В одном мгновенье видел вечность

Дина Немировская 2
(О Владимире Ивановиче Попове)

На факультете русского языка и литературы астраханского педагогического института студенты учились разные. Кого-то из преподавателей они вниманием не жаловали, кого-то откровенно недолюбливали. Но Владимира Ивановича Попова, человека бесконечно светлого, обожали и студенты, и коллеги. При этом все. Без исключения.

Владимир Иванович Попов (15 июля 1920 - 21 октября 1986) родился в г. Валуйки Белгородской области в крестьянской семье. В 1941 году окончил Московский библиотечный институт. Участник Великой Отечественной войны, кандидат педагогических наук, был членом КПСС (с 1948).

Владимир Попов - автор книг: «Астраханская область. Краткий рекомендательный указатель литературы». Астрахань, 1959; «Астрахань — край литературный». Астрахань, 1968. Посмертно выпущена книга: «Безделушки и осколки. Стихи на случай, эпиграммы, экспромты». Изд-во Астраханского педагогического института, 1993. Член СЖ СССР (1960). Награждён орденом Красной Звезды, медалями "За боевые заслуги", "За победу над Германией" и другими. Жил и умер в Астрахани.

Екатерина Плеханова, которой любимый вузовский педагог В.И.Попов помог определиться раз и навсегда с будущей профессией, посвятила ему небольшое эссе, эпиграфом к которому взяла эти строки классика:
"В одном мгновенье видеть вечность ..."

В одном мгновенье видеть вечность.
Огромный мир - в зерне песка.
В единой капле – бесконечность.
И небо – в чашечке цветка.

Уильям Блейк.

В любимом четверостишии незабвенного В.И.Попова «отражён весь смысл философии». Фраза, сказанная им тридцать лет назад, запомнилась Екатерине на всю жизнь. «И слова, и трепещущая на устах его улыбка, и тайный жар его души. Тогда, давно, думалось: «Счастливый человек - живёт в мире грёз, постоянно вполголоса декламирует стихи античных поэтов…». И только теперь осозналось, что абстракции бывают в такой же, и даже большей степени реальны, чем осязаемые, конкретные факты.

Владимир Иванович был тружеником, но даже если бы он просто бродил по улочкам нашего города, весь нездешний, с глазами, устремлёнными не в землю, как могло показаться, а в вечность, коротко помахивая портфельчиком, в такт шагам и стихам, стихам, которым было хорошо в этом огромном и лучезарном доме, по имени Владимир Иванович Попов, мы бы всё равно любили его.

Душа, возведённая в степень, гармонизирует мир одним своим присутствием в этом мире.

Его звезда, а она обязательно есть на небосводе, и ныне светит его ученикам и всем, кто его знал и любил, а любили его все», - писала Плеханова в 2012 году.

А мне вспоминаются рассказы студенток курса, учившегося на год раньше нашего. Любимый преподаватель античной и зарубежной литературы приветствовал их в начале лекций весёлым вопросом: «Как живёте, караси?», на который курс дружно отвечал: «Ничего себе, мерси!» Это очень повышала настроение и самому лектору, и его слушателям.

Ещё вспоминается один из концертов Павла Сурова, атмосферу которого на бумаге не передашь. Пародист и талантливый импровизатор, также выпускник литфака астраханского педагогического, Суров посвятил мини-стихотворения многим педагогам. О Владимире Ивановиче были у Павла такие строки: «Он знает на память всего Пастернака, всего Пастернака, помимо всего». Это действительно так. Поэтический, да и не только поэтический кругозор В.И.Попова потрясал.

Своим коллегам по кафедре русской и зарубежной литературе Владимир Попов посвятил такие строки:

Учёным коллегам

Улица в площадь ширится...
Н. Травушкин, из сборника стихотворений 1950г.


Духа усердие
явите миру,
Мир не забудет вас -
улица Свердлиной,
Улица Чирова
будут у нас.
А рядом с улицей Савушкина
раскинется площадь Травушкина.

