Глава 16. Вытрезвитель

Александр Можаев 2
            1.
  Валерий Павлович заметно сдал от пережитого в последние дни.Сегодняшний день ему спокойствия не прибавил.Теперь он думал только о Зайцеве.Планы мести толкались в его голове.
  ...Олег Пронский задумчиво поднялся на свой четвёртый этаж.Ирины Световой у себя не было,и он уныло поплелся в свою комнату.Жена Люда затянула,как обычно:
 - Я всё время одна.Не понимаю,замужем я или нет?
 - Люда,дай мне выспаться сегодня, у меня был тяжёлый рабочий день.
 - И что за работа такая для мужика с зарплатой уборщицы?
 - Но нам пока хватает?!
 - Кому хватает?Тебе хватает?Тебе,вообще, кроме твоих дурацких книг,ничего не надо!
 - Ты тоже,хоть иногда,могла бы что-нибудь читать!
 - Ты хочешь,чтобы я всякой чепухой голову забивала?
 - Хорошо.Ничего не читай никогда, но только помолчи!
 - Ты никогда не дождешься,чтобы я молчала!Правду не любишь?Несчастная я!Говорила мне мама,говорила!Зачем я её не послушала?
 - Я хочу отдохнуть.
 - А я хочу говорить правду!
 - Отстань,а?
 - Откуда ты выискался на мою голову?Как я могла,несчастная,выйти за тебя замуж?Моя мама говорила...

  Олег накинул плащ и вышел из комнаты.Через несколько минут он уже бесцельно бродил по вечерней улице."Куда деваться?Куда пойти?И друзей-земляков сейчас в городе нет!Эх!Хорошо бы сейчас в Сибирь!На родину.Чужбина эта...невыносима!".Олег зашёл в гастроном,купил бутылку водки и сырок "Дружба". Захотелось выпить и забыться до потери сознания!
  Пронский взял гранёный стакан в газ-автомате и положил его в свою спортивную сумку-банан.Редко его одолевало такое желание - напиться,но сейчас это было неодолимо.Он пошёл на Набережную и,к своему удивлению,встретил на пути тоже расстроенного Валерия Павловича. По лицу военрука было понятно,что он испытывал такое же желание.
 - Олег!Как тесен мир!Добрый вечер.
 - Добрый вечер,Валерий Павлович! Есть предложение - выпить.
 - Хорошее предложение!
 - Водка,стакан и сырок есть.
 - Хе-хе,я по-военному привык,мне много не надо.

  Они сели за ближайшими кустарниками акации,разлили грамм по сто и выпили.Раскрасневшись,как всегда,отчаянно жестикулируя,Валерий Павлович доказывал Пронскому свою правоту:
 - Нет!Каков подлец!Под носом у всех ведёт свою подрывную деятельность!Олег,если бы ты знал,какой у меня нюх на врагов народа!Если бы ты знал!
 - Хорошо, хорошо, Валерий Павлович. Успокойся.
  Олег Пронский сейчас почти не слушал Валерия Павловича. Он думал об Ирине,о Нелли,о своей судьбе.Горькие мысли придавливали его.Далека его Сибирь!Ох,далека!И там его единственная любимая им женщина - Катя.Она замужем за одним райкомовским упырем.И изменить ничего сейчас невозможно! Ни-че-го!Олег пил и пил.Пьянел мало,не давал крепкий,здоровый организм бывшего спортсмена.Допив бутылку,Пронский и Дубов купили ещё одну и вернулись на то же место.
  Валерий Павлович распалялся ещё больше.
 - Меня!Меня,ветерана,обокрасть!?Сначала кальсоны.Потом сапоги.Я все уловки ЦРУ знаю!У них целая организация в городе!И Петляева с ними.Вот дура-то!Зачем в ЦРУ пошла?
 - Валерий Павлович, не обижайся,но,по-моему, тут ЦРУ не при чём.
 - Олег,ты молод и неопытен!И тебя в ЦРУ могут обманом завлечь!
 - Успокойся, Валерий Павлович, меня никуда не завлечешь.
  Олегу сейчас хотелось только одного: тишины.Водка не сняла тяжести,а скорее наоборот - только ухудшила настроение.Он решил расстаться с военруком.
