Письмо к Белозерской

Евгений Пажитнов
(Ф562 Картон 71 ед.х. 21 Л84 )
Письмо к Л.Е. от Яранцевой Натальи Альбиновны:
Здравствуйте, уважаемая Любовь Евгеньевна! Мы с Вами не знакомы, но Вы видели меня однажды вечером числа седьмого июля в доме Е.А.Тарновской. Мы с мужем знакомы с её сыном Алексеем. Нам отрекомендовали его как воспитанного, тонкого человека. Сам Алексей гордился не только эрудицией, но и своим доброжелательством. Нам было приятно познакомить с ним в тот вечер нашу подругу – молодую писательницу и её мужа – музыканта. Мы слушали пластинки и наш друг слегка повредил проигрователь. Не слушая объяснений, Алексей неожиданно резко отчитал его. /Как выяснилось потом, Алексей перед этим показывал молодой женщине фотографии своих голых приятельниц, называя это искусством и уговаривая её тоже сфотографироваться/. Мои друзья ушли, а меня Алексей попросил остаться.
Я сидела в его комнате, а он в коридоре говорил с Вами по-французки. Войдя, он подошёл к проигрователю и громко выругался матом. Он сказал, что этот проигрыватель у него 8 лет и он его любит, а нашего друга видел в первый, а может быть и в последний раз. И что меня он тоже видеть не хочет и не будь я женщиной, он дал бы мне по « соплям».
У меня в глазах всё поплыло. Помню я вышла в коридор и стала одеваться. Вы стояли в дверях большой комнаты и Алексей, как ни в чём не бывало, заговорил с Вами по-французки. Он использовал Вас, чтобы унизить меня резким переходом от хамства ко мне к любезному разговору с Вами, но Вы этого не понимали. И я сказала Алексею: «Лучше бы Вы рассказали Любови Евгеньевне, как Вы со мной обошлись». Алексей ответил: «Мне и моим гостям не интересно то, что Вы говорите», -- и открыл мне дверь. 
Поведение Алексея в тот вечер было таким чудовищным, что я не столько возмутилась, сколько ужаснулась. Мне было стыдно за него и я предположила, что у него был какой-то болезненный эксцесс и мне следует постараться понять, что с Алексеем происходит и постараться помочь ему.
Прошло много времени, теперь я лучше знаю Алексея. Обладая многими хорошими задатками, он неколебимо доволен собой. А от тех кто узнал его недостатки, он старается избавиться, чтобы ничто не мешало ему восхищаться собой. Ничье мнение для него не авторитет. Но о Вас он всегда говорил с уважением, вероятно Ваше мнение для него ценно. Я прошу Вас помочь мне благотворно повлиять на Лёшу, в предположении, что он Вам не безразличен, так ли это?
С уважением Наталья Альбиновна Яранцева.