1973г.

(Здесь уместно напомнить о том, что в Астрахани имеются улицы Свердлова и Кирова).

На практических занятиях по старославянскому языку
(взволнованный монолог Эммы Владимировны Копыловой):

Как хорошо глаголится,
когда из сердца выльется
хвала значкам глаголицы
и буквице кириллицы.

Студенты, вы - напористы.
Не надо долго пыжиться!
Влюбляйтеся в аористы,
рисуйте лихо ижицы!

За окнами - вдали - река.
Горбиться ль стоит спинами?
Когда в ладу с супинами,
Вся жизнь - сплошная лирика!

1979г.

Нечто флюорографическое

Чётко в профиль видим Флюру,
Видим шефа шевелюру.
Всё на месте. Все на месте.
Время - думать о сиесте.

1983г.

Да что посвящения коллегам! Владимир Иванович подписывал научные брошюры и монографии, которые нам, зелёным студенткам, надлежало выкупать в обязательном порядке, и, надо сказать, делали мы это с удовольствием, благо стоили они тогда сущие копейки, а материал, опубликованный в них в то время (начало восьмидесятых годов двадцатого столетия) был поистине уникальным, к примеру, так:

«Брошен Москве клич – Веклич!» - эту надпись В.И.Попов сделал на монографии, подписанной Марине Веклич, моей однокурснице, которая и вправду затем покорила столицу глубокими знаниями, обучаясь в аспирантуре в Москве, а ныне успешно сама преподаёт в нашем теперь уже университете, а не пединституте. Был у Попова редкий дар предвидения, даже в таких вот милейших одностишиях.

Благоговейно храню брошюру, подписанную Владимиром Ивановичем мне: «Наук седые паладины хвалу трубят в честь донны Дины».

В статье «Мы с него брали пример» журналист, а прежде – коллега Владимира Ивановича по кафедральной работе Наиль Баширов пишет: «Владимир Иванович прошёл войну, знал шесть иностранных языков, редкой скромности и интеллигентности был человек. В годы войны – военный корреспондент. Как-то на фронте всю ночь за игрою в шахматы беседовал с Рокоссовским. Ему больше нравилось называть работников редакций не журналистами, не корреспондентами, а газетчиками. Мы, студенты литфака Астраханского пединститута, во всем брали с него пример».

Во время Великой Отечественной войны и после её завершения В.И.Попов служил военным журналистом (до 1956), с 1956 по 1961 год работал в Астраханской областной библиотеке, на здании которой ныне висит мемориальная табличка в его честь, с 1962 по 1965 годы трудился в Астраханском комитете теле- и радиовещания, до последнего дня жизни преподавал зарубежную литературу в Астраханском пединституте (1965 -1986 годы).

Победа застала многих в самых разных местах и оказалась даже несколько неожиданной. В.И. Попов, ставший впоследствии преподавателем института, в майские дни 1945 года был политработником на IV Украинском фронте в Чехословакии. Он писал своим родным: «В одном из далеких европейских городков сегодня утром уже видел нашу газету с объявлением этого дня днем Победы. Сколько мы думали об этом дне, и он наступил… Я живу, как в сказке, но снится лишь Россия».

Владимир Иванович прислал домой стихи, написанные под впечатлением счастливых дней Победы:

Ночью Европе сегодня не спать,
В порыве рванулись едином.
Коням боевым не устать ступать,
Авто – клокотать бензином.
В Победе ты видишь свою мечту,
В чудесную быль воплощенной.
И чехи не спят и стоят на посту
На всех перекрестках зеленых.
Ночам непроглядным отныне не быть,
На площади клен не увянет.
Для светлого мира детей вам растить.
Большого вам счастья, славяне!

В статье «Глазами моего поколения» тепло вспоминает наставника Галина Белолипская, нынешний декан факультета журналистики астраханского государственного университета: «Нам рано жить воспоминаниями, поколению, учившемуся в середине 80-х годов в педагогическом институте... Но как важно, что они у нас есть.