 - Ладно! Пойду я домой,Валерий Павлович.
 - Слушай,Олег,а давай ему вдвоём морду набьем!
 - Кому?
 - Ему,американскому прихвостню!
 - Валерий Павлович, я пойду спать.Ну его к чёрту!
 - Боишься его,Олег?
 - Я ни кого не боюсь!
 - Я знаю,где он сейчас живёт! Я - старый разведчик!
 - Ну,его!Без него тошнота.
 - Пойдём,пойдём! А то я с ним один,пожалуй,не справлюсь!Он бык откормленный!
  Пронский начал пьянеть.Сейчас ему было абсолютно безразлично, куда и с кем идти,лишь бы не домой.
  Они пошли по улице,уже слегка пошатываясь.

  Словно по заказу,навстречу им шёл "баловень судьбы" Виктор Сергеевич Зайцев.Он нёс набитую коньяком спортивную сумку.Внимательный глаз без труда заметил бы,что и он чуть "навеселе".
 - А-а-а!Зайцев,гад!Почем Родину продал?
 - Дубов,ты пьян.И Пронский здесь!Хороши,нечего сказать!
 - Зайцев,ты арестован!Только чистосердечное признание облегчит твою вину!
 - Убери руки,Дубов!Иначе сейчас будешь в вытрезвителе!
  Валерий Павлович и не думал отпускать Зайцева и тащил,подталкивая,на Набережную,справедливо полагая,что народа там меньше. Зайцев,более крупный и сильный физически,упирался.Видя,что они привлекают внимание прохожих,Пронский тоже подхватил Зайцева под другую руку и тоже стал подталкивать в сторону Набережной. В нём проснулся хорошо знакомый ему с юности охотничий азарт.

                2.
  Зайцев перепугался не на шутку, решив,что Пронский и Дубов по пьяному делу решили его утопить.Он тоже слегка был " под градусом" после знакомства с генералом Утконосовым и поэтому ему стало казаться,что его драгоценная жизнь заканчивается. Он громко заорал:
 - Помогите!Бандиты одолели!
 - Не ори!ЦРУ далеко!
 - Помогите!Хотят убить!Вызовите милицию!
  Долго ждать милицию не пришлось.Не прошло и пяти минут,как всех троих:Зайцева, Пронского и Дубова увозил зелёный "воронок" в медвытрезвитель.Странно,но Олегу Пронскому это было безразлично, он просто ни на кого и ни на что не обращал внимания.
  Дубов с Зайцевым не снимались.
 - Я знаю,Зайцев,что те,кто меня обокрали - тоже агенты ЦРУ!
 - Ты идиот!
 - А ты резидент ЦРУ!Признавайся!
 - Сейчас в вытрезвителе будем признаваться!
 - Какая картина!Председателя "Общества трезвости" везут на предмет протрезвения.Надо художника пригласить,я уже название этой картине придумал - "Падший председатель" или "Роковая ошибка замполита". Нет,нет!Лучше:" Зайка -хмырь"! Хорошо! Хорошее название!
 - Ты замучил меня,Дубов!
 - Во,узнают в райкоме!Как хорошо!Как прекрасно!Тебя теперь назначают председателем "Общества алкоголиков"! Ха-ха-ха!Стихи Федькины не желаешь послушать? "Бей алкоголика,там,где увидишь.Партию этим ты не обидишь!". Это Федька твой про тебя написал!Как хорошо!
  Валерий Павлович откровенно ликовал и придумывал,как и чем ещё можно уколоть вражеского резидента.Зайцев, поддавшись желанию хоть как-то ужалить противника, важно провозгласил:
 - Теперь твой музей пострадает!
 - Ты тоже,Зайцев! Как хорошо. Теперь ты с замполитов,считай,слетел!
 - А ты с военруков!
 - Я пенсионер,Зайцев! Мне карьеру делать не надо!
 - Гад ты,а не пенсионер!
 - Ага-а!Проняло!Подожди,не так проймёт!
 - Тебе лечиться надо,Дубов!Но тебя уже ни кто не вылечит!
 - Зато как тебя сейчас будут лечить!Как репа твоя уменьшиться в размерах!Я постараюсь!

