Пражская весна. Служба в Группе Советских войск

Иван Краснов 2
«Пражская  весна» – это период  политической  и  культурной  либерализации Чехословакии.  Начался он 5-го   января 1968  года,  когда  реформатор  Александр  Дубчик  был  избран   первым  секретарем   коммунистической   партии Чехословакии, и  продолжился  - до  21   августа  1968  года.
В  ночь  на  21   августа  1968  года  в  Чехословакию  были  введены  войска  пяти  стран  Варшавского  Договора. Конечно,  костяком  и   основной   силой    введенных  в  Чехословакию войск были  Вооруженные силы  Советского Союза. В  их составе  был и я, майор  Советской армии. Вот этому событию и посвящена  моя   повесть.

          Глава 1.

1968 год  мне запомнился на всю жизнь. Этот год принес много испытаний не  только  мне, но и  всем   вооружённым   силам  Советского  Союза,  всей  нашей   стране. Я   уже  четвертый   год   служил  в  Группе Советских войск  в Германии (ГСВГ),  которая  была  расположена   на  территории   ГДР.  Это  была  самая   многочисленная   группа   советских  войск  из  всех   групп   войск,  дислоцированных  за  рубежом.  Я  проходил  службу в  должности  пропагандиста   артиллерийского полка мотострелковой  дивизии. Для  тех,  кто не  служил  в  Советской  армии и  для   молодых людей отмечу, что  должность  пропагандиста  полка была  чем-то вроде  заведующего идеологическим   отделом    воинской   части.  В   мою  задачу  входила   организация  политического   просвещения     личного   состава и   политических   занятий  с  солдатами  и сержантами, а также организация  и  проведение   марксистско-ленинской   подготовки офицеров полка, чтение лекций  для  гражданского персонала  части.

Для    всех  пропагандистов  два  раза  в  год  в Потсдаме   проходили  недельные сборы, на  которых  выступали  лекторы  из  Главного   политического   управления  Советской  армии и  ВМФ,  профессора   из  Военно-политической  академии   им. Ленина,  члены  ЦК  КПСС; нередко   выступали   секретари  ЦК Социалистической   Единой партии Германии  (СЕПГ). По вечерам  после   занятий  в   гарнизонном  доме  офицеров давали  концерты     известные   артисты   из  Москвы  и  Ленинграда.   Участие в таких зарубежных концертах     артисты   считали  большой   удачей,  так как  им  платили  неплохие  деньги  за  выступления  и,  кроме того,  они получали хорошие командировочные.

Главнокомандующими    Группы   Советских  войск  в  Германии   были   видные  советские   военноначальники,  которые  прославились   своим  талантом  и   опытом  в  период  Великой  Отечественной  войны.  Так, за  время  моей  службы  в  ГСВГ    сменились  два   главнокомандующих,   которых   хорошо  знали в  войсках - Маршал  Советского   Союза  Якубовский  и   Маршал  Советского Союза  Кошевой.  На  сборах  идеологических  работников они   обязательно выступали и ставили   задачи войскам на период обучения.
Пропагандисты  частей имели неплохую теоретическую подготовку.  Я, например,   учился  в   аспирантуре   Ленинградского государственного университета (ЛГУ)   им.А.А. Жданова  на  экономическом   факультете. Мой  научный  руководитель профессор  предложил мне  писать  диссертационную работу  на  экономическом  факультете   Лейпцигского    университета   по  теме   «Новая экономическая   политика  ГДР». В Советском   Союзе   считали,  что  в  ГДР  успешно  осуществляется   новая   экономическая   политика.  Помню, в   феврале 1967   года  я  приехал на  экономический   факультет  Лейпцигского университета с нашей переводчицей  госпожой  Слюниной,  которая   уехала  в  Германию  в  1920-ые годы.  Она   согласилась  мне  помочь в  переводе  научных  статей  из  немецких   экономических журналов и  газет.

В Лейпцигском же университете я встретил знакомых профессоров из  Ленинградского   университета. Мы  мило побеседовали,  затем  я зашел с переводчицей к  заведующему кафедрой   университета  «Экономика   современного социализма»  и изложил  ему просьбу своего  заведующего  кафедрой из ЛГУ   профессора   Пешехонова о зачислении меня в аспирантуру университета  Лейпцига для написания диссертационной работы  по  новой  экономической  политике  ГДР.

К счастью, профессор  из Лейпцига более  реально, чем   мой  научный  руководитель   из  Ленинграда, понял ситуацию  и  вовремя  меня   отговорил  от этой фантастической  идеи. Во-первых, потому, что у  меня не  было  достаточно свободного  времени  для  занятия  научной  работой. И,  во-вторых,  я  не настолько свободно владел  немецким  языком, чтобы  прочитать  и  перевести  необходимое количество немецкой  научной  литературы.       

           Продолжение следует