Идеальное общество

Евгений Попов-Рословец
   Идеальное общество... А действительно, какое оно?
Вновь и вновь попадаются на глаза статьи, где авторы видят залог «идеальности» в законах. В справедливых, конечно же, законах и, главное, в неотвратимости наказания тем, кто решится эти законы преступить.
   Что-ж, весомо звучит. И, главное, солидно.
   
   К сожалению, те, кто делает ставку на порядок и законность упускают из виду: если хочешь, что бы выполнялись те или иные требования — надо сделать так, что бы человек захотел (!) выполнить эти требования... И никак иначе. Просто иного пути нет. 
   История напоминает, когда на площади назидательно отрубали руку  пойманному воришке, именно в этот момент наступал самый урожайный час для карманников —  толпа достопочтенных граждан, стоящих с раскрытыми ртами, не замечали, как срезались их кошельки и сумочки.
   Вывод очевиден: перспектива лютой кары не избавляло общество от воров. Напомню любимую поговорку воров и адвокатов: Закон — как столб: его перешагнуть нельзя.  А обойти?..
   Вывод номер два: законность, как таковая, слабая надежда на зарождение высокодуховного общества.

   Читаю мнения других авторов. Необходимо, мол, поднять уровень благосостояния людей. И общество, якобы,  враз преобразится духовно. Если взять за основу этот тезис, с необходимостью следует: миллиардер Абрамович — ну чисто ангел!

   Но самый изуверски-лукавый совет дают люди в чёрных рясах. Они взывают к вере в Бога. Призывают не думать. Только верить! Просто вот взять — и просто вот так верить! И общество, мол, одномоментно станет высокодуховным. А всего-то для этого надо правильно «по науке» сложить пальцы, осенить себя правильным количеством раз сакральным символом, и не сбиться в количестве скороговорки «господипомилуй» в правильной «по науке» молитве. Ну и, конечно, не жмотничать деньги в копилку «божьего офиса».
    Вот только одно мешает мне поверить в действенность столь масштабную государственную программу по воцерковлению толпы. Уж слишком много злодеяний совершаются именно теми, кто все эти церковные правила «как надо» и «по науке» неукоснительно исполняют. И, не секрет, воцерковлённым, почему-то ничто не мешает  источать злобу, зависть, лукавство, вероломство.

   Стало быть, тупик? Даже лучика света нет в кромешной тьме этой жизни?

   Вынужден огорчить религиозное сообщество и их антипод - атеистов. Дело в том, что верить во всё просто глупо, а ни во что не верить — самонадеянно. Но, важно понять, верить в Бога нельзя по определению. Посудите сами, возможно ли верить в Непостижимое?  Предлагаю вслушаться и вдуматься в два слова: «вера» и «надежда». Верите ли вы или таки надеетесь, что где-то во вселенной есть планета с людьми? Вдумайтесь в ответ...  И второе, в качестве примера: верите или всего лишь надеетесь, что  перед вами, читатель, экран монитора?

 Вот так же и вера в Бога. Вера всегда основана на знании. Для надежды же доказательства, и какие бы то ни было знания не требуются. Не правда ли?
Ну и что из себя представляет т.н. "вера в Бога"?
 Необходимо признать: то, к чему призывают «чёрные рясы» - т.е. к вере в Бога — это самый опасный обман. Тем он и опасен, что собою ОПУТАЛ правду. (простите, не в тему - просто по созвучию: путы, путИна, путана, паутина, паук... -  смешно, но почему-то пришло на ум).
    
  «Иисус же возгласил и сказал: верующий в Меня не в Меня верует, но в Пославшего Меня. И видящий Меня видит Пославшего Меня» (От Иоанна 12:44)

  Сказавший эти слова, говорил о себе и отнюдь не как об эталоне Богоподобности.   Разумеется, нет!  Но Он имел право говорить о Себе – как высшем критерии человеческой нравственности, совестливости. Иисус Христос был человек. Обычный человек! И Он призывал не тупо верить в Бога, а верить в Бога (внимание!)во имя Его:   «А тем, которые приняли Его, верующим во имя Его, дал власть быть чадами Божиими» (От Иоанна)

    Иисус по праву является Высшим критерием человеческой нравственности, справедливости. Много было достойных людей. Очень много! Но только Иисус не теоретизировал о том, «как надо», "как правильно",  а в мучительный момент казни воплотил то, к чему Сам призывал: Возлюби не только тех, кто любит тебя, но и тех, кто ненавидит...
    Да, Иисус прощал и даже нашёл оправдание своим палачам: «Не ведают, что творят!»  Он их прощал, потому что и их тоже любил — как детей Божьих, как  братьев своих. Да,  плохих братьев, но ведь и они тоже дети Божьи!

    Почему в штыки принято столпами богословия Кураевым, Смирновым, Кротовым моё утверждение, что совесть — она и есть то, что мы называем Святым Духом? Ответ очевиден. Жить, согласуя свои поступки с совестью гораздо труднее, чем приникнуть губами к картинке на стене. Ну, а если ещё и  пучок свечек купил!.. - так это как Бога по плечу похлопал.

    Итак, совесть. Совесть — она и есть Дух Божий. И Дух Божий есть в каждом человеке. Именно совесть, как крохотное зеркальце отражает Божественный свет, являясь мерилом «честность-лживость», «добро-зло», «прав — не прав». Совесть — это то единственное, что человеку не дано обмануть. И вот Высшим критерием совестливости по праву является человек Иисус. Потому Он и Помазанник Божий.  Потому и Христос.

  Идеальное общество?.. Я его вижу таким, государственная власть не опирается на аппарат принуждения. Нет  полицейских дубин, тюрем...
  Разумеется, капитан на корабле должен быть, прораб на стройке тоже. Но ни капитан, ни прораб не претендует на статус "второй после Бога", которым гордо пользуется царёк с короной набекрень на плешивой головёнке. А появлению такого сообщества должно предшествовать сознание людей, где нет места  лжи и лицемерию пред Всевышним.

  А нынче... Лицемерие проявляется в каждом поклоне  "батюшке", в каждом поцелуе картинки на стене, в прикладывании устами к костям умерших, в благоговении элегантному крестику, висящему на шее, лицемерием являются и "правильные" молитвы, соблюдение церковных правил "как надо"... Всё это возмутительная фальшь!

 Но насколько необходим высший авторитет, высший критерий справедливости и нравственности для человека?
 А как же! Конечно, нужен.  Он так же необходим, как добрый взгляд мамы для младенца, как свет маяка в кромешной тьме ночи.
 
И этот Критерий есть. Имя ему человек Иисус. Плотник из Назарета. 

17 августа 2015 год