Секта Небесных наставников

Константин Рыжов
Философия Лао-цзы (http://www.proza.ru/2012/06/15/238) оказала огромное влияние на все области китайской культуры - на науку, литературу, искусство, политические учения, астрономию. Наконец, спустя восемь веков после смерти самого Лао-цзы, она легла в основу новой религии китайцев – даосизма. Основателем  вероучения считается проповедник Чжан Дао-лин (Чжан Лин). Согласно легенде, в 145 г. Лао-цзы явился Чжан Дао-лину на горе Хэминшань, провозгласил его  своим «наместником» на земле и открыл учение о новом миропорядке. Считается, что с этого времени Лао-цзы как бы перепоручил Чжан Дао-лину и его потомкам все земные дела и более никогда не будет возрождаться в образе смертного.

      Религия даосов сложна и многогранна. В основе ее лежит вера в то, что мир населен и пронизан бесчисленным множеством злых и добрых духов, над которыми (если знаешь их имена) можно получить власть, совершая определенные магические действия. В сообщении этих имен и состояла важная  часть "откровения" Лао-цзы Чжан Дао-лину.  Вселенной, согласно представлениям первых даосов, управляли три «пневмы» – «Сокровенная» (сюань), «Изначальная» (юань) и «Первоначальная» (ши), которые порождали Небо, Землю и Воду. Поскольку каждая из этих сфер управлялась небесным чиновником, то и вся триада, возглавлявшая «небесную бюрократию», получила название «трех чиновников». Секта Чжан Дао-лина была организована по тому же образцу.  Она получила название «Пути истинного единства», но именовалась также «Пять мер риса» (так как для принятия ее учения необходимо было внести ритуальный взнос в пять мер риса). Секту возглавляли Три Наставника или три поколения Небесных наставников из рода Чжан. Это были сам Чжан Дао-лин, его сын Чжан Хэн и его внук Чжан Лу. Эти три наставника управляли 24 округами (чжи) на территории современной провинции Сычуань, во главе каждой из них стоял «виночерпий» (цзи цзю) и 24 чиновника. 12 из них были мужчинами, 12 – женщинами. Дети вступали в общину в возрасте семи лет и после этого назывались «новичками реестра» (лу шэн). Они должны были исполнять 5 заповедей: «не убивать, не воровать, не прелюбодействовать, не пить вина и не лгать». Им запрещалось поклоняться предкам и домашним богам или частным образом молиться каким-либо иным божествам. Через несколько лет дети проходили первую ступень посвящения, когда им давался «Реестр десяти генералов» с именами десяти важнейших духов (каждому духу-генералу подчинялось 10 духов-офицеров и 100 духов-солдат). Таким образом, прошедший первую ступень посвящения обретал определенное магическое могущество. Становясь взрослыми, члены общины проходили третью ступень посвящения, когда им давался реестр с именами 75 генералов, причем женщины и мужчины получали свои особые реестры. Вступая в брак, они могли открыть их друг другу и  обрести власть над 150 генералами, что являлось высшей степенью посвящения для мирян. Женатые даосы назывались «учениками истинного единства» и должны были следовать 72 заповедям. Если человек желал стать духовным лицом, то он проходил еще одно посвящение и становился «наставником» (ши), обязанным следовать 180 заповедям, часть из которых предполагала заботу об окружающей природе. По мере прохождения всех ступеней посвящения, ему открывались имена других генералов, полный перечень которых содержался в особом «реестре 24 округов».