Владимир Иванович Попов, преподаватель зарубежной литературы нашего филологического факультета, а также журналист, знаменитый библиограф, был моим самым первым читателем, самым внимательным и отзывчивым...

Тогда, в середине 80-х годов, активно развивался ФОП (факультет общественных профессий), где я выбрала журналистику и бредила интереснейшим будущим. Училась этому ремеслу легко и беззаботно, как, впрочем, все на этом факультете "учились понемногу чему-нибудь и как-нибудь". Владимир Иванович подарил мне другое отношение к журналистике. Он не рассеивал моего представления о мире, а просто приглашал к прогулкам после занятий по зеленой аллее, которую очень любил. Она тянется от здания университета до магазина "Детский мир". Владимир Иванович считал, что настоящее университетское образование может состояться только вот так: в беседах, когда учитель и ученик обсуждают на равных ту или иную проблему культуры, философии, политики. Этот элемент древнегреческой педагогики запомнился мне свободой мышления и энциклопедическими познаниями Учителя. Именно это вошло в мое подсознание основной идеей развития личности: образование, как процесс познания, должно продолжаться всю жизнь. Владимир Иванович незримо, не назидательно воспитывал во мне уверенность, умение общаться и уважать чужую точку зрения. Километрами наматывая расстояния по аллее, я училась размышлять, комментировать, сопоставлять, тонко чувствовать и точно определять. Таким образом, наставник освобождал от ненужных собственных комплексов и дарил ощущение личной свободы.

У него я училась любить людей и жизнь. Помню, как впервые озвучивала новости на местном радио. Зная, что передача будет в 6 часов 30 минут утра, я никому не сказала и решила одна прослушать себя в эфире.

Естественно, мне все тогда решительно не понравилось: ни голос, ни интонация. Но когда я прибежала в институт к восьми часам на лекцию, Владимир Иванович уже ждал на третьем этаже около лестницы, чтобы сообщить и обсудить услышанное по радио. И так было всегда и во всем. Владимир Иванович часто повторял: "Журналисту нужна среда профессионального общения". И поэтому, когда узнал о том, что я еду на студенческие каникулы в Ленинград, очень обрадовался возможности через меня передать привет своему фронтовому другу, Владимиру Николаевичу Сашонко, который в ту пору был ответственным секретарем журнала "Нева". Он написал письмо и направил меня лично к адресату. Но при этом рассказал о том, что их в юности было три товарища (три Владимира). Все как у Ремарка! Они воевали, война благополучно закончилась для них всех. И уже в мирное время они разъехались, но продолжали поддерживать друг друга. Владимир Иванович не мог мне не рассказать поподробнее об одном из Владимиров, к которому посылал: "Вам эта фамилия должна быть знакома. Володька является потомком той знаменитой семьи, которая выкупила Тараса Григорьевича Шевченко и подарила ему вольную. Но это еще не все. Интересно то, что Володя закончил знаменитый ИФЛИ (Институт философии, литературы и искусства), который сделал всего два выпуска. Но не успел получить диплом об окончании. Началась война..." Не успел получить диплом и Владимир Иванович. В 1941 году он рыл окопы под Смоленском, а потом записался добровольцем в армию и случайно в разоренной Москве, в родном институте, в груде рухляди нашел свой красный диплом об окончании Московского библиотечного института (в настоящее время Институт Культуры), который ему не успели вручить перед войной.

