Академик

Сергей Михалев
Недавно мой шурин наконец-то защитил докторскую диссертацию. Ну, защитил и защитил. Однако я по этому поводу довольно зло  пошутил: сбылась мечта идиота. Хорошо хоть вслух не сказал. В глаза-то я шурина хвалил на чем свет стоит. Мол, ты проявил настоящую ученую настойчивость и еще какой-то бред в этом роде. Но если смотреть правде в глаза, то эта самая докторская диссертация нужна ему, как собаке пятая нога. Во-первых, лет моему шурину шестьдесят четыре. Вообще-то не такой большой возраст, если здоровье хорошее. Мне и самому скоро шестьдесят два стукнет. Но я ладно. Я не доктор наук. А шурин лет двадцать  сражался со своими «коллегами» за докторское звание, и не одолев их в своем родном  Самарском аэрокосмическом университете, перешел в какой-то другой ВУЗ и защитил диссертацию там.
Диссертацию я не читал, тему не знаю. Знаю только что шурин изобретатель и изобрел уйму всяких приборов. Один, к примеру, измеряет твердость резиновых изделий сразу в трех точках. Еще у него есть прибор, который  измеряет октановое число бензина. Это чтобы 95 бензин отличить от 92-го. Есть еще много разных приборов, которые он не только изобрел, но изготовил опытные образцы. Другими словами, он самый настоящий ученый-изобретатель. Причем, патриот. Работает в стране, изобретений за рубеж не продает, хотя, по его словам, к нему обращались с таким предложением однажды и получили категорический отказ.
Вопрос в другом. За каким бесом ему понадобилось биться двадцать лет за докторское звание? А вот зачем. Приехал он в Москву намедни и стал аж академиком. Принес домой диплом академика, орден Святой Анны и орден Святого Георгия с ценниками. Оба по 140 рублей. И академия его, как выяснилось, общественная, то есть существует на взносы самих  академиков. Из чего я сделал вывод, что если завтра я подам прошение о зачислении   меня академиком, то скорее всего получу согласие. Ведь чем больше академиков, тем выше статус академии, чем больше членов академии, тем больше взносов.  Да и на орденах, как я понимаю, академия тоже кое-что зарабатывает.
Ну, хорошо, это прибыль Академии Общественных наук. Так называется академия, в которой шурин стал академиком. А шурину-то какая выгода? А никакой. Только слава. Не знаю даже, платят ли ему что-то за докторскую степень. Если и платят, то сущие копейки. И выходит, двигателем всего этого двадцатилетнего действия была обыкновенная гордыня. Доктор наук, академик, профессор. Ну и что? А дальше что? Позади инфаркт в борьбе за звание доктора наук, уйма потраченного времени на написание и исправление диссертации, непрекращающиеся головные боли.  Ради чего все это? Я не знаю.
Изобретает сейчас шурин мало. Большую часть времени преподает в ВУЗе, в который перешел из  своего САГУ. Читает лекции, ведет семинары, принимает экзамены, говорит «э-э», «так сказать» и «итит твою мать».
- Славик, ты кино «Собачье сердце» видел?- Спрашиваю я его с ехидцей.
- Видел. А что?
- Ты помнишь, в каком контексте звучит там фраза «итит твою мать»?
Видимо, преложение у меня получилось довольно сложное, шурин реагирует не сразу.
- Э-э.
- Славик, там эту фразу говорит Шариков, да и то водвыпивши.  Профессор, «итит твою мать», проходи к нам. Ты можешь себе представить, чтобы это сказал профессор Преображенский?
- Да я не часто говорю так.
- Не часто, но я три года назад ее слышал и сейчас слышу. Ты же профессор, академик.
Шурин делает грудь колесом. Догадываюсь, что мои обидные слова уже забылись за столь лестными словами, как профессор, академик. Я думаю, сказать еще «кавалер орденов Святой Анны и Святого Георгия», но удерживаюсь.
- Скажи, ты зачем тельняшку носишь?
- Дань уважения к морю.
- Ты на море не служил, ни моряком ни рыбаком не был. Даже плавать не умеешь. Зачем тебе тельняшка?
Жена вопросительно смотрит на меня. И я понимаю, что меня конкретно понесло. Действительно, чего я прицепился к человеку. Ну, хотел он стать доктором и стал. Какое мое дело? Не мое ведь здоровье он на это звание потратил, не мое время, не мои деньги. Наверное, все же это зависть. Он академик, а я нет. Или что-то еще тут есть? Ну, не может быть одна зависть. Есть что-то еще. А что, никак понять не могу.
Кстати, если кто не знает, шурин — это брат жены.
27 мая 2015 года.