Рецензия на фильм Головой о стену

Михаил Философ
О существовании фильма узнал совершенно случайно, листая новостную ленту “В Контакте”, натолкнулся на пост сообщества “Другое Кино”. Главным образом моё внимание привлёк постер к картине, который ей очень подходит. Он простой, и при этом броский, выражающий отчасти взаимоотношения главных героев. Фильм решил посмотреть спонтанно, синопсис, кажется, даже и не читал. Помню только поток гневных комментариев на режиссёра и создателей картины, но я не обратил на это особого внимания, скорее даже это было своего рода дополнительным поводом посмотреть ленту.
Эмоционально фильм меня задел, зацепил буквально с самого начала. В нём столько жизни, эмоции, все на пределе. Никогда ещё я не видел, чтобы первый же эпизод, был буквально созвучен названию киноленты. Действительно, мы видим, что главный герой Джахит (это если верить Википедии, я все время слышал имя Чайт) на полном ходу въезжает в стену, и разбивает капот вдребезги, попадая после в больницу и кабинет психиатра с подозрением на суицид. Там, он собственно и встречает странную и привлекательную турчанку Сибель.
Джахит человек переживающий трагедию, его жизнь катится по наклонной, он часто пьёт, много курит, не следит за собой. Вечно нарывается на мелкие неприятности, озлоблен, ненавидит всех и вся. Его квартира напоминает больше помойку, где лежат груды мусора, особенно пивных банок. Он работает уборщиком в ночном клубе, у него только один друг, ему абсолютно все равно на свое турецкое происхождение, отношение к своей родине, своему народу у него мягко скажем равнодушное. В отличие от своего друга, он даже родной язык знает плохо. Когда-то он был женат, на некой Катарине, но сейчас для него это закрытая тема, и мне неясно умерла она или просто бросила его.
Сибель Гюнер, это головная боль собственной семьи, где родители стараются придерживаться традиционных ценностей собственного народа. Ортодоксальность и суровость взгляда особенно отличает главу семьи, и ее брата. Мать девушки, напротив, добросердечная и безвольная, послушна воле своего мужа. Сибель своенравная, свободолюбивая натура, она хочет жить, как ей нравиться, жить на полную катушку. Ей не нужен брак, семья, она меняет мужчин как перчатки, и все бы хорошо, если бы, не семья. Проблемы с собственными родителями и родней, доводят ее до того, что демонстративно порезать вены ей как за здрасьте. Для того что бы хоть как-то избавиться от влияния семьи, и стать свободной, ей нужен хоть какой-то фиктивный брак.
В больнице она видит Джахита, и всячески навязывается ему в жены. Выглядит это порою трагикомично: “Хорошо, я принесу тебе пива, только возьми меня в жены”, “Как тебе мой нос, он красивый, правда? Женишься на мне?”.  То, что она выбрала его, просто поражает, ведь на его закономерный вопрос: “Да, почему я?”, она твердит только одно: “Ты турок, это важно для моих родителей”.  Это притом, что все действие фильма происходит среди турецкой диаспоры. Вспомните, турок, который плохо знает турецкий, с трудом помнит город, в котором родился; и самое важное абсолютный раздолбай, который не следит за своим внешним видом.
Видимо, встреча в кафе, где Сибель отчаянно разбивает со всего маху бутылку о стол и прямо на его глазах вскрывает себе вены, возымеет определенное действие над Джахитом. Он соглашается. Родителям невесты жених не очень, но для них важно, что дочь, наконец-то, выйдет замуж, и они дают свое согласие. Справив скромную свадьбу, они начинают жить своим фиктивным браком.
Она трогательно заботиться о Джахите, стрижет его, готовит ему еду, наводит относительный порядок в его квартире, устраивается на работу в парикмахерскую, и наконец, свободно снимает себе мужиков на одну ночь. Джахит живет, так же как и прежде, пьет, работает уборщиком, яростно занимается сексом со своей любовницей время от времени, нюхает белый порошок напоминающий кокаин. И все бы хорошо, но постепенно они оба влюбляются друг в друга, особенно Джахит, которого все больше начинает тянуть к “жене”, с которой у него ничего так и не было. И он уже начинает чувствовать нарастающую ревность, ему уже не все равно. В какой-то момент у них даже происходит интимная близость, но в последнюю секунду Сибель категорически отказывается, боясь, что после этого они уже действительно станут мужем и женой.
В фильме есть удивительная сцена, после неудавшейся близости главных героев, оба от чего-то, ненадолго чувствуют себя счастливыми. Джахит в кровь бьет собственные руки о пивные бутылки у барной стойки, крича, самозабвенно: “Я влюблен, влюблен”. Сибель ходит по городу, переполненная каким-то счастьем, она резко и категорично отказывает во встрече последнему своему любовнику.
И тут происходит трагедия, ее последний ухажер и Джахит случайно видятся в одном баре. Любовник публично всячески оскорбляет Сибель, и говорит Джахиту ты ее сутенер, давай, я заплачу тебе. Не выдержав Джахит уж совершенно, непонятно как с двух ударов убивает его наповал. Так, трагично заканчивается первая часть фильма, он отправляется в тюрьму, от нее отрекается семья, отец сжигает фотографии дочери, она же спасаясь от мести, и позора уезжает в Турцию, в Стамбул. Где ее на время привечает сестра.
Рассказывать весь сюжет фильма не имеет никакого смысла, это надо смотреть. В финале не будет никаких happy end, а будет то, что происходит в реальной жизни, а именно нельзя войти в одну и ту же реку дважды. Сибель, сполна расплатилась за свою свободу.
На главные роли подобрали колоритных запоминающихся актеров, да и роли второго плана тоже можно сказать удачные. Для меня фильм условно делиться на две части, смотреть скитания Сибель в Стамбуле было уже не так интересно, как на взаимоотношения героев фильма в первой части. Даже если бы после последнего свидания в тюрьме и бегства Сибель на родину, режиссер бы поставил бы точку и пустил бы финальные титры, я бы считал фильм законченным. Но, как я понял, режиссер по структуре делил свой фильм на главы, каждую из которых предварял музыкальный отрывок, исполняемый народным коллективом на фоне Стамбула.
Кому-то не нравиться когда в фильмах показывают маргиналов, социальное дно, не нравиться, как показывают, как люди пьют, нюхают кокаин, шатаются по городу в поисках приключении на свою голову, здесь не занимаются любовью, здесь простите трахаются, здесь живут, здесь кричат, когда больно, здесь бьют, когда плохо. И в этом чувствуешь, как пульсирует жизнь, это настоящая реальность, это поток, это не заставшая романтика. Это не сентиментальное накручивание соплей. И этим мне фильм Головой о стену и запомнился.
Мне оказался близок брутальный типаж Джахита, мне запоминалось своенравие, чувственность и нежность Сибель.