Глава 15. Грабители

Александр Можаев 2
                1.
  Новый рабочий день обещал быть очень напряженным.Уже к вечеру Виктор Сергеевич должен был отчитаться о численном составе и о проделанной работе "Общества трезвости".
  Первым после обеда в кабинете появился племянник.
 - Дядя Витя,вчерашние лозунги уже везде висят,я принёс новые.
 - Давай посмотрим.Сколько их?
 - Шесть.
  Время поджимало.Проверяющие могли появиться совершенно неожиданно. Лозунги повествовали о следующем:

         Совесть красная учтива,
         И не любит даже пиво.

         Мы исключаем слово "банкет",
         Будет краснее наш партбилет!

         Если кто глядит в стакан -
         Тот поедет в Магадан.

         Кто любит стаканы всем наливать -
         Партию может завтра продать!

         Коммуниста даже силой
         Не заставишь выпить пиво!

         Бей алкоголика там,где увидишь!
         Партию этим ты не обидишь!

  Перечитав лозунги ещё раз,Виктор Сергеевич улыбнулся: Федя набирает обороты!
 - Федя,мне нравится,оформляй всё быстрее и на самые видные места.
 - У меня ещё сюрприз есть!
 - Что такое?
 - Специально для музея.Повесить на дверь Дубова всего три лозунга,но каждый из них с намёком. Вот они:

        Всех алкоголиков надо в музей -
        Члены не терпят пьяных друзей!

        Помни,партиец,что не к добру,
        Пьянство ведёт нас всех в ЦРУ!

        Любой алкоголик для нас экспонат,
        Их примет всегда наш музейный солдат!

 - Это отлично,Федя!Пусть теперь Валерий Павлович губы дует.Сейчас идёт борьба с пьянством - это политика партии.Пусть попробует поспорить!
 - Смотри, дядя Витя,Дубов так просто не успокоиться!
 - Успокоим!
 - У меня ещё не всё!Я написал четверостишия к портретам Карла Маркса, Фридриха Энгельса и Ленина.Есть что повесить у кабинета комсорга и в ленкомнате.
 - Читай вслух,Федя.
 - Итак, комсомол:

         Член,ты денежки не прячь,
         Комсомол несётся вскачь.
         Отдай взносы до гроша,
         Будет чистою душа!

 - Федя,это замечательно! Ни в одном училище такого ещё не было!Продолжай!
 - Дальше ленкомната:

         Не жалея сапоги
         Ты в ленкомнату беги.
         Будешь партию любить -
         В коммунизме будешь жить!

 - Хорошо.Это нужно повесить.
 - Теперь под двойным портретом Маркса-Энгельса:

         Горе тем,кто не читал
         Том тяжёлый "Капитал"!
         Маркса-Энгельса прочтешь -
         В коммунизм скорей придёшь!

 - Остался Ленин:

         На портрет смотри скорей,
         Сразу станешь ты умный.
         А посмотришь много раз -
         Жизнь поймёшь ты без прикрас!

 - Федя,фраза "без прикрас" что-то меня смущает.Нет ли здесь какого намёка?
 - На что намёка?
 - Например, на какие-нибудь издержки социалистического строительства?
 - Не думаю.Того,кто станет выискивать намёки - того всегда найдётся в чём обвинить.Например, в злобном очернительстве социалистических идеалов.Намёк с таким же успехом можно найти в любом лозунге партии.
 - Верно,Федя. А теперь вот что:в эту пятницу состоится твоя свадьба.Эту свадьбу надо превратить в своего рода политическое мероприятие.Конкретно - показательно безалкогольная,комсомольско-молодежная свадьба.Пригласим прессу,телевидение.Дадим широкую огласку.А я под шумок,под это дело,сумею и квартиру тебе выбить,и подарки.И вообще, ободрать всех,начиная с райкома.
 - Мне нравится.
 - Ещё, это хороший старт для твоей карьеры.И здесь, кстати,не помешают хорошие стихи,чтобы всё это осветить,как следует.Осталось два дня.
 - Я успею.
 - Стихи можно подписать:"Красный Пегас" или "Коммунистический Амур". Только не аноним!
 - Хорошо.

                2.
  Ощутимо опоздав на работу,дверь училища открыл младший брат будущего зятя министра - Борис Зайцев.Хроническая проблема безденежья сегодня особенно терзала его.Первый,кого он удостоил своим визитом,была комсорг училища Марина Петляева.
 - Здравствуй, красавица Марина!
 - Здравствуйте, Борис Сергеевич.
  Его зоркие глаза незаметно осматривали кабинет комсомольского предводителя.Через несколько затаенных придыханий цель была обозначена - сумочка Марины была приоткрыта и из неё явственно выглядывал загадочный кошелёк.
 - Марина, до чего ты красивая!
 - Спасибо.
 - Марина, как ты,наверно,знаешь,я человек холостой.Поэтому я решил осмелится пригласить тебя на ужин в кафе.
 - Спасибо, но вечер у меня уже занят.
 - Может, завтра?
 - Пока не знаю.
 - Хорошо, не буду мешать.Пойду,Мариночка.Очень много дел!
  Марина Петляева смотрела вслед Борису Зайцеву и резко прикидывала в уме,как его можно использовать.Ничего существенного в голову пока не приходило.В конце концов,она решила,что отношения с этим "хмырем" лучше не портить.
  Уверенно двигаясь дальше по коридору,Борис Зайцев увидел,что дверь музея приоткрыта.Крадучись,он заглянул внутрь.Валерия Павловича на музейном горизонте не наблюдалось.Новые яловые сапоги военрука смутили его слабое неопохмеленное сердце,но ненадолго.Ещё через секунду ни Бориса Зайцева, ни новых яловых сапог Валерия Павловича в музее не было.
  Надёжно спрятав сапоги в спортзале,Боря Зайцев направился к Хапугину,который уже давно поджидал его.
 - Здорово!
 - Здравствуй, Боря!
 - Отдали клиенты деньги за линолиум?
 - Пока нет.
  Боря Зайцев недоверчиво смотрел на суетливого завхоза:"Не присвоил ли себе?Этот жучище ещё тот..."
 - Сергей,опохмелиться нет?
 - Нет.
 - Дай хоть чуть-чуть! Голова болит!
 - Деньги отдадут,тогда и купишь.
 - Я до этого умру десять раз!
 - Про "Общество трезвости" слышал?
 - Нет.
 - Председатель Виктор Сергеевич Зайцев!
 - Ну,и что?
 - Борьба,Боря,сейчас с этим разворачивается.
 - Пусть себе разворачивается.
 - В любой борьбе требуется козёл отпущения...а ты своего брата знаешь.
 - Знаю...Не бойся!Он в любые козлы найдёт кандидатов.Я его действительно знаю!
 - Смотри,Боря,сам!Тебе виднее...
  Борис Зайцев осторожно, чтобы не привлечь внимания ничего не подозревающего Хапугина, ощупывал карманы пиджака завхоза.
  Обнаружив,наконец,заветный бумажник,он ловко переложил его в свой карман.Озабоченно  сославшись на неведомые срочные дела,Боря быстро ушёл.
  Почти сразу после этого Хапугина вызвал к себе замполит.
 - Хапугин, сейчас Федя мне сказал,что ему не хватило оргалита и фанеры.
 - Всё закончилось.
 - Как закончилось?Не крути мне мозги!
 - Вчера последнее ему отдал.
 - Ты понимаешь,какое важное мероприятие срываешь?Или тебе всё равно?
 - Где я возьму?
 - Ты вор,Хапугин!
 - Обидно,Виктор Сергеевич! Незаслуженно! Вы хорошо знаете,как я стараюсь!
  Ни фанеры,ни оргалита у Хапугина, действительно, не было.В кабинет буквально ворвалась разгневанная Марина.
 - Зайцев,прикажи Хапугину отдать мой кошелёк с двадцатью рублями!
 - Что?
 - Ты же замполит,как тебе не стыдно?
 - Марина, ты явно где-то перегрелась!
 - Отдай,Зайцев!Или я звоню в милицию.Это мои последние деньги!
 - Объясни  толком.У тебя пропал кошелёк.Так?В нём было,как ты говоришь,двадцать рублей. Откуда он пропал?
 - Из кабинета.
 - Кто к тебе сегодня заходил?
 - Утром Хапугин два раза.Потом Севрюков, потом Зоркая,потом - Валерий Павлович. После: Борис Зайцев,Пронский, Неунывако. Потом директор. Ещё: Федя Зайцев,Светлова с Острослововой.И другие были.
 - Тогда на каком основании ты утверждаешь,что это Хапугин?
 - На руку не чист.И рыльце в пушку!
 - Хапугин, ты брал у Марины деньги?
 - Нет.Клянусь!Чтоб мне сдохнуть!
 - Хапугин, если брал,то отдай!Иначе больше потеряешь!
 - Виктор Сергеевич, клянусь всем,чем угодно!Марина, почему не веришь,мы же в одной упряжке!
 - Хапугин, я с тобой ни куда не запрягалась!Отдай мои деньги!
 - Марина, я не брал!
  Зайцев задумался."Что-то тут не так.Хапугин, конечно, жулик известный,но деньги он воровать не станет.Это так!Он специалист по части,где что плохо лежит.Может, это специально кто подстраивает,чтобы мы все перессорились?Кому это выгодно?Пронскому!Вот кому!Но и на него не очень похоже..."

  В музее, за огромным столом,в это время Валерий Павлович горестно жаловался Олегу Пронскому:
 - Зажал меня Зайцев совсем! То лозунги идиотские племяннику своему приказал повесить,то какие-то новые подлости планирует.А лозунги какие!"Любой алкоголик для нас - экспонат.Их примет всегда наш музейный солдат!"  И про ЦРУ намёки. Можно подумать,что не Зайцев,а я - агент ЦРУ!
 - Валерий Павлович, сейчас перевес сил у Зайцева. Надо ждать лучших времён, а пока придётся терпеть.
 - Терпеть? Сегодня по тайному приказу Зайцева, Хапугин украл у меня из музея яловые сапоги.Новые!
 - Не может быть!
 - Олег,почему не веришь?
 - Как это произошло?
 - Зазевался,дверь не закрыл.Я снял сапоги,одел тапочки.Кое-что наверху прибивал - так мне удобнее было.
 - И что?
 - И нет сапог! Как корова языком слизала!В чём я теперь пойду домой?
 - Ладно...Проучим мы Хапугина!

  Постучался дневальный.
 - Олег Алексеевич, Вас к замполиту.
 - Иду!Валерий Павлович, идём вместе!
 - Идём!
  Зайцев недовольно поморщился,увидев входящих к нему одновременно Дубова и Пронского - но он был рад неожиданно представившемуся  случаю посчитаться с Пронским.
 - Пронский,отдай,что украл!
 - Что?
 - Ты зачем деньги у Марины украл?Двадцать рублей? Мне всё известно!
 - Что?
  Немедленно вмешался взволнованный Валерий Павлович:
 - А вот это,Зайцев,не пройдёт! Не надо!
 - Что "не надо"?
 - Не надо перекладывать с больной головы на здоровую!Эти деньги украл Хапугин! А ещё он украл у меня яловые сапоги!
 - Какие ещё сапоги?
 - Новые!Я теперь в тапочках хожу.Отдай,ворюга,сапоги!
  Валерий Павлович уже готов был вцепиться в горло напрасно обвиненному Хапугину.Сергей Платонович от горькой обиды чуть не заплакал."Договорились все,что ли,такую напраслину на меня возводить?".
 - Валерий Павлович, я клянусь!Я не брал сапог!
 - Брал,вор!Брал!Отдай сапоги!Вы с Зайцевым ещё за кальсоны не расчитались!Но эти яловые новые сапоги вам дорого обойдутся!
 - Зачем мне сапоги?
 - Продать можно!Ты мои новые кальсоны тоже хотел продать!
 - Это разные вещи!
 - Вещи разные.А хозяин им один - я!И вор всё тот же!
 - Видит Бог!Я не брал!
 - Не брал?Да?Бог видит,кто кого обидит!
 - Валерий Павлович...
  Назревала большая потасовка.Опыт подсказывал Виктору Сергеевичу, что надо всё срочно брать в свои руки.Он почти закричал:
 - Хватит!Хватит!Вон что!Вернёмся к этому вопросу в конце рабочего дня.Я должен всё обдумать.У меня подозрение на Пронского.Он любит такие штучки.А сейчас прошу всех разойтись!
  Вернувшись в музей,Валерий Павлович и Олег Пронский быстро составили план действий и тут же каждый приступил к своей части плана.Через двадцать минут на всех дверях училища висело обличающее Хапугина стихотворение:

               ГРАБИТЕЛИ

        Одолели завхоза грабители,
        Очень злобные похитители.

        Опустели у завхоза все полочки.
        Всё очистили до иголочки.

        Оргалиту "ноги приделали".
        И пропала красочка белая.

        И пропала красочка синяя
        Как Хапугин лил слёзы обильные!

        И разбилось два ящика стеклышка,
        Это видело красное солнышко!

        А хорош аппаратик был сварочный!
        И куда он девался,загадочный?

        Где теперь его славные косточки?
        А ещё половые где досочки?

        А обои где синеокое?
        Ах,злодеи,злодеи жестокие!

        Будет горе великим супругино,
        Если вдруг украдут и Хапугина!

  Валерий Павлович пошёл другим,более коварным путём.Терпеливо дождавшись,когда в училище уже появился прилично опохмеленный Борис Зайцев, военрук пригласил его в музей.Почти одновременно спускался по лестнице и Федя Зайцев.Надеясь поживиться ещё чем-нибудь, они с большой охотой согласились.Валерий Павлович щедро разлил спирт,достал сало,огурцы,сырок " Дружба" и банку шпротов.Боря,чокаясь с племянником,пил дармовой спирт,не разбавляя его водой и нахваливая доброту Валерия Павловича.
 - Боря,ты новость знаешь?
 - Нет.
 - Хапугин у меня новые сапоги украл,а у Маринки 20 рублей.
 - Во подлец!
 - Ещё какой!Чтоб он облез!
 - Облезет,значит.
 - А Зайцев,твой брат,покрывает!
 - Правда выйдет.
  Валерий Павлович пил очень мало,только из приличия.Слабый здоровьем Федя Зайцев опьянел сильно и сразу.Старый разведчик своё дело знал туго.

                3.
  Мысли Виктора Сергеевича отбивали такт совсем в другом направлении.Хорошо всё обдумав,он тоже начал осуществлять свой хитрый план:
 - Алло!Это райком комсомола?
 - Да.Инструктор Прилипалов.Слушаю.
 - Это замполит училища N 2 Зайцев.Вы знаете,какое важное,в духе последних решений партии, мероприятие готовится в нашем районе?
 - Нет.
 - Не может быть!Будет телевидение и пресса!Все уже знают.Будут гости из Москвы.Женится комсомолец,поэт Федор Зайцев на дочери знаменитого генерала Утконосова - Анастасии Утконосовой.Это первая у нас  безалкогольная свадьба!Какое участие в этом собирается принять наш славный райком комсомола?
 - Собираемся...
 - А конкретнее?
 - Я немедленно доложу первому секретарю райкома комсомола товарищу Мумукину!
 - Хорошо,созвонимся!Свадьба уже в пятницу!
  Дождавшись гудка,Виктор Сергеевич раскрыл свою записную книжку.Ага!РОНО!У них денежки водятся!
 - Алло!Это РОНО?
 - Да,секретарь Отвилин.Слушаю.
 - Это замполит Зайцев. У меня важное сообщение для товарища Говорилина.
 - Записываю.
 - В пятницу состоится первая в нашем городе безалкогольная свадьба поэта и комсомольца Федора Зайцева, музыкального руководителя училища на дочери знаменитого генерала Утконосова. Подключены пресса и телевидение.Как РОНО будет участвовать в таком важном государственном мероприятии?
 - Сейчас доложу товарищам Говорилину и Подпевалину.
 - До свидания.
  Теперь райком партии!"Расколивайтесть,бараны!И побыстрее! " - Зайцев расхохотался.
 - Райком?
 - Да,инструктор Крысин.
 - Это Зайцев Виктор Сергеевич.
 - Здравствуйте, уважаемый Виктор Сергеевич!
 - Дмитрий Дмитриевич, как Вы уже знаете,в пятницу состоится безалкогольная свадьба моего племянника.
 - Я помню.
 - Мне хотелось бы кое-что скорректировать.Будут представители райкома комсомола, РОНО,телевидение,пресса и т.д.
 - Да,да!Я слушаю внимательно.
 - Я боюсь,что подарки будут повторять друг друга.
 - Подарки?
 - Это может испортить впечатление о нашем райкоме партии у министра Жгучего.
 - Будет министр?
 - Да.А так же ещё у товарища Впередсмотрящего и у отца невесты генерала Утконосова... А так же и у остальных ответственных товарищей!Я уважаю товарища Кормушкина и не хочу,чтобы его кто-нибудь подвёл.
 - Да,да!Правильно!
 - Поэтому, пожалуйста, Дмитрий Дмитриевич, все вопросы о подарках согласовывайте со мной.
 - Мы всё согласуем!Ещё раз поздравляю,бесценный Виктор Сергеевич!
 - До свидания.

  Настроение Зайцева поднималось, как столбик барометра перед бурей.Обзвонив профсоюз,народный контроль,РОВД и другие учреждения, он остался доволен. Рабочий день заканчивался, оставался ещё один вопрос - вопрос утренних краж.Виктор Сергеевич колебался.Трудно бездоказательно обвинить Пронского! Решив ещё раз один на один поговорить с Хапугиным и заодно посоветоваться с племянником,Виктор Сергеевич торопливо направился в кабинет завхоза.
  Проходя мимо туалета,возле урны-плевательницы,он с содроганием сердца увидел лежащих бесчувственно брата и племянника. У обоих на груди висели аккуратные квадратные плакатики со стихами.Надпись на братце гласила:

      Коммунист наш,Зайцев Боря,
      Может выпить даже море.
      Есть ли кто-нибудь, народ,
      Кто Бориса перепьет?

  На впалой груди любимого племянника и почти генеральского зятя ещё более крупными буквами было запечатлено:

      Под этой урной серой,скромной,
      Лежит поэт наш утомленный.
      Нам очень жаль!Какая боль!
      Сразил поэта алкоголь!

  Зайцев схватился за голову и чуть не заблеял.Что делать?За это время,наверно,уже половина училища всё это видела!Кто?!Кто их так напоил?
  Не теряя времени,быстро осмотревшись по сторонам,Виктор Сергеевич взвалил на спину племянника и понёс его в свой кабинет. Навстречу вспотевшему замполиту шли озабоченные Севрюков и Наташа Острословова. Леонид Севрюков проявил уничтожающую озабоченность:
 - Вам не тяжело,Виктор Сергеевич?
 - Нет!
  Зайцев занёс Федю в свой кабинет, аккуратно положил его на пол.Выйдя из кабинета,он обомлел от ужасной сцены.Братца Бориса торжественно, почему-то ногами вперёд, несли четыре человека: Севрюков, Неунывако, Пронский и Дубов.Плакат со стихами бессильно,но очень затейливо свисал с широкой груди младшего брата председателя "Общества трезвости".
  Дубов задал вопрос:
 - Куда его уронить?
 - Сюда положите.
 - Может, врача вызвать?Или ещё кого?
 - Я сам разберусь!Спасибо.
  Пронский тихим,участливым голосом "обеспокоился":
 - Может, какая иная помощь требуется?
 - Пока нет.
 - А,может, у Бори давление?Он такой красный!
 - Спасибо, что Вы так заботливы,Пронский!
 - Не стоит благодарности.Пустяки.

  Борю Зайцева "уронили" рядом с неподвижно лежащим поэтом-племянником.Когда все ушли,Виктор Сергеевич долго смотрел тяжёлым взглядом на неподвижного брата-пропойцу и жениха-племянника.Как мог Федя так "нализаться"! Сегодня приезжает будущий тесть Феди - генерал Утконосов с супругой.Всё может рухнуть!
  Закрыв замок на два оборота,Зайцев быстрым шагом двинулся в Федину квартиру.Как и предполагал Виктор Сергеевич, генерал с женой уже приехали.Дверь открыла Настя Утконосова.
 - Виктор, разреши тебе представить моего папу Игоря Юрьевича и мою маму Светлану Васильевну.
 - Очень рад!Очень приятно!Зайцев Виктор Сергеевич!
  Настя Утконосова с обиженным видом,но по-хозяйски спросила:
 - Виктор, а где мой Федя?
 - Настенька,ты извини, но у нас в училище очень большая запарка на работе.Создано "Общество трезвости",срочно необходимы стихи на тему дня и много чего нужно.Повторяю,это всё очень срочно!Федя так просил меня извиниться за него,он сегодня просто вынужден задержаться на работе.Ты уже,Настенька, знаешь,что для него долг превыше всего.Пока он свою работу не сделает,он с работы ни за что не уйдёт.Это у него - семейная черта!
 - Жаль.

  Зайцев на всём протяжении своего длинного и пафосного монолога поглядывал на генерала Утконосова, отслеживая его реакцию и исподволь изучая его.Генерал, в свою очередь, тоже внимательно и довольно бесцеремонно разглядывал своего будущего родственника.Плотный,гороподобный,очень крепко сбитый,он казался самим олицетворением солидности и значительности.Из вежливости генерал решил прийти на помощь Зайцеву:
 - Дочка,главная черта настоящих мужчин - это дело,которым ты занимаешься!Я прав,Виктор Сергеевич?
 - Конечно! Это и есть главное!
  Зайцев благодарно взглянул на здоровяка-генерала.Светлана Васильевна пригласила всех к столу,который был уже накрыт.Как и полагается,выпили за знакомство.Под замполитом горела земля,он суетился.
 - Я очень рад нашему знакомству! Жаль,что моих братьев сейчас здесь нет - они тоже были бы очень рады.Брат Борис помогает Феде,он,если успеет,подойдёт попозже.Другой брат,Павел,отец Федора,сейчас находится за границей,но о свадьбе ему уже известно.Его ждем завтра,должен прилететь.
 - Ничего, мы понимаем.
  Когда напряжение первого знакомства чуть прошло,Зайцев заглянул в холодильник. Он оказался пуст."Всё выпили эти Настеньки!И куда в них влезло??".Почувствовав первую раскованность,он ещё раз попытался сгладить острые,но пока ещё не очень заметные углы.
 - Игорь Юрьевич, Светлана Васильевна! Я ещё раз должен извиниться перед Вами!До свадьбы осталось два дня и мне ещё очень много надо успеть.Так случилось,что основные хлопоты в основном легли на меня! Мне Федя,как сын родной!
 - Ничего, ничего! Может, средства нужны?
 - Ну,что Вы!
 - Не стесняйтесь,дело общее!Расходы должны нести все.
  Генерал чуть не силой затолкал в карман Виктора Сергеевича пачку червонцев.Беглым взглядом Зайцев сразу определил увесистую полновесность пачки."1000 рублей! Ого!"
 - Ещё раз извините!
 - Мы всё понимаем.
  Виктор Сергеевич взял спортивную сумку и направился в гастроном."Хоть бы эти свиньи скорее протрезвели!Всё может рухнуть!!" - мучился он,нажимая кнопку лифта.