Где в Анголе Сталинград?

Александра Кузнецова-Тимонова
Такое название сражению за маленький город Куито-Куанавале, что находится на юге Анголы, в провинции Квандо-Кубанго, продолжавшемуся в течение 1987 – 1988 годов, дали кубинцы. По словам Фиделя Кастро, «в воздухе не было юаровской авиации, однако в небо взлетали юаровские танки». Это сражение стало переломным моментом не только в истории гражданской войны в Анголе, но – косвенно – и в истории других стран южной части Африканского континента, в частности, Намибии и Южно-Африканской республики.
Гражданская война в Анголе, продолжавшаяся около 30 лет, с 1975 по 2002 год, прошла сквозь жизнь многих наших соотечественников: белорусов, уроженцев БССР, военнослужащих бывшего Краснознаменного Белорусского военного округа, граждан Беларуси в настоящее время. Только в течение срока ангольско-советского сотрудничества (1975 – 1991 гг.) через Анголу прошло около 11 тысяч советских военных советников, специалистов, переводчиков, военных и гражданских врачей, и прочих. Установление точного числа представителей Беларуси среди воинов-интернационалистов только началось, и связано с большими трудностями для исследователей. Самая главная причина этого следующая: далеко не все участники войны в Анголе имеют подтверждение всего пребывания там, и тем более – статус воина-интернационалиста. Ведь до недавнего времени считалось, что советские военнослужащие присутствовали в Анголе только в течение 1975 – 1979 гг.
Другая причина – военкоматы располагают сведениями далеко не обо всех воинах-интернационалистах, служивших в Анголе, что связано с переменой людьми места жительства, сменой гражданства после распада Советского Союза. Многие наши соотечественники – уроженцы Беларуси – являются в настоящее время гражданами Российской Федерации, Украины, прочих стран – бывших республик СССР, что также существенно затрудняет поиски. Самыми надежными остаются сведения, полученные непосредственно от самих ветеранов – об их сослуживцах, коллегах, друзьях.
Сражение за Куито-Куанавале также стало главой жизни многих наших соотечественников – тех, кому довелось служить в 1987-1988 годах в Анголе в шестом военном округе (Менонге), в провинции Квандо-Кубанго. Именно город Куито-Куанавале был опорным пунктом правительственных войск ФАПЛА в этой провинции – практически всю остальную территорию контролировали войска УНИТА.
Летом 1987 года началась наступательная операция правительственных ангольских войск ФАПЛА «Навстречу октябрю»,целью которой была окончательныйразгром оппозиционных формирований УНИТА на юге Анголы и разгром ее неофициальной столицы – города Мавинга. Операция была спланирована с помощью советских советников. Формально они не должны были принимать участие в боевых действиях. И вообще, официально советских военнослужащих в Анголе просто не было. На деле же получалось совсем иначе – именно их профессионализм и выдержка спасали положение в бою, когда солдаты ФАПЛА от страха норовили бросить оружие, технику и бежать с поля боя.
Недостатком этой наступательной операции, как вспоминают ее непосредственные участники, было то, что она была спланирована из расчета на советских, а не ангольских солдат, советские в той ситуации могли бы дойти и до Йоханнесбурга. Пока противником частей ФАПЛА были только отряды УНИТА, наступление на Мавингу продолжалось достаточно успешно, но как только на помощь оппозиционерам были переброшены батальоны регулярной армии ЮАР, оснащенные бронетехникой и мощной артиллерией, соотношение сил изменилось не в пользу ФАПЛА, и «это стало началом провала, началом трагедии» . К октябрю 1987 года юаровские войска подошли практически вплотную к городу, и их наступление было остановлено в 10-15 километрах от Куито-Куанавале только в ноябре 1987 года – с помощью частей кубинского армейского корпуса, дислоцировавшегося в Анголе. 
«Первый раунд» затяжных боев за этот городок, от которого к тому моменту практически ничего уже, кроме развалин, не осталось, продолжались до 23 марта 1988 г., когда унитовские и юаровские части предприняли решительное наступление. Оно не увенчалось успехом. Два месяца спустя состоялось контрнаступление кубинцев: они, используя советские танки Т-54 и Т-62, обошли юаровские части и вышли к ангольско-намибийской границе. УНИТА и батальоны ЮАР оказались в «мешке» и даже взорвали мост через пограничную реку Кунене, поскольку боялись проникновения кубинских частей на территорию Намибии. Так начался второй раунд сражения, в победном исходе которого для ФАПЛА и кубинского корпуса сомневаться уже не приходилось. Вскоре Претория вынуждена была пойти на переговоры. Результатом стало подписание 22 декабря 1988 года в Нью-Йорке соглашения о полном выводе юаровских войск с территории Анголы и предоставлении независимости Намибии – в обмен на полный вывод из Анголы кубинского армейского корпуса. А после свержения в ЮАР режима апартеида и прихода к власти Африканского национального конкресса первый темнокожий президент Нельсон Мандела заявил: «Куито-Куанавале стал поворотным пунктом за освобождение моего народа от апартеида» .
Бои под Куито-Куанавале были по-настоящему жестокими. Войска ЮАР использовали оружие массового поражения – в частности, снаряды, начиненные отравляющими веществами . Постоянно велись артиллерийские обстрелы. Приходилось передвигаться по минированным дорогам. Бригады ФАПЛА попадали в окружение – а с ними и советские «асессоры» - из которых приходилось выбираться, рискуя жизнью. Самым страшным, по воспоминаниям ветеранов той войны, было то, что ангольские солдаты под обстрелами юаровской артиллерии бросали технику, боеприпасы и бежать, куда глаза глядят, потому что панически боялись наступления юаровских отрядов – особенно печально известного батальона наемников «Буффало». Спасение советских советников становилось их собственной заботой – и именно от них зачастую зависела стабилизация положения, грамотная организация обороны позиций ФАПЛА.
Кубинское руководство учредило специальную боевую награду для всех, кто принимал участие в боях за этот ангольский городок – медаль «За оборону Куито-Куанавале», свидетельства о награждении которой были подписаны лично Фиделем Кастро. Несмотря на некорректные поступки высшего советского советнического аппарата, эти награды все-таки получили около 90 человек – действительных участников боевых действий под Куито-Куанавале, которых официально «там быть не могло». Среди них на настоящий момент установлено четыре представителя Беларуси. Уроженец Гомеля Владимир Ефимович Альтшуллер – полковник, советник начальника штаба 6-го военного округа Менонге; по непроверенным данным, В.Е. Альтшуллер уехал на постоянное местожительство в Израиль. Уроженец Гомеля Игорь Анатольевич Ждаркин – младший лейтенант (ныне подполковник запаса), переводчик 21-й пехотной бригады ФАПЛА; о том сражении ему до сих пор напоминают последствия полученных тогда контузии и увечья. Житель г. Барановичи Олег Аркадьевич Грицук – лейтенант (ныне старший лейтенант запаса), переводчик 25-й рейдовой пехотной бригады ФАПЛА. Минчанин Юрий Михайлович Морозов – капитан (ныне майор запаса), специалист 24-й зенитно-ракетной бригады ФАПЛА.
В боях под Куито-Куанавале принимали также участие житель г. Гродно Геннадий Иванович Сергиенко (специалист 24-й зенитно-ракетной бригады, капитан, ныне подполковник запаса), житель г. Бреста Анатолий Павлович Давыдовский (советник замполита 25-й рейдовой пехотной бригады, ныне полковник запаса), житель Калинковичского района Михаил Иосифович Павлов (старший прапорщик, инструктор парашютно-десантной службы советской военной миссии в Куито-Куанавале). Этот список неполон, и нуждается в уточнении! А.П. Давыдовский, Ю.М. Морозов и И.А. Ждаркин за участие в этом сражении были удостоены также советских боевых наград – медали «За боевые заслуги». К сожалению, справедливость торжествовала не всегда – О.А. Грицук, например, подпал под негласную директиву советского командования: кто награжден кубинской медалью – советских наград не давать.
Участие наших соотечественников в гражданской войне в Анголе – крупное и совершенно неисследованное направление истории нашей страны и наших вооруженных сил, работа по которому только началась. Потому окончить эту статью хотелось бы обращением к читателям: если среди вас, ваших родных и знакомых есть те, кто служил в Анголе в разные годы, кто выполнял интернациональный долг в этой далекой африканской стране – сообщите об этом! Это нужно всем, и особенно – подрастающему поколению. Наши герои достойны того, чтобы о них при жизни писали газеты.