  В приёмной медвытрезвителя было полутемно.И чуть сыровато.Молодой здоровенный сержант равнодушно взглянул на троих новых клиентов.Он открыл журнал и начал задавать обычные вопросы.
 - Фамилия?
 - Зайц...Иванов.
 - Имя?Отчество?
 - Иван Иванович.
  Валерий Павлович, как самурай,бросился к столу сержанта.
 - Врёт он,сержант!
 - Врёт?
 - Всё врёт! Зайцев он!Виктор Сергеевич зовут!Он - агент и резидент ЦРУ!Наручники на него надо скорее одеть.Он очень опасен!
  Сержант, видевший здесь и не такое,медленно проговорил:
 - Дедушка! Успокойтесь!Сейчас и Ваша очередь придёт!
  Но Валерий Павлович был не из тех,в ком можно было легко заглушить прорвавшийся голос правды.Он резко схватил Зайцева за не очень густые волосы и захрипел:
  - Правду говори,контра!Правду!Вот когда тебя разоблачат!
 - Убери руки с моей головы!Придурок музейный!
  Вырывываясь,Виктор Сергеевич оттолкнул Валерия Павловича и тот,не удержав равновесия,рухнул на сержанта Кузькиноматерина,перевернул его стол.Все бумаги рассыпались.Сержант нажал какую-то кнопку и в приемную резко ворвались три здоровых молодца с резиновыми дубинками.Увидев перевернутый стол и рассыпанные на полу бумаги,они не стали выяснять,кто виноват.
  Самым крупным и представительным из всех был хорошо упитаный Виктор Сергеевич Зайцев и резиновые дубинки обрушились на него.Пытаясь хоть как-то защититься,он возжелал,закрыв руками не очень умную голову,залезть под стулья.От нестерпимо боли он уже ничего не видел и нечаянно сшиб с ног одного из "усмирителей". Тот упал,и через секунду дубинки заработали с удвоенной энергией,щедро массируя бока и спину председателя "Общества трезвости" товарища Зайцева.
  Валерий Павлович вскочил на ноги и ещё громче закричал:
 - Бейте его сильнее!Он резидент американской разведки!
  "Весёлые ребята" стали охаживать и Дубова. Попало и Олегу Пронскому,который за всё это время не произнёс ни одного слова.Наконец, пыл "добрых молодцев" стал утихать.Зайцев ещё глубже пытался залезть под стулья.
  Невозмутимый сержант опять взялся за своё:
 - Фамилия?
 - Зайцев.
 - Имя?Отчество?
 - Виктор Сергеевич.
 - Место работы?
 - Замполит училища.
 - Ребята,этот краснорожий не успокаивается.Он решил посмеяться над нами.Его надо ещё повоспитывать!Выдайте добавку!
  Теперь Зайцева били гораздо сильнее.Разъярённые мордовороты огуливали его дубинками на совесть.Зайцев извивался,подпрыгивал,как-будто собирался сплясать гопака.Он по-прежнему настойчиво,со всей большевистской принципиальностью,пытался закрывать голову руками,но это только подстегивало пыл его "воспитателей".
 - Говори,краснорожий,место работы!И не шути больше!
 - Я...Я не знаю,что говорить.
  Ещё один удар дубинкой по голове окончательно убедил его,что говорить что-то надо.
 - Я свой,ребята! Свой!
 - Говори,"свой", место работы!
 - Не бейте!Всё скажу!
 - Говори,"свой"!
 - Я замполит, нет...я...я грузчик.Не бейте больше!Грузчик я!
 - Вот так бы и давно!Грузчик.Рожа лоснится,ясно,что грузчик!А то замполит выискался!
 - Грузчик я!Не бейте! Грузчик!Гружу-выгружаю!
  Пришла очередь Валерию Павловичу побыть хоть немного счастливым.При каждом ударе дубинкой,которые столь щедро сыпались на Зайцева, он закрывал глаза и довольно отчётливо,как заклинание,произносил:
 - Так!Так,так!Хорошо!Так.Так.Принимай лечение!Так!Так,ещё так!Хорошо, ещё...
  Зайцеву теперь стало окончательно ясно,в какую беду он попал.Выхода не было.Вопросы сыпались неумолимо:
 - Где работаешь грузчиком?
