Продажа Дома

Наталья Гузева
        -Я посижу ещё одну минутку. Точно раньше я никогда не видела, какие в этом доме                потолки, и теперь я гляжу на них с жадностью, с такой нежной любовью...,
        -О мой милый, мой нежный, прекрасный сад! Моя жизнь, моя молодость, счастье моё, прощай!.. Прощай!... (Любовь Андреевна Раневская)

         
        Я продаю Дом! Продаю гнездо, в котором жило Счастье! Счастье когда-то растеклось по всему дому, заглянуло в каждый его уголок и улеглось на большом югославском диване, изредка перемещаясь в такие же огромные, мягкие кресла. Вечерами в этих югославских креслах сидели дети, мы с мужем на диване, в углу светился экран телевизора, и мы строили планы на дальнейшую жизнь.
       Продаю тот кусок жизни, проживая который взрослели наши дети! Продаю Дом, в котором я прожила двадцать один год!

        Приходят чужие люди, интересуются.
        Я показываю:
- Это спальная дочери. Раньше здесь стояла печь, её снесли, потому что провели газовое отопление. Комнатка маленькая, но уютная. Окно выходит на дворовое крыльцо.
        Женщина подходит к окну, внимательно рассматривая его, спрашивает
- А почему окна не пластиковые? Почему не заменили?
         
        Что ей рассказать? Что я последние пятнадцать лет без мужа поднимала детей или что у меня не было ни сил ни желания что-либо менять в доме. Оно мне надо? Ну чтож... Попробую так:
- Что вы! Зачем менять дерево на пластик! Я убеждена, что в своём доме должно быть только натуральное. Деревянные рамы экологичнее пластиковых. Потому и не меняли.
- Конечно, конечно, - одобрительно произносит женщина, и тут же спрашивает: "А крыша не течёт?"
- Нет, не течёт.

         Мы идем дальше в комнату сына, она же и кабинет. Покупатели внезапно останавливаются - всех поражает стена заставленная книгами. Конечно книжная стенка от пола до потолка и огромная настенная карта радиоактивного загрязнения области впечатляют пришедших, не подозревающих, что библиотека это моя головная боль. Муж всю свою жизнь собирал эту библиