Комната

Ольга Меликян
- Оксана! Тебе предстоит повысить свою квалификацию на курсах в N! При Институте усовершенствования... Пришла именная путевка, на один месяц! Собирайся! - такими словами приветствовала меня накануне заведующая отделением.Ну, "супер"! Да лучше б послала куда подальше или разоралась бы традиционно...

Мне предстояло прожить месяц в чужом городе. Родственников, знакомых у меня там нет.Общежитие для курсантов не предоставляется. Придется снимать жилье.

Открыв газету с объявлениями и прозвонив по некоторым из них, я поняла, что снять квартиру тупо не смогу. Остается - только комната. Либо в коммуналке, либо - с хозяйкой за стеной... Провисев на телефоне добрых полтора часа, я-таки нашла подходящий вариант - и недалеко от института, и по стоимости более-менее приемлемый. Вздохнув,  стала собираться в дорогу.

Время в пути пролетело незаметно- почти все время я дремала в автобусе. И вот он, славный город N! Как же я его ненавижу! Всякая командировка сюда съедала меня на неделю вперед...  Ненавижу эти узкие центральные улицы, не рассчитанные на такое количество транспорта;  бесит кричащая реклама, щиты которой едва прикрывают собой облупившуюся нищету стен домов, нависающих над пыльными тротуарами... Меня раздражает серая листва деревьев  центральных скверов и бесконечный, даже ночью не стихающий шум... И здесь - целый месяц! Оооооооо!!!

Еще раз набрав номер из объявления, я отправилась по названному мне адресу. Так и есть - старый дом в центре. "Сталинка". Значит,высокие потолки, просторные коридоры, довольно большие комнаты, одна из которых станет моей на месяц.

Я поднялась по широкой лестнице на третий этаж. Дверной звонок издал противную трель. Открывать явно не торопились. Лишь после "третьих соловьев" за дверью послышались шаркающие шаги. Кто-то принялся изучать меня в мутный глазок. Наконец дверь открыли, и в дверном проеме появилась сгорбленная старушка в пуховом платке на плечах.

- Это ты насчет комнаты звонила? Ну, проходи, проходи, милая...

Я переступила порог квартиры. В действительно просторной прихожей стояло старое "вольтеровское" кресло и симпатичная тумбочка, которую венчала корзина с вязанием. В воздухе пахло гремучей смесью нафталина, дорогого парфюма, табака и пыли, регулярно тревожимой веником.

- Вот твоя комната. Звать как? Оксана? Ну, Оксана, задаток вперед! Так мы давно уже с дочерью порешили... Всякие бывают постояльцы. Вот тут у нас ванная. Смотри, воду сильно не открывай - тоооо-о-ооненькой струечкой пускать будешь, так счетчик не мотает; свет не включай - тут достаточно света пропускает кухонное оконце; да, горячей воды у нас нет! Мы колонку включаем раз в месяц; если понадобится горячая - вот ковшик, в нем и согреешь на плите, сколько надо. Надеюсь, мыло у тебя свое есть? А вот кухня. Мне кажется, тебе будет дешевле питаться в столовой, чем готовить у нас. Обычно с тех, кто готовит, мы берем дополнительную плату - газ, вода, свет, ну, ты меня понимаешь, да, детка? А? Чай? Ну, чай - утром попьешь, а как же! Без чая утром нельзя... Дочка вот моя, Танечка, так та вообще с кофе день начинает! Ты с ней через пару дней познакомишься, она скоро из Ставрополя вернется - уехала туда к подруге... Хорошая у меня девочка! Замуж, правда, так и не вышла, детками тоже не обзавелась; ну, да это пустяки! Главное - она счастливая у меня!

Под эту воркотню бабули, которую звали Ираида Яковлевна, я начинала представлять себе ужас моего существования с ней под одной крышей... Еще и дочка Танечка замаячила на горизонте! Если бабуле лет 85, то сколько же Танечке?! Ну явно не 30!!! Такая же, небось, грымза...

- А почему колонка один раз в месяц?! Ведь я же деньги вам плачу!

- Вот именно, деточка, день-ги! - сурово отчеканила Ираида Яковлевна. - А деньги, как тебе, надеюсь, известно, счет любят!

На этом мы с гостеприимной хозяйкой расстались. Взяв причитающееся мне постельное белье, я отправилась готовиться к ночлегу. Застелив скрипучую кровать с панцирной сеткой,  включила было телевизор... И тут же послышался стук в дверь:

- Оксана, забыла сказать тебе: телевизор тоже за отдельную плату! Он часто ломается, а мастер за ремонт берет немало!

В сердцах я выключила телек. Надо бы привести себя в порядок перед сном - завтра с утра в институт!

Ираида Яковлевна словно караулила меня в коридоре. Отложив вязание, она резво вскочила с кресла.

- Еще один момент, Оксаночка! К твоему приходу я буду набирать воду в тазик - смотри, вот! Так что кран не открывай! Водичка у тебя уже есть! - и, довольно улыбаясь, старушка прошествовала на свое кресло.

... Спустя 10 минут я уже крепко спала на скрипучей кровати, чья панцирная сетка услужливо опустила меня почти до пола... "Спокойной ночи, Ираида Яковлевна!" - зло успела подумать я, твердо решив завтра найти что-нибудь более подходящее для жизни, чем эта злополучная комната...

Но зря я была так оптимистична. Времени на поиски жилья насыщенный курс лекций почти не оставлял - занятия заканчивались поздно. Потом - недорогая столовка, и - "домой".

Через два дня приехала Танечка. Это была весьма моложавая дама 65 лет, стройная, легко перемещавшаяся по квартире. У Танечки были роскошные черные волосы, почти без седины, стройная фигурка, ярко очерченный красивый рот и пронзительные карие глаза. Некоторый диссонанс с располагающей внешностью представлял собой голос Танечки - он напоминал карканье вороны. А так как Танечка оказалась большой любительницей поговорить, то по телефону, то с мамой - мне оставалось только купить беруши, что я и сделала на следующий день... А следующий день был воскресенье, и у меня появилась возможность познакомиться с образом жизни моих хозяюшек поближе.

Танечка была на пенсии и вела светский образ жизни. Просыпаясь в 11-12 часов дня, она долго расхаживала по квартире, напевая своим каркающим контральто обрывки оперных арий. Потом она заваривала ядреный кофе,  закуривала сигаретку в длинном мундштуке и выползала на балкон, проходивший через кухню и ее с мамой комнату. Если в это время звонил ее мобильный, весь дом слушал Танечкино карканье до тех пор, пока оператор не разъединял собеседников. А иногда и это не помогало - Танечке перезванивали еще и еще несколько раз...

В это время Ираида Яковлевна готовила доченьке и себе завтрак. Обычно это была  полусырая овсянка на воде. Это было полезно, как считали обе дамы. Затем маменька мыла посуду, а Танечка валилась в неубранную постель с томиком женского любовного романа и вскоре засыпала вновь. Часов в 5 вечера она просыпалась,приводила себя в порядок у старинного  трюмо в коридоре, одевалась и отправлялась наносить визиты подругам. Я не сомневаюсь - подруги были Танечке под стать...

- Ну, вот, пока Танечка в гостях, я и обед приготовлю! - мурлыкала Ираида Яковлевна и начинала греметь посудой в просторной кухне. Даже сквозь беруши я слышала печальный звон алюминиевых кастрюль и систематически падающих на плиточный пол ложек, вилок и прочей кухонной металлической утвари. Очевидно,керамику и фарфор старушка держала в своих лапках крепче... Посудный перезвон продолжался около двух с половиной часов. Из кухни доносились дразнящие ароматы, но мне было "дешевле обедать в столовой"...

Гулять по городу не хотелось. Он и в ясные дни не располагал меня к прогулкам, а в это ноябрьское воскресенье еще и порадовал занудным дождиком; наскоро перекусив, я отправилась "домой".

Немного позанимавшись,  умылась из заботливо приготовленного Ираидой Яковлевной тазика и решила лечь спать. Было относительно тихо, если не считать вопившего в комнате хозяев телека. Бабуля была слегка глуховата, и не заботилась о тишине в квартире. Вскоре я уснула, удовлетворенно отметив про себя, что осталось еще 23 дня жития в городе N.

Проснулась  от жутких завываний за стеной. Посмотрела на часы. Два часа ночи!!! Выглянув в коридор, я ахнула. Танечка, облаченная в смешной мешковатый комбинезон, пылесосила!!! Напевая при этом, по обыкновению, обрывки оперных арий... Пылесос ревел, как земля во время землетрясения, Танечка вторила ему карканьем, в общем, дуэт был еще тот! Я поняла, что вмешиваться в процесс уборки неэтично, и поплелась восвояси. Сон был перебит, беруши раздражали. Я включила ночник и решила почитать конспект. Вскоре в дверь тактично постучали, и на пороге возникла Ираида Яковлевна в халате поверх ночнушки.

- Оксаночка!! Детка!!! Ну что же ты делаешь?! Ну какое же может быть чтение по ночам?! И глазки портишь, и, главное - ты знаешь, сколько мы платим за киловатт света?!

-Ираида Яковлевна! Ну не дороже ведь 60-ваттная лампочка часа работы пылесоса!! Спать ведь невозможно!!!

- Деточка, Танечка УБИРАЕТ! У нее совершенно нет времени делать это днем, ты же знаешь! А вот ты напрасно изводишь электроэнергию! - отрезала старуха. - Немедленно выключи ночник! - и она с достоинством павлина удалилась.

В сердцах я выключила свет. Накрылась подушкой. Но разве  спасет подушка от лязга цинкового ведра в ванной, Танечкиного вокала и чавканья половой тряпки под дверью?! Чертова "чистюля" генералила квартиру!!! А на часах была половина четвертого утра...

Наконец, около 6-ти все стихло. Танечка выкурила сигаретку на балконе, счастливо доложив неведомой мне Валюше о том, как она славно убралась, и около семи отправилась в опочивальню. Я же, запив головную боль анальгином, поползла на лекции...

Вечером  вернулась специально попозже - чтобы просто завалиться и уснуть...

Не тут-то было! Коварная Ираида Яковлевна, сказав, что она только "на минутку", в течение двух часов пытала меня, выбивая информацию о современных методах лечения радикулита и подагры, которые особенно донимают ее в последнее время. Я решила поставить точку в разговоре, сделав вид, что заснула в кресле.

- Ну и молодежь! Спят на ходу! - презрительно процедила бабуленция и выплыла из комнаты.

А потом было повторение предыдущей ночи. Танечка соревновалась с пылесосом в мощи вокала, чавкала половой тряпкой, старательно размазывая грязную воду по паркету в коридоре - ведь чистая вода дорого обходится, и Танечка использовала... Вчерашнюю!!!

Я мужественно терпела беруши, ворочаясь с боку на бок. Наконец в открытую форточку потянуло дымом - слава Богу, Танечка покончила с уборкой. Было 4 утра. У нее разрядился телефон, и сегодня Танечка курила в тишине, лишь слегка накаркивая арию Тореадора из "Кармен". Наконец она ушла спать. Я с наслаждением, насколько позволяла панцирная сетка, вытянулась, выдернув из ушей затычки. Хоть пару часов вздремнуть бы!!!

Но не тут-то было! Откуда-то сверху вдруг грянули звуки рояля... Кто-то старательно наяривал "К Элизе" Бетховена Людвига-ван... Красивая вещь, но не в 4 утра и не неумелыми пальцами горе-ученика!!! А после "Элизы", уже вполне профессионально, зазвучало "Прощание славянки"! А потом - "Тореадор, смелее в бой!", а потом - технически отработанно - что-то из Шнитке...

По отчаянному стуку в потолок, раздавшемуся из соседней комнаты, где обитали Танечка с мамой, я поняла: ночной концерт соседей - месть за соло на пылесосе!

Значит, не одной мне мешает спать Танечкина чистоплотность. Это радует.  Может, Хоть следующей ночью высплюсь!!!

Дурак, как известно, обычно думкой богатеет. Танечка не собиралась ломать своих традиций. В два часа ночи привычно взревел пылесос. Еще старательнее, чем накануне, хозяйка вторила ему карканием-пением. Когда третичной (!) водой был измазан последний квадратный сантиметр паркета и Танечка отправилась курить на балкон, снова грянул рояль наверху. На этот раз соседи решили "дать джазу", потому что джазовым композициям сопутствовал весьма профессиональный вокал в стиле Луи Армстронга. Исполнитель был явно на высоте - даже я заслушалась. Но не Танечка! Вооружившись шваброй, она принялась отбивать ритм в потолок. Рояль ненадолго смолк. Танечка продолжала стучать.  Очевидно,уловив такт, рояль подключился. На этот раз зазвучала роковая композиция. В сочетании с производимыми Танечкой ударными партиями это было просто великолепно! А наверху кто-то еще и танцевать начал,  явно используя при исполнении рок-н-ролла акробатические элементы...

Я выглянула в окно. Дом наш имел форму буквы "П". И  вскоре по всему периметру стали зажигаться окна.

Неистовствовал рояль, громыхала Танечка. Я вышла в коридор. Стоя на табуретке, моя хозяйка лихо отстукивала уже драм-энд-басс. Ее щеки возбужденно пылали, на губах блуждала плотоядная улыбка; черные волосы колыхались по спине в такт ритму. Невольно залюбовавшись Танечкой,я даже забыла, что сейчас - глухая ночь... Мое оцепенение прервалось от холода, который я ощутила ступнями. Опустив глаза вниз, я обнаружила, что стою в луже! В луже холодной воды, которая вытекала из ванной... Метнувшись туда и включив свет, я обнаружила лопнувшую трубу.  Именно из нее тугой струей хлестала холодная вода. "Слава Богу, что в доме нет горячей!" - подумалось мне.

Танечка так увлеклась ударными  этой ночью, что вибрация перекрытий начала  сотрясать видавшую виды водопроводную канализацию. И вот - картина, что называется, маслом!

Окликнув Танечку, я глазами указала ей на пол, где лужа уже превратилась в небольшое озеро. Но хозяйка моя, лишь досадливо отмахнулась, продолжая громить потолок собственной квартиры. Что делать? Придется будить Ираиду Яковлевну. Я осторожно распахнула дверь хозяйской комнаты. И остолбенела. Бабуля, стоя на широкой двуспальной кровати, с совершенно нестарушечьей силой молотила в потолок ручкой длиннющей щетки! И тоже весьма удачно попадая в ритм, задаваемый роялем наверху!

Вернувшись в свою светлицу, на полу которой уже тоже было озеро холодной воды, я быстренько покидала свои нехитрые пожитки в рюкзак и спешно покинула пределы сумасшедшего дома. Сидя во дворе на лавочке в преддверии рассвета, я дождалась приезда милиции, "скорой помощи" и даже "пожарной", вызванных соседями.

Предстояло искать новое жилье...

P.S. Поделившись своим горем с сокурсницей, я обрела койку в комнате в этом же районе, недалеко от института. Ночи были здесь на удивление спокойными. Первое время мне снилась голая Танечка, оседлавшая метлу  и стрелой несущаяся по ночному небу над городом N. Ее роскошные волосы трепал ветер, а из красиво очерченного рта вырывался голос Луи Армстронга...