Сцена и жизнь

Виктор Притула
Любите ли вы театр? Любите ли вы его, как я? Эти слова вслед за великим русским критиком с полным основанием мог произнести любой из представленных в серии «Выдающиеся мастера» замечательных актеров русской сцены. И в первую очередь замечательный театральный критик Борис Поюровский, который является не только вдохновителем и составителем уникальной серии, но и одним из ее авторов. Недавно издательство «АСТ-пресс» выпустило книгу его мемуаров «Что было, то было или Записки неутомимого джентльмена». В этой книге «друзей моих прекрасные черты появятся и растворятся снова…» Перед читателями предстанет театральная и культурная жизнь страны на протяжении многих десятилетий. В свое время Наталья Балашова писала: «каждая книжка (Бориса Поюровского) читается как увлекательное литературное произведение, очерки-главы которого построены по законам драматургии: сюжет, интрига, конфликт, кульминация, развязка». А если героями книги являются еще и легенды театральной сцены, то читать ее увлекательнее любого самого крутого детектива.
Книга об Иннокентии Смоктуновском «Жизнь и роли» построена на принципах замечательных книг Вересаева «Пушкин в жизни» и «Гоголь в жизни». Автор-составитель этой книги Виктор Дубровский определил ее как «документальную повесть о жизни артиста, рассказанную им самим, его друзьями и коллегами». Мозаика мнений позволила создать уникальный портрет одного из величайших драматических актеров ХХ века. Еще одна книга, в которой заведующий литературной частью Московского академического театра им. Маяковского Виктор Дубровский выступает в качестве соавтора, точнее, собеседника, это написанные в форме бесконечного диалога, временами переходящего в монолог и сопровождаемого репликами, что так соответствует театральной природе, мемуары великого армянского мудреца Армена Джигарханяна без которого немыслимы ни русский театр, ни русское кино. Кто не знает дружеской эпиграммы Валентина Гафта, который глубокомысленно изрек: «гораздо меньше на земле армян, чем фильмов, где сыграл Джигарханян». Книга «Я одинокий клоун» - одна из самых ярких в серии «Выдающиеся мастера». Среди других книг серии – мемуары Федора Чеханкова, чья творческая жизнь уже более сорока лет связана с Центральным академическим театром Российской Армии. И хотя называется эта книга несколько кокетливо «Моя дырявая память», на самом деле мемуары талантливого актера содержат массу потрясающе интересных подробностей о культурной жизни страны на протяжении полувека. А вот книга о замечательном комике Михаиле Светине – партия на два голоса, которую уже много лет исполняют актер Светин и критик Елена Алексеева. Наверное, не все знают, что Михаил Светин – актер-самоучка, который поработал на сценах многих провинциальных театров, прежде чем стать фигурой узнаваемой и любимой зрителями. Если вы являетесь поклонниками таланта этого мастера смеха, то тогда вам обязательно нужно прочесть книгу «Разговоры по телефону», в которой Михаил Светин и Елена Алексеева беседуют, беседуют, беседуют…
Московское издательство «ВАГРИУС» продолжает издавать серию книг прозы актера и литератора Сергея Юрского, которая составлена по принципу зебры. Одна книжка смешная, а следующая с грустинкой. Первая книжка «Все время жара» была, по мнению автора, «смешной и светлой». Вторая – «Попытка думать» была приглашением к разговору, спору, диалогу. Серьезная книжка с серьезными размышлениями. Поэтому мы были вправе ожидать от третьей книжки Сергея Юрского «Домашние радости» разговора о смешном. И не обманулись в своих ожиданиях. Книжка получилась такой веселой, что четвертую – жду с опаской, ибо придется печалиться. Знаменитая в шестидесятых годах книга «Наш современник Вильям Шекспир» открывает том мемуарной прозы гениального режиссера Григория Козинцева «Время трагедий», который продолжил прекрасную «вагриусовскую» серию «Мой 20 век». Кроме этой книги, которая будоражила умы и сердца «шестидесятников» в сборник вошли рабочие тетради художника и впервые издаваемые дневниковые записи Григория Михайловича, которые по «идеологическим соображениям» остались за бортом пятитомного собрания сочинений, вышедшим в 80-е годы. Мысли там потрясающие. Вот одна из них: «Если Базаров распластывал лягушку, то интеллигенция стала распластывать сама себя. И смотреть, «что у нее внутри».
Книга актера Александра Михайлова «Личное дело», вышедшая в издательстве «Алгоритм» написана страстно и с большой душевной болью. «В рыночное искусство как таковое я не верю – заявляет Александр Михайлов. – Рынок пожирает искусство, что мы и видим теперь на каждом шагу. Настоящее искусство в режиме жесткой денежной зависимости от рынка уходит в подполье…Искусство лишенное и финансирования, и, наконец, привычного места в жизни, гибнет. Хотя именно оно и должно спасти наше общество – заложить здоровые семена в душе молодого поколения…». Впрочем, далеко не все потеряно пока есть ГИТИС. Сегодня этот знаменитый вуз величают Российской академией театрального искусства. Книга Александра Смольякова «Тот самый ГИТИС» родилась из бесед с ведущими мастерами РАТИ. Автор назвал его «романом в диалогах». А помогли ему замечательно издать это пронизанное любовью к «альма матер» повествование в отмеренных диалог в издательстве «Алгоритм», где также умеют делать превосходные книги о театре. Одна из них книга «Леонид Филатов». Она вышла незадолго до безвременной смерти этого многогранно талантливого человека. И конец у нее почти пророческий.
« -Ваше жизненное кредо?» - спрашивает автор книги своего героя.
 -Я живу быстро, - отвечает Леонид Филатов.- Мучительно переживаю, когда впустую тратятся минуты, годы, жизнь. Ненавижу глупость. От нее все пороки. Малодушие безнравственно. Хочется многое успеть в жизни, в творчестве. Только бы хватило времени». Но его не хватило… 
«Творческие возможности Леонида Филатова были мало реализованы. Это точка зрения  почти всех, кто работал с ним, и в этом есть своя драма», - написала Татьяна Воронецкая в книге, посвященной одному из самых ярких и самых стремительных актеров «поколения Таганки».
Федор Раззаков, известный своими изысканиями из жизни бандитов и звезд шоу бизнеса, продолжает радовать читателей неизвестными страницами о самых известных людях. Его новейшая книга «Наше любимое кино. Тайное становится явным» («Алгоритм», 2004 г.) рассказывает о том, как снимались всенародно любимые советские киноленты, которые как по популярности, так и по кассовым сборам, ни в какое сравнение не идут с худосочными «триллерами» и «блокбастерами» современного российского кинематографа. Легендарные фильмы, легендарные актеры, легендарные режиссеры. Но что самое замечательное у Раззакова: его книга написана с большим юмором и читать ее одно наслаждение. Потому что всякая истинная легенда должна быть с улыбкой.