Экскурсия в археологический музей

Николай Корнеев Херсон
Славик и Олег с интересом наблюдали, как Сергей Сергеевич собирал дубовую бочку. Они принимали участие в обработке дубовой щепы, обрабатывая доски рубанком, а затем фуганком, помогали сбивать обручи из металлической шины. Но как её собирать, так чтобы бочка не потекла, они ещё не знали. Дедушка в деталях разъяснял им, что из этого получится.
 – Вот соберем эту бочку, дадим ей дойти, а в октябре зальем её свежим вином  Соберется затем на Ивана Богослова вся наша родына за столом и из собранной нами бочки будет попивать приготовленное нами вино.
 – Дедушка! А почему ты всё время говоришь родына? Правильно будет семья. Так наша учительница, Мария Васильевна говорит  –спросил-уточнил Слава.
– Много она знает, ваша учительница. Родына – это и есть семья. Но только на украинском языке.
– Но в книжках тоже пишут семья?
– А вот мы сейчас у учителя спросим – как правильно. Григорий Андреевич! – окликнул он отца Олега. – Подойди к нам, есть вопросы.
Григорий Андреевич положил в ряд шланг, которым поливал помидоры, и переступив через невысокий штакетник, разделявший дворы, подошел к ним.
– Что заинтересовало наших ребятишек, Сергей Сергеевич?
– Спрашивай, Славик. А то я сам разъяснить им не могу, моей грамотишки не хватает. А ты всё-таки учитель истории, тебе это будет намного проще. Так ты уж, будь любезен, разъясни им – ответил он ему.
– Вот дедушка всё время называет нашу семью родыной. А это же не правильно. Мария Васильевна говорила, что правильно семья. Мы с Олегом это дедушке говорим, а он не соглашается.
– Да! – хмыкнул Григорий Андреевич. – Вопрос действительно серьёзный. И начинать его надо с языка наших предков, проживающих здесь уже многие века.  Я уже когда-то рассказывал вам, что нашу красавицу Одессу и её пригороды испокон веков населяют люди десятков национальностей – итальянцы, греки, турки, украинцы, русские, немцы, французы, болгары, молдаване, гагаузы, татары и так далее.
Поэтому и язык Одессы — это сленг, суржик, или, проще говоря, смесь русского, идиш, украинского греческого, итальянского, молдавского, болгарского и других языков, распространённый среди жителей города Одессы и её пригородов. При том, что основой этого сленга является русский, каждый язык сохранил и свои лингвистические, свойственные только ему, особенности. Надо отметить и то, что юмор жителей города уже давно оценен всей планетой. Чего стоят только наши первоапрельские юморины с нашими традициями.      
Слово “родына”  древнеславянского происхождения и у каждого народа со славянскими корнями и звучит одинаково, и  имеет одинаковое смысловое значение. В украинском, беларуском, болгарском, сербском, чешском, словацком, польском и других языках слово  “родына” произносится с ударением на букву “ы” и обозначает оно – семья, место рождения, родина. 
Сегодня во многих языках слово “родина”  отождествляется с понятием “отечество” (в славянских языках “батькивщына”, “витчызна”, в латыни оно звучит   “patria” (откуда патриотизм) и родственным романским словам в английском “fatherland” и немецком  “Vaterland”. Понятие отождествляет  страну, которая исторически принадлежит данному народу; уже - родной край, место рождения того или другого человека. Понятие “родина” содержит страну предков (родителей) человека, а также часто имеет эмоциональный подтекст, что имеет в виду то, что некоторые чувствуют к родине особенное, сакральное чувство, которое сочетает любовь и чувство долга (патриотизм).
Несколько веков носителями украинской национальной идеи и хранителями национального самопознания были низшие прослойки населения, главным образом крестьянство и незначительная часть интеллигенции: учителя, врачи, журналисты, артисты, писатели, мелкое чиновничество. Политика русификации, которая веками проводилась царизмом, а затем и советской властью, в национальных окраинах, и в первую очередь в Украине, всегда была направлена на то, чтобы зерна национального самосознания не проросли в среде тех прослоек населения, из которых формировалась государственная администрация, научная, творческая и техническая элита, предприниматели и промышленники. Но украинский язик в Одессе и её пригородах сохранился.
Вот поэтому мы так часто слышим такие слова, как “родына”, “батькившына” вместо русскоязычных слов “семья” и “родина”. Хотя в смысловом подтексте это одно и то же, но на разных языках. Понятно, ребятки?
–Вот теперь понятно, всё встало на свои места. – ответили оба сразу.
– Папа! – спросил Олег. – А вот ты говоришь  что в городе и пригородах живут итальянцы, греки, турки, украинцы, русские, немцы, французы, болгары, молдаване, гагаузы, татары и так далее. А как они сюда все попали?
– Вот этого вопроса я уже ждал от вас давно. Вы уже созрели, значит, до него. Тогда рассаживайтесь, на чем есть, и слушайте. Это история нашего города, нашего края.
В одиннадцатом – двенадцатом веках купцы из процветающих итальянских портов уже прочно обосновались на северных берегах Чёрного моря.  На итальянских морских картах, изданных в те времена, поселение на побережье в районе нынешней Одессы обозначалось словом «Джинестра» или «Порто-Франко», то есть город без облагания данью и налогами. Купцами был построен и порт с деревянными пристанями и сооружениями. Кстати, в это же время в шахтах под городом начали добывать камень для строительства поселения, а затем и крепости. У нас эти шахты называют катакомбами. За эти века катакомбы под городом разрослись в разветвлениях на сотни километров и сейчас они тянутся до Нерубайска. И один из входов в катакомбы находится в конце двора Сергея Сергеевича. По этому входу он уже много лет входит в катакомбы и пилит вручную камень-ракушняк. Сколько вы уже пилите камень, Сергей Сергеевич?
– С шестнадцати лет. С учетом, что мне уже семьдесят семь лет – значит шестьдесят один год.
– И много камня вы напилили за эти годы?
– Хватило бы для строительства небольшого городка – засмеялся Сергей Сергеевич.
– Так вот, ребята. Степи, примыкающие к Одесскому заливу, были заселены скифами, сарматами и другими народами. Это были землепашцы, процветало скотоводство и виноделие, гончарное, кузнечное и другие ремесла. К тому же процветала и работорговля. Поэтому торговать итальянским купцам с этими людьми было просто интересно.
В тринадцатом веке эти степи стали центром кочевий отколовшегося от Золотой орды Ногайского улуса-орды. С их приходом торговля итальянцев приобрела более широкие масштабы. Вывозились рабы и зерно, мясо и вино.
Но к  концу четырнадцатого века эти земли  были захвачены и разрушены турками- османами. К этому времени ими был перекрыт для итальянцев и Босфорский пролив. Перекрытие Босфора привело к потере значения поселения, каменный замок, стоянка для судов и порт с деревянными пристанями и уже каменными сооружениями, находившееся на берегу Одесского залива,начали приходить в запустение. И в это время сюда пришли турки-османы. С их приходом в поселение оно стало известно как крепость Хаджибей
По легенде, когда турецкий султан  завоевал эти побережья,  один богатый человек по имени Ходжа, прозванный Бай (богатый), получив разрешение султана, укрепил поселение, построив на скале, в районе нынешнего Приморского бульвара,  прочное укрепление и разместил в нём отряд воинов. Местом сборища, рассказов новостей и центром тогдашней деятельности находившихся в Хаджибее турок и татар, была кофейня, существовавшая на углу нынешних Ришельевской и Дерибасовской улиц.  Постройки крепости Хаджибей сохранились до настоящего времени  и хорошо видны на берегу Чёрного моря, на крутой скале, а также хорошо видны справа от Потемкинской лестницы. Внимания этим бесценным артефактам огромной исторической ценности наши власти не уделяют, неправомерно утверждая, что Одесса заложена и построена царицей Екатериной Второй. Фактически у города украли его многовековую историю. В европейских же странах такие артефакты хранят как зеницу глаза. Это их история и они к ней относятся уважительно.   
Во время русско-турецкой войны 1768 – 1774 годов России удалось в 1770 году привлечь на свою сторону Едисанскую орду, которая кочевала в окрестностях Хаджибея. Во время войны Хаджибейская крепость несколько раз становилась объектом нападений запорожских казаков, но крепость оставалась неприступной. Лишь в 1774 году, перед самым заключением мира, её удалось захватить, но всего на несколько месяцев — по условиям договора Россия обязалась до 1 августа 1774 году очистить захваченные у Турции территории на правобережье Днепра.
После уничтожения Екатериной Второй Запорожской Сечи в 1775 году часть казаков подалась на турецкие территории. Некоторое количество их поселилось под стенами Хаджибейской крепости. В это же время Россией был подписан мирный договор, вошедший в историю как начало  недоверия к подписанным Россией международным договорам  (на основании нарушения Россией договора о мире и ненападении и высказывания турецкого султана в 1787 году о том, что договор, подписанный с с Россией, не стоит даже той бумаги, на которой он написан). В это же время было  основано и поселение, названое по договору с турками Нерубайским (договор не нападать — не рубаться).  Одним из основных занятий казаков было выпаривание в летние месяцы соли в прилежащих лиманах.
Крепость Хаджибей вошла в состав Российской Империи в результате русско-турецкой войны 1787 – 1792 годов. Она была взята русскими войсками в 1789 году. По Ясскому мирному договору 1791 года  Хаджибей окончательно отошел к Российской Империи. В этот момент и произошел коренной переворот в развитии Хаджибея. На его месте были построены военный иторговый порт на Чёрном море. И большая заслуга де-Рибаса и де-Волана в том, что они поняли сами и убедили Екатерину Вторую, что лучшего места, чем Хаджибей не найти. Вот тогда крепость Хаджибей и была переименована в город Одессу.
Сегодня некоторые лжеисторики пытаясь оправдать ложь об основании Одессы российской царицей,  пытаются подать обществу тот период таким образом, что, якобы в крепости Хаджибей проживало 20 жителей и не было на месте Одессы никаких поселений.
Но это абсурд, опровергаемый уже тем, что на протяжении  более чем 20 лет с 1768 до 1789 года, даже с привлечением на свою сторону Едисанской орды, Россия не смогла завладеть этой крепостью. То есть, если бы в крепости было 20 человек, как утверждают эти лжеисторики, не составляло бы никакого труда овладение нею. И только с привлечением к захвату крепости запорожских казаков под руководством атамана Головатого крепость хитростью была взята.
Украинцы на территории города и в его окрестностях поселились с незапамятных времен. Они выращивали хлеб, занимались скотоводством и виноделием, из их числа появились и профессиональные пильщики камня в катакомбах, каковым является и Сергей Сергеевич. 
Григорий Андреевич посмотрел на часы.
– Всё, время. Я сейчас должен ехать в центр, в археологический музей. Там у меня встреча. Так что вы со Славиком быстренько приведите себя  в порядок и поедете со мной в археологический музей
Через час они уже были у музея. Это  старейшее музейное учреждение нашей страны с самым большим собранием археологических источников по древней истории юга Украины в хронологическом диапазоне от каменного века до средневековья. В собрании музея есть также коллекции древностей из Кипра, Египта, Греции, Италии.
Григорий Андреевич в деталях рассказывал им о музее, об истории города. Удачно расположенный возле Приморского бульвара, и рядом с Оперным театром, Археологический музей привлекает и взрослых, и детей. У входа в музей мы с вами видим скульптуру «Лаокоон». Это точная копия мирового шедевра «Лаокоон и его сыновья», выполненная из каррарского мрамора, оригинал которой хранится в Ватикане.
- А вот перед нами скульптурная композиция «Лаокоон». Легенд и версий о событии, изображенном в скульптуре,  много, но бесспорным остается одно: по истине, скульптура является уникальным творением великих гениев, талантливых мастеров своего дела, сумевших создать прославленный в веках образ трагической, но вместе с тем величественной борьбы человека с неизбежным роком.
По одной из версий Лаокоон был жрецом Аполлона, который запретил ему вступать в брак и иметь детей. Но муки любви заставили Лаокоона отважиться на святотатство в самом храме. Женщина-предмет его страсти впоследствии стала его женой и родила ему двух сыновей. Но грех Лаокоона не был прощен и забыт. Пощады не случилось, и Аполлон наслал на него ядовитых змей с целью удушить только его безгрешных детей, самого же отца оставив мучаться, оплакивая их до конца своих дней, и каяться в своем грехе.
