Смеющийся мальчик

Саша Шатров
К сыну
СМЕЮЩИЙСЯ МАЛЬЧИК
Тема размышления от 11 апреля, 2015

Последние несколько дней я наблюдаю один удивительный факт, идущий в разрез с закономерным и привычным течением календарного времени. Дело в том, что на нашем перекидном календаре уже несколько дней подряд остается седьмое апреля… День как обычно сменяется ночью, ночь прерывается утром, мы просыпаемся, а на календаре по-прежнему седьмое апреля. Что же это? Время остановилось? Значит «День сурка» это не выдуманная история – он существует на самом деле, так же как и загадочный бермудский треугольник и черная дыра в космосе! Быть может, вследствие вращения планеты и передвижения ее в космическом пространстве наша квартира по «случайной нелепости» попала в самый эпицентр дыры во времени, в которой время, словно иголка проигрывателя пластинок, «заедает» и начинает двигаться по одной зацикленной окружности «вселенской пластинки».

Мне на день рождения подарили перекидной календарь искусств (спасибо, Вам Елена Григорьевна, за подарок). На каждой странице этого календаря кроме обозначения даты изображено какое-либо произведение мирового искусства из области живописи, архитектуры, скульптуры. И вот, на этой загадочной странице с датой седьмое апреля оказался портрет  «Смеющегося мальчика», написанный голландским художником Франсом Халсом в 1625 году. Мальчик пяти-шести лет, смотревший на нас с глянцевой страницы календаря, очень задорно смеялся, и можно было даже представить его заливистый смех! Этот мальчик уже давно вырос, состарился и умер, а его улыбка такая живая и настоящая по-прежнему озаряет его лицо – некоторые художники умеют останавливать время на самых простых и радостных  моментах.

Наш маленький Человечек, которому на момент данного происшествия пошел девятый месяц, увидел из далека (наша комната в длину чуть более пяти метров, поэтому под словом «из далека» я подразумеваю приблизительно три-четыре метра, но для Человечка это расстояние вполне можно охарактеризовать словом «из далека») новую страничку календаря, а именно, «Смеющегося мальчика», и направился к нему быстрыми шажочками, держась за руки мамы, чтобы не упасть. Подойдя к подоконнику, на котором стоял календарь, Человечек высоко задрал голову, слегка приподнялся на носочки, подтянувшись за мамины руки и встретившись взглядом со «Смеющимся мальчиком» приветливо улыбнулся в ответ, как живому человеку, которого хорошо знает. Затем, в течение дня, вспоминая про своего нового друга, Человечек снова подходил к портрету мальчика, и они в очередной раз улыбались друг другу.
 
На следующий день, когда настало восьмое апреля мы не стали переворачивать страницу календаря, потому что Человечек вновь отправился к подоконнику посмотреть на «Смеющегося мальчика» и улыбнуться ему в ответ. А теперь, когда Человечек расстраивается и начинает громко плакать, то мы тут же спрашиваем его: «А где мальчик смеется?» и он, забывая выплакать положенный в его возрасте «норматив», поворачивает голову в сторону календаря и, встречаясь взглядом со «Смеющимся мальчиком», совершенно забывает о причине своих слез и на его заплаканном лице появляется широкая улыбка. Вот поэтому на нашем календаре, уже который день, снова и снова остается седьмое апреля.

Возможно, портретист Франс Халс просто выполнял очередной заказ и ничуть не мечтал, что спустя многие годы его работа будет высоко оценена, он просто изо дня в день делал то, что у него очень хорошо получается и рисовал очередной портрет, вкладывая в работу все свое сердце и душу.  А быть может, этот художник, живший так давно и так далеко от нас, когда писал портрет «Смеющегося мальчика» представлял в своем воображении, что в далеком будущем, в далекой стране, в городе, которого еще не существует, один маленький мальчик будет радоваться и утешаться, глядя на его картину…