Письма к Белозерской

Евгений Пажитнов
1. (Ф562 Картон 71 ед.х. 21 Л63) 1.3.1973. Ирина.
                Дорогая и милая Любаша!
… Целую и благодарю за память и живое Ваше слово. Я очень радуюсь тому, что Вы всегда окружены и имеете тесное общение с интересными людьми.
Только что я прочитала в рецензии в одном журнале, что в нём помещена пьеса «Блаженство». Я не знаю её и постараюсь журнал достать. Как видите, вещи М.А. печатаются постоянно. К сожалению я знаю и читала мало, кроме, конечно, самых блестящих, вроде «Мастер и Маргарита» …..
  Целую Вас крепко. Ваша Ирочка.
2. (Ф562 Картон 71 ед.х. 21 Л63) 16.10.1974. Ирина Фогт. Калифорния. Южные ворота.
Дорогая моя, любимая тётя Любаша!
… пишешь, милая моя, что моё последнее письмо было тёплое и ласковое, разве когда-нибудь было иное? Ведь ты у меня самая близкая и единственная со стороны мамы! И к тому ж я всегда обожала тебя и никогда не забывала. Я собираюсь написать Дравичу. Как я  ему благодарна за то, что он нашёл моего брата, а благодаря этому я получила первую весточку о тебе, дорогая моя тётя Люба. Я узнала от брата, что он пишет книгу о М.А. и мой брат купит её для меня, когда она будет издана, я была бы очень рада и благодарна, если он как автор напишет несколько слов на ней для меня, я его попрошу. Брат тоже писал, что он очень интересный, умный и сердечный, мне кажется, что преподаёт, что он профессор….. Интересно что? Дравич навестит тебя в день моего Ангела, 20 сентября ..
Я сегодня получила ответ из Парижа, что не могут найти там книжки М.А. «Бег», которая была, наверное, издана на польском или французком языке, нужно было бы знать кто её издал – « Побег» или «Бегство». Может быть ты знаешь?
 Пока что крепко, крепко  тебя целую, милая моя, дорогая тётя Любаша. Пиши, пожалуйста. Твоя Ирина.

3. (Ф562 Картон 71 ед.х. 21 Л63) 5.5.1975 Ирина Вогт. Южные ворота.
  Дорогая моя, любимая тётя Любаша!
….. Я уже получила от моего брата несколько книжек М.Б. и если я не совсем понимаю, то это не слова, а суть дела. Слишком много дьявольства. Но я прочитала очень интересный фельетон г.Дравича о М.А., в котором он об этом написал и выяснил. Но я хотела бы в конце концов найти что-нибудь больше о его жене, хотя уже знаю о «Банге» и о «Рогашу», и о драгоценном кольце. Но мне этого мало, постараюсь получить из Лондона. По-русски мне трудно писать, но без трудности читаю и всё понимаю …
  Целую тебя крепко, крепко. Твой Хвостик.

4.  (Ф562 Картон 71 ед.х. 21 Л63) 27.6.1978. Ирена Фогт. Калифорния.
 Дорогая моя, милая и любимая Тётя Люба!
Передо мной твоё последнее письмо от 12 июня, которое я получила 20-го. Твои письма идут /летят!/ ко мне неделю …
… несколько недель тому назад мы узнали, что в марте месяца 18 в Центре ди Диалоги в Париже была публичная лекция г.Андрея Д. на тему « В чертовском кругу» о творчестве М.А.
В мае месяце я заказала и послала деньги на книжечку воспоминаний о М.А. в Адрисе, но до сей поры книжки не получила, нужно будет собраться и написать …
   ………… Твоя Ириша.                ……… Витольд.

5. (Ф562 Картон 71 ед.х. 21 Л64) 8.7.1979 Ирина и Витольд.
 Дорогая моя и любимая тётя Люба!
….  Есть причины моего опаздания с ответом. Прислали мне твою книгу, которую я ждала так долго и я хотела её прочитать и потом написать тебе о впечатлении, которое она произвела на меня. Вит, конечно, её тоже прочитал. Тут, между прочим, надо сказать, что я так долго не получала книги, что написала не  очень вежливое письмо к Проффер и это подействовало.
Книгу я читала два раза. Первый раз проглотила, а второй прочитала внимательно. Думаю, что это ещё не конец и ещё буду читать. У тебя большой талант. Тётенька, милая, книга написано легко, но с большим чувством, с юмор, когда можно, а когда нужно, очень внимательно и серьёзно.
У меня много вопросов, сегодня несколько:
1.О свадьбе какой сестры ты вспоминала? Если о моей маме, то я хотела бы узнать побольше. Где, когда и как это было?
2. Кто это Варвара Васильевна /пишешь мать моей сестры/ потом стала монахиней. Мне кажется, что я помню, что мама говорила о В.В.Дризен. А кто был моей крёстной матерью?
Ещё о книге: мне показалось, что всё время ты была для М.А. самым лучшим другом, всё понимающим и всё прощающим. Своим пером ты будто рисуешь чудные картины прошлого, вот читаешь и видишь всё в красках, всё живое. Ты всё подметила, но подчеркнула самое необходимое. Никаких длинностей. Как прекрасно заметила, что это так важно взаимное доверие для доброжелательной атмосферы. Я теперь знаю, что твоя мечта о маленьком автомобиле ещё издавна. У нас тут автомобиль это не роскошь, а необходимость, всё далеко, а автобусы медленно и редко курсируют. Мы в январе переменили свой золотой на маленький голубой, более экономичный и поворотливый. Бензин так подорожал, что это было необходимо. Я его очень люблю, для меня он гороздо удобней, для моих ног и моей слабой спины, но Вит как-то его не любит. У него длинные ноги. Теперь жду от тебя ответа, когда, кто издаёт твою вторую книгу, обещанную на стр.115 и о которой теперь пишешь, что почти окончена. Милая моя, дорогая тётя Любаша, я оставляю место для Вита. Отдельно я тебе пришлю копию фельетона о М.А. на польском языке, а пока что крепко тебя целую и обнимаю, привет, конечно, Игорю.
                Жду твоего письма. Твоя Ириша.

                Дорогая Люба!
Мы оба с Ириной вперемежку читали твои воспоминания. Я восхищаюсь лёгкостью твоего стиля, меткостью описаний, деликатностью и утончённостью в соответственных трудных жизненных моментах и т.д. Я может быть и написал побольше, но мне недостаёт слов, а всё искать в маленьком словаре нелегко и многого нету. А вот ещё маленькая заметка. Ты как-то написала, что в Москве на каждом углу был молоч