При встрече Владимир Николаевич Сашонко, в свою очередь, рассказал о том, что третий их друг, Володя, - достаточно известный журналист газеты "Известия". Но в юности, когда они все вместе дружили, "золотым пером" считался Володя Попов. И они даже сейчас знают и держат в своей памяти планку, которую задавал своими материалами Владимир Иванович. А он относился к своему журналистскому труду очень серьезно. Так, например, он рассказывал, как ему, военному корреспонденту, поручили первое редакторское задание: написать о водителе военного грузовика. Мучился, не знал, с какого боку подойти к этому заданию. Трудновато это сделать, "когда в ушах звучат сонаты, когда звучит забытый джаз". Потом все-таки решил изучить машину так, как знает ее водитель, чтобы интервью было серьезным и профессиональным. Учил не за страх, а за совесть, так как ошибку было сделать невозможно. Газета набиралась вручную. Редактор и военный корреспондент сами делали макет газеты, собирая его по буквам, печатали и размножали. Это был достаточно тяжелый физический труд, поэтому менять что-либо в напечатанном было невозможно. Водитель был очень доволен разговором, так как ему не пришлось объяснять что к чему "на пальцах" этому корреспонденту. В это же время в часть ожидали генерала, который должен был проверить и военную редакцию. Когда ему принесли свежий номер газеты, он бегло просмотрел, а потом остановился на материале Владимира Ивановича и внимательно стал его изучать. Автор разволновался, не находил себе места. "Ошибка, ошибка" - вертелось у него в голове. Генерал, перестав читать, вдруг неожиданно похвалил: "Как хорошо водитель знает свою машину... Одним словом, профессионал". Для Владимира Ивановича это было хорошим началом его журналистской практики. Таким образом сложился журналистский принцип, которому Владимир Иванович следовал всю жизнь - уметь так рассказать о человеке и о его деле, чтобы читатель, в первую очередь, почувствовал талант самого героя. Владимир Иванович очень чувствовал ответственность за слово, за точность выражения, потому что знал, что словом можно и воскресить, и погубить. "Не навреди! - говорил он - Заповедь не только медиков, но и журналистов". Он прошел дорогами войны до Берлина, потом служил в Польше до конца сороковых годов. Когда вернулся домой, работал корреспондентом военных газет Новочеркасска и Ростова до 1956 года. Затем, переехав в Астрахань, сотрудничал с молодежной газетой "Комсомолец Каспия". В начале 60-х годов его приглашают в качестве журналиста на Астраханскую студию телевидения, где он вскоре становится главным редактором художественного вещания. Так журналистика стала его призванием, и он щедро делился её секретами.

В.И. Попов успевал следить за нашими успехами, читал лекции по зарубежной литературе, делал библиографические открытия в нашей научной библиотеке им. Н.К. Крупской, неустанно учил и совершенствовал свои знания по иностранным языкам (а он их знал двенадцать!), играл в шахматы и занимался детьми, писал стихи и статьи о русском языке. Для меня он был и остается Человеком Эпохи Возрождения».

Мой вузовский куратор Ирина Викторовна Колесова, сама большой и неординарный знаток зарубежной литературы, вспоминает друга и коллегу в статье "Миг жизни длиною в тридцать лет" так:

"Душой кафедры, её совестью был Владимир Иванович Попов - настоящий русский интеллигент, обладавший энциклопедическими знаниями, полиглот, поэт (мастер эпиграммы, он посвящал их и студентам, и коллегам), переводчик, кандидат педагогических наук. От него исходило такое обаяние духовной культуры, такая любовь к коллегам и студентам, которым постоянно помогал и словом и делом, что он всегда пользовался симпатией и тех, и других. Ему нравилась работа преподавателя литературы, так как он нашел в студентах благодарную аудиторию и увлеченно читал им курсы зарубежной литературы (XVII-XVIII вв., античную литературу и историю французской литературы). В студентах он видел своих младших друзей - любителей хороших книг. Сердечное тепло, щедрость души, глубина и разнообразие знаний располагали к нему студентов, и он стал их кумиром. Удивительно тонкое чувство поэтического слова, прекрасное знание русской и зарубежной поэзии родили о нём легенды".

Пусть же и легенды, и добрая память о любимом Педагоге, Человеке с большой буквы останется в веках!

На фото: Попов Владимир Иванович. Волховский и 3-й Прибалтийский фронты с 10.43. по 05.1944 г., 4-й Украинский фронт с 03.45. по 05.45 годы.