    Центральной доктриной даосизма как религии было учение о бессмертии.  Согласно  представлениям древних китайцев (http://www.proza.ru/2010/12/21/340) физическое тело человека выступало единственной нитью, связывающей души воедино его души. Смерть тела приводила к их разделению и гибели.  Это положение послужило исходной точкой учения даосов о бессмертии. Причем поначалу, со свойственным китайцам рационализмом, они говорили не о каком-то туманном загробном существовании души, то есть о бессмертии после смерти, а о бесконечном продлении земного, физического существования человека. Физическое бессмертие, утверждали даосы, не есть что-то особенное или из ряда вон выходящее. Тело человека являет собой микрокосмос, который следует уподоблять макрокосмосу, то есть Вселенной. Подобно тому как Вселенная функционирует в ходе взаимодействия Неба и Земли, сил инь и ян, имеет звезды и планеты, организм человека – это тоже скопление духов и божественных сил, результат взаимодействия мужского и женского начал. Макрокосмос (окружающая нас Вселенная) и микрокосмос человека находятся между собой в тесной связи и во многом подобны друг другу. А поскольку макрокосмос является вечным, то вечным должен быть и микрокосмос, то есть тело человека. То что на самом деле человек смертен объясняется только тем, что он «отступился от Дао». Если же связь с Дао будет восстановлена, человек станет полным подобием космоса и  обретет бессмертие.

       Стремящийся к достижению бессмертия должен постараться создать для всех духов тела (их 36 тыс.) такие условия, чтобы они не пожелали его покинуть. Еще лучше – специальными средствами усилить их позиции, дабы они стали преобладающим элементом тела, вследствие чего тело дематериализуется и человек становится бессмертным. Но как достичь этого? Прежде всего даосы предлагали ограничение в еде. Ищущий бессмертия должен был вначале отказаться от мяса и вина, а потом вообще от любой грубой и пряной пищи (поскольку духи не выносят запаха крови и вообще никаких резких запахов), затем от овощей и зерна, которые все же укрепляют материальное начало в организме. Следовало научиться обходиться совсем немногим – легким фруктовым суфле, пилюлями и специальными снадобьями, которые изготовлялись по строгим рецептам, так как их состав определялся магической силой ингредиентов. Другим важным элементом достижения бессмертия были физические и дыхательные упражнения. Кроме того важное значение придавалось моральным факторам. Чтобы стать бессмертным человек должен был совершить 1200 добродетельных поступков, при этом даже один безнравственный поступок сводил все на нет. На завершающем этапе должно было произойти слияние дематериализованного организма с великим Дао. Сам акт перевоплощения почитался настолько священным и таинственным, что никто не мог его зафиксировать.

     Эти представления в том или ином виде существовали до Чжан Дао-лина, но достижение бессмертия являлось тогда индивидуальным делом отдельных мудрецов, посвятивших свою жизнь постижению Дао. В отличии от них деятельность «Небесных наставников» была направлена на обретение спасения всеми членами секты, которые должны были помогать и поддерживать на этом пути друг друга.  Это позволило ей быстро расширить  число своих последователей и стать с течением времени настоящей даосской церковью. 

       Когда в Китай стал проникать буддизм, даосы оказались наиболее восприимчивыми к новому учению и многое позаимствовали из него. Со временем сложился даосский пантеон божеств и духов. Почетное место в нем занял сам основатель учения Лао-цзы (а также главы других религиозных доктрин – Конфуций и Будда). В эпоху Хань возникло представление, что Дао периодически воплощается на земле для спасения мира в виде великих пророков. (К их числу относили прежде всего Лао-цзы, но он был далеко не единственным таким воплощением). Широкое распространение получил культ святых. Любой незаурядный исторический деятель, даже просто добродетельный чиновник, оставивший по себе хорошую память, мог быть после смерти обожествлен и принят в пантеон. Среди важнейших божеств числились родоначальник китайцев, легендарный император Хуан-ди (его рассматривали как самое раннее из известных воплощений Дао, как первого бессмертного, как родоначальника и покровителя даосизма), богиня Запада Си-ван-му (она вошла в даосский пантеон уже не как страшная владычица Запада, насылающая кары, а как хозяйка снадобья бессмертия),  первочеловек Пань-гу, а также божества-категории типа Тай-чу (Великое начало), Тай-цзы (Великий предел) или Тай-и (Высшее единое). (В дальнейшем эти абстрактные фигуры были персонифицированы в образах Лао-цзы, Хуан-ди и Пань-гу). Особую роль в даосизме играли различные повелители духов и бесов, прежде всего, Чжан Тянь-ши. 

Конспекты по истории человеческой культуры  http://proza.ru/2011/06/02/190

Китай и Великая степь  http://www.proza.ru/2011/02/18/339