По другой версии в основу скульптурной композиции положен миф о Лаокооне из древнегреческой мифологии и сказаний о Троянской войне, ярко изложенных в поэме «Энеида» Вергилия. Лаокоон был главным жрецом (провидцем) в Трое. Когда троянцы увидели под своей крепостью оставленного греками деревянного коня в качестве «подношения для Афины», то долго рассматривали его, раздумывая, что с ним делать. Некоторые советовали ввести его в город, чему активно препятствовал Лаокоон, предвидя коварство греков и усмотревший в таком «сюрпризе» затаенную опасность. Он бросил в коня свое копье со словами: «Бойтесь данайцев, дары приносящих!», что и разгневало богиню Афину. Когда Лаокоон с сыновьями был у алтаря, на них напали две приплывшие морские змеи, посланные в наказание Афиной - покровительницей греков в их войне с троянцами. После долгой борьбы змеи растерзали жреца и его детей и спрятались в храме Афины. Троянцы, неверно растолковав предзнаменование, восприняли его как месть богини Лаокоону за непочтение к ней и нежелание принять подношение. В итоге было решено ввести Троянского коня в город, вместе с которым пришла и погибель, ведь, как известно, внутри коня находились ахейские воины, положившие конец долгой и безуспешной до тех пор осады Трои.
В белом мраморе пирамидальной скульптурной композиции запечатлена смертельная борьба у подножия алтаря: упругие змеиные кольца крепко обвивают, стремясь удушить в своих смертельных объятиях Лаокоона и ни в чем не повинных его сыновей. Всей своей силой он пытается разорвать опутавших его чудовищ и отстранить змеиную голову, так норовящую укусить его в бедро. Один из сыновей предпринимает безуспешную попытку освободиться от колец змеи, в то время как другой, почувствовав на себе силу яда змеиного укуса в правую часть груди, медленно ниспадает в муках, но все еще продолжает бороться и отчаянно намеревается отвести от себя, сжимая уже ослабевшей рукой, вторую змеиную пасть. На лицах людей запечатлена боль и глубокое сострадание друг к другу. Но очевидно, что их гибель близка и неотвратима.
- А сейчас мы с вами переходим в сам музей. Сразу предупреждаю - ни к чему руками не прикасаться. Это особенно касается тебя, Олег. Твоё желание все потрогать своими руками мне давно известно. Меня здесь все знают, поэтому мы будем ходить без экскурсовода.  Музей славится не только уникальными экспонатами. Его здание представляет самостоятельную историческую ценность. Несмотря на относительно небольшие размеры, оно поражает величием, так как выстроено в традициях античной классики.
В коллекции музея насчитывается более 160 тысяч древних экспонатов. Среди них — поистине драгоценные реликвии, легендарное золото скифов и уникальная нумизматическая коллекция, хранящиеся в «Золотой кладовой».
В этом зале мы с вами видим редчайшие золотые и серебряные монеты, украшения из скифских и сарматских могильников, средневековых погребений кочевников, изделия славянских умельцев. Древнее золото редко блестит, — однако усилиями реставраторов сокровища предстают во всем великолепии. А ведь экспонаты, добытые при раскопках Ольвии, Херсонеса, Пантикапеи, Тиры и других древнегреческих колоний на Черном море, датируются шестым - первым столетиями до нашей эры. То есть, всем этим изделиям более двух тысяч лет.
Переходим в другой зал. В этом зале мы с вами видим крупнейшее собрание древностей Северного Причерноморья. Вещественные свидетельства далеких эпох скифов, сарматов, славян завораживают. Уникальна в музее и коллекция памятников Древнего Египта (третья по значению в бывшем СССР и единственная в Украине) — саркофаги, разрисованные мельчайшими узорами, и даже есть мумии, погребальный инвентарь, каменные плиты и фрагменты папирусов с иероглифами. Из 50 тысяч монет, хранящихся в музее на обозрение выставлены наиболее редкие из золота и серебра, выпускающиеся в Древней Греции, Риме, Византии. В разделе русской нумизматики демонстрируются монеты начиная с первой - златника князя Владимира и кончая чеканкой последних царей, а также мемориальные медали.
Пошли в следующий зал. Здесь мы с вами видим древнюю мумию.
- Слав! Глянь, какие дорогие украшения. Это надо будет обязательно рассказать дедушке.
- Обязательно расскажем. Давай послушаем, что твой батя рассказывает.
- И вот, наконец, мы с вами видим изюминку музейной коллекции – найденный в селе Орловка Одесской области клад электровых (сплав золота с серебром) монет из города Кизика — «монетного двора» античных городов Северного Причерноморья. Это второй по величине клад монет этого типа в мире и представляет собой огромную историческую ценность.
Ну вот и закончилась наша с вами экскурсия. А теперь вы вдвоем выходите и едете домой. А у меня здесь еще куча дел.
 –  Олег, слышь? – уже в троллейбусе обратился Слава к нему. – А батя твой классно все знает. Я весь вечер дедушке сегодня буду рассказывать про эти увиденные деньги и украшения.