 - В училище.
 - Зарплата?
 - Когда как.
 - Который раз в вытрезвителе?
 - Первый.
 - Ладно,проверим.Если обманул,алкаш,всю ночь в смирительной рубашке проведешь!
 - Первый.
 - Сколько выпил?
 - Да я...
 - Говори, пьянь,быстрее! Ещё двое сидят,очереди ждут.
 - Бутылку.
 - Не врешь?
 - Я коммунист...
 - Ты опять за своё? Ну-ка,ребята...
 - Не надо!Я не коммунист! Я так!Пошутил!
 - Не шути больше! А то последние мозги выбьем!
 - Не бейте!
 - Семейное положение?
 - Женат.Жена - Валент...
 - На учёте состоишь?
 - Нет,нет,что Вы!?
 - Знаем мы вас!Ну,и морду нажрал!Грузчик хренов!Приворовываешь,наверно?
 - Позвонить можно?
 - Ты,видно,не уймешься. Давайте, ребят...
 - Нет!Не надо!Я уже не хочу звонить!Я передумал.
 - То-то же!
 - Отпустите меня.Пожалуйста! Я не сильно пьяный!Я не пьяный.
 - Проспишься и отпустим!
  Виктора Сергеевича Зайцева пинками затолкали в камеру,где было уже полтора десятка его новых сотоварищей.Он испуганно оглядывался,с ужасом разглядывая не очень фотогеничные физиономии. Двое,явные уголовники, подошли к нему.Он им сразу не понравился,так как его сытый,лоснящийся образ явно не вписывался,по их представлениям,в серость этой камеры.
 - Кто?
 - Витя я,Витя...
 - Кто такой будешь?Фраер?Баклан?Щипач?
 - Витя я...
 - Мент?
 - Нет,что Вы!Я замполит!
 - Ментов?
 - Нет,не-ет!Я грузчик.
 - А,по-моему, ты стукач.Наседка!
 - Давайте разберемся!
 - Сейчас мы с тобой разберемся!
  Видя приближающиеся к нему с вполне ясными целями хмурые,озлобленные лица,Зайцев жутко испугался и пронзительно,срываясь на дискант,закричал.В это время открылась дверь и в камеру завели Пронского и Дубова.Пронский, человек бывалый и бывавший в своей жизни в разных переделках,быстро сориентировался.
 - Привет этой "хате"!
 - Проходи.Зовут?
 - Олег.
 - Кто?
 - Мастер училища. А это мой друг,ветеран войны.Сейчас пенсионер.
 - Проходите!
  Тёмные личности взяли Зайцева в кольцо.И неизвестно, что было бы в следующую минуту,если бы к нему не подскочил Валерий Павлович.
 - Я его знаю.Гад он!Родину продал!
 - Как продал?
 - Он агент ЦРУ и резидент американской разведки!
 - Что-то ты,дед,того...
 - Правду говорю,бейте его!Он козёл!
 - У тебя,дед,есть что ему предъявить?
 - Есть!Много!Гад он!
  Олег Пронский быстро сообразил,что сейчас Валерию Павловичу может стать так плохо,как и Зайцеву,и поспешил на выручку.
 - Валерий Павлович, у тебя опять белая горячка. Допился!Ложись спать.А то тебя неправильно поймут!
  Военрук по лицу и голосу Пронского понял,что дело серьёзное и лучше безоговорочно подчиниться.Он молча лег на нары,положил руку под голову и сразу затих,чутко прислушиваясь к разговору этих тёмных личностей.
 - У деда рыжьё на пальце.Видел?
 - Видел!
 - Надо деда почистить.
 - Почистим.Ночь большая.Сначала этого,с красной рожей.
  Один из уголовников,фиксатый,обратился к Пронскому, показав рукой на Зайцева.
 - Ты этого грузчика-замполита знаешь?
 - Знаю.
 - Что за бык?
 - Он - замполит училища.
 - Да-а?
 - Но сволочь редкая!
  Олег вкратце и скуповато рассказал о Зайцеве.Тот умоляюще смотрел на Пронского.В его взгляде было что-то кроличье.Фиксатый о чём-то пошептался с черняевым и рыжим,потом повернулся к Зайцеву,дрожавшему от одолевавшего его животного страха.
 - Снимай лепень!
 - Что-то?Я не понимаю Вас?!
 - Колёса тоже.И рыжьё!
  Олег Пронский резко повернулся к фиксатому:
 - Мужики!Это беспредел!
 - Тебе что?Смотрящий нашёлся!
 - За "базар" придётся отвечать.
 - Разбил тусовки,мастер!
 - Отметать вы ни у кого ничего не будете.
 - А не "перо" хочешь, "фраер"?
  Пронский ничего не ответил.Резким точным ударом он влепил с левой фиксатому точно в подбородок.Тот,не издав ни звука,рухнул на пол.Чернявый кинул на Олега свою куртку,но в голову не попал.Рыжий стал заходить сзади.
  Олег хорошо был знаком с такой техникой нападения и мгновенно среагировал.Через секунду куртка чернявого оказалась на голове рыжего.На чернявого ушло секунд десять,на рыжего - и того меньше.
  Зайцев и Валерий Павлович потрясённо смотрели на Олега Пронского: в таком качестве они оба его раньше представить не могли.Три здоровенных "биндюжника" были успокоены умело и основательно.Олег,бросив беглый взгляд на стоявшего в ужасе замполита, лег на нары с Валерием Павловичем, бросил Зайцеву коротко:
 - Стоять будешь здесь до утра.Понял?
 - Да...
  Теперь Виктор Сергеевич Зайцев с таким же страхом смотрел на Пронского, как только что на уголовников - такой Пронский был ему неизвестен.Валерий Павлович с удивлением прошептал на ухо Олегу:
 - Ну,ты даёшь! Бьешь,как гвозди забиваешь!
 - Спи,Валерий Павлович!
 - Так ты левша?
 - Да.
 - Где ты так научился?
 - Спи.
  Зайцев не посмел ослушаться Олега Пронского и всю ночь простоял у двери под равномерное похрапывание Валерия Павловича Дубова.Он смутно понимал,что здесь царствуют какие-то другие законы...
  В это время сержант Кузькиноматерин и персонал вытрезвителя усердно делили Зайцевские деньги и коньяк.Спорили до полуночи,каждому казалось,что его доля должна быть больше.Вечер был удачный,не каждый день им удавалось так удачно кого-то так обобрать!
  Зайцев, стоя у двери,вспоминал Настю Жгучую,генерала Утконосова, лейтенанта Лупоглазова, брата с племянником и свою жену - укротительницу тигров и львов.Болели бока и спина,ему стало жалко себя.

  Наступило утро.Выпускали по одному. Наступила очередь Зайцева.
 - Расписывайся!
 - За что?
 - Что все вещи получены,что ты,пьянь,претензий к нам не имеешь.
 - Но я ещё ничего не получал!
 - А что ты хочешь получить?
 - У меня была сумка с коньяком и деньги, чуть меньше 900 рублей.
 - Что?
 - Повторяю...
 - Это тебе,хмырь,по-пьянке что-то померещилось!
 - Нет!Отдайте!
 - Краснорожий, слушай!Внимательно слушай:ты вчера спьяну буянил.Нам даже пришлось,к нашему прискорбию,усмирять тебя!Протокол мы ещё не составили.Составлять?
 - Какой протокол?
 - О попытке нападения на сотрудника межвытрезвителя сержанта Кузькиноматерина.О сломанном стуле и телефоне.О полученных тяжских оскорблениях при исполнении служебных обязанностей.
 - Вы же знаете,что ничего такого не было!
 - Судья прочитает этот протокол и тут же разродится пятнадцатью сутками.
 - За что?
 - За мелкое хулиганство.
 - Этого не было!
 - Мы - все свидетели!Так что?Писать протокол?
 - Послушайте! Я был почти трезв!
 - Пиши протокол,сержант!
 - Нет!Не надо!
 - Тогда расписывайся!
 - Хорошо...
  Зайцев, чуть не разрыдавшись,покинул стены этого бессовестного учреждения.
  До свадьбы Феди Зайцева оставалось чуть больше суток.
  Из дверей медвытрезвителя вышел Олег Пронский. Зайцеву показалось,что Олег как-то странно и загадочно посмотрел на него...