. Пётр с Ласино, предположительно 1895 г.р.  – его сын Владимир Петрович 1914 г.р.  погиб
6. Лаврентий с Селец – его сын Иван Лаврентьевич погиб в 1942 г.
7. Степан с Залавочья, предположительно 1890 г.р. – его сын Иван Степанович 1908 г. р. пропал без вести в 1943 г.
8. Тихон из Чернецово, предположительно 1890 г.р.  – его сын Иван Тихонович 1909 г.р. пропал без вести в 1944 г.
9. Алексей – его сын Егор Алексеевич погиб в 1944 г.  (кстати, отец Петра Григорьевича с Залавочья был Алексеевичем, по словам Валентины Филипповны).
10. Кузьма из Залавочья – его сын Павел Кузьмич погиб в 1944 г.
11. Никифор с Горки – его сын Павел Никифорович, 1912 г.р. пропал без вести в 1943 г.
12. Федот – его сын Семён Федотович пропал без вести в 1943 г.
13. Михаил из Усть-Долысс – его сын Семён Михайлович  погиб в 1941 г.
14. Иосиф Иванович, 1876 г.р., и его дочь Желамская Вера Иосифовна, 1916 г.р., умерли в блокадном Ленинграде в 1942 г (информация от Ильи Ж-го).

Есть другие родственники, требующие дополнительного исследования:
• Терентий примерно 1900 года рождения. Его сын Николай Терентьевич – полковник в отставке, из Селец, здравствует на 92 году жизни в 2015-м году.
• Филипп – его сын Прохор Филиппович  был расстрелян партизанами в 1943 г. Крайняя персона. Откуда он? Чей сын, брат?
• Пётр Григорьевич – в Залавочье первый дом справа от Ласино. Известно, что он из  Деланья, а род их из Берёзовки.
• Анатолий  – в Залавочье последний дом слева на Горку. Тесть Юрия Алексеевича, моего троюродного брата.
• Егор – прадед по линии Лауриса.

Места, где сегодня проживают Ж – ие (предварительно):
• Москва (Сидоровичи, Степановичи, другие)
• СПб (Якушовщина, Никоновичи, другие),
• Сибирь (Трофимовичи, Самуиловичи, Назаровичи):
o Томск,
o Новосибирск,
o Ленск,
o Омск
• Екатеринбург – (Назаровичи)
• Псковщина:
o Гультяи (связь пока неизвестна),
o Опухлики (Никоновичи),
o Невель (Якушовщина)
o Усть – Долыссы (Якушовщина, Викторовичи, Акулины)
• Сегежа  - (Якушовщина)
• Украина:
o Коломыя (Никоновичи),
o Мариуполь (потомки Натальи Михайловны), 
o Кировоград (вижу в сети, но не знаю кто),

      Вот такие дела с нашим родословным древом – сегодня мне известны 19 ветвей, стоящих на восьми конечных личностях, а еще два десятка персон, не входящих в указанные ветви, а, следовательно, имеющие свои направления, мне пока неизвестные.
     Следует сказать, что результаты последних исследований развенчали предыдущую легенду о том, что Юхим – первых наш предок, появившийся на псковской земле. Это не так. Во-первых, Юхим – Ефим жил лишь во второй половине 19-го века, тогда как есть предположения, что первые предки с нашей фамилией появились на нашей земле еще в 17-м веке. Во-вторых, даже из перечня ключевых фигур видно, что вместе с Юхимом в то же время проживали и другие персоны – основатели парал-лельных ветвей общего древа. 
     По утверждениям старших родственников (например, Алексей Якимович Ж–ий в рукописи «По страницам памяти») гнездо нашего рода имеет локальное положение в пространстве, и ограничено деревнями – Ласино, Полуйково, Залавочье, Берёзовка, Полтинница, Сельцы, Бучеха (иногда пишут через «е»), Сахарово, Чернецово, Старое, Червоеди, Дербиха – находящимися сегодня на территории Невелького района Псковской области. Отсюда происходят все 19 известных ветвей рода и все другие, пока неизвестные. Сюда высадился польский десант в 17-м веке, двигавшийся, по последней гипотезе (Александр Гаврилович Ж-ий), по реке Уща вниз по течению, с верховий, где, под Новосокольниками, находился крупный католический храм – монастырь с воинским контингентом (гипотеза еще нуждается в уточнении).   

     Теперь я должен в очередной раз уточнить, разъяснить читателю – зачем я все это пишу, какой в этом смысл и практическое значение.
     Уже имеющиеся, и перечисленные здесь  ветви общего, громадного родословного древа можно совершенствовать в режиме свободного доступа. Буду рад любой дополнительно информации, которую незамедлительно буду обрабатывать и добавлять.  Но зачем это нужно, спросите вы?
     Отвечаю!

     Первый мотив к исследованиям - любопытство.
Любому нормальному человеку хочется знать  - сколько есть родственников на данный момент, где они живут, какие между нами связи? Это нормально.
     Но не только праздное любопытство двигает мной. Другой мотив – мониторинг текущего состояния рода.
    Ведь сказано, что наш род сейчас идет на вымирание (Иван Викторович Ж-ий). Это серьёзное заявление, и оно практически подтверждено полученными результатами. Действительно, из представленных ветвей родословного древа следует, что молодых и активных мужчин с нашей фамилией сейчас крайне мало, что составляет серьезную проблему. Таким образом, наблюдения за численностью и составом нашего рода сейчас позволяют оценивать динамику его развития и перспективы дальнейшего существования.   
     Такие исследования имеют прямой практический смысл.  Можно привести пример, когда на востоке – преимущественно в исламских странах, но не только,  каждый здравый человек знает свою родословную  до седьмого колена и далее.  Эта информация известна, тщательно сохраняется и используется, в том числе, для исследований  возможных претендентов перед женитьбой или  замужеством, чтобы избежать кровосмешения, наследственных болезней, наличия разбойников в предках и других родословных проблем. К тому же, родословная информация содержит данные о достижения рода, что является результатом предыдущих исследований, направленных на обеспечение чистоты и безопасности заключаемых браков.
     Судя по разговорам со здравствующими ещё ныне старшими родственниками, я не сомневаюсь нисколько, что в прежние времена такую информацию знали и хранили и наши предки, ни в чем не уступая восточным мудрецам.
Понятно, что за безбожный период советской власти и эта традиция была выжжена калёным железом, как и многие другие.  Но не пора ли начать восстановление знаний и в этой области? Думаю – пора!
      Не менее важен, на мой взгляд, исторический смысл родословных исследований. 
     Поиск родословных связей, уходящих в глубь веков, должен, на мой взгляд, дать возможность экстраполировать все древо к неким первоначальным Ж-им, стоявшим действительно в начале всего рода. Разрозненные пока ключевые фигуры, выявленные проведенными исследованиями, являются прямыми родственниками, отношения между которыми необходимо выявить для увеличения глубины наших знаний по времени.   
     Эта работа только начинается.  Каким методом можно решать эту задачу? Первое, что приходит в голову – это прямой сбор сведений по всем родственникам за все время наблюдения, используя архивные данные, церковные книги, литературные данные, прочие источники информации. 
     Построение множества найденных имен по оси времени, уходящей в глубь веков, к моменту предполагаемого основания рода в 17-м веке, даст достоверную информацию о динамике роста численности и состава наших предков.
     Можно представить, что в результате данных исследований появится двумерный массив данных, где по одной оси будут обозначены все существующие имена (а их не так много), а по другой оси – время в годах, уходящих от нас  к моменту «большого взрыва», то есть – появления первого предка на псковской земле. В массив попадут данные о любых представителях рода, полученные из любых источников. Обработка такого массива может быть выполнена вполне корректно, с использованием методов математической обработки данных.    
     Понятно, что   разброс имён будет уменьшаться по мере приближения к моменту «большого взрыва. Скорость сокращения имен по времени даст дополнительную информацию о моменте большого взрыва, используя математические методы экстраполяции. Кроме того, установление прямых родственных связей между случайными именами в массиве также даст информацию о развитии рода. 
     Таким образом, дальнейшие родословные исследования будут мной проводиться как в части уточнения текущего состояния рода, так и накопления данных о прежних веках, где я надеюсь на помощь имеющихся архивов и других баз данных. В любом случае я призываю всех желающих к участию в этом интересном и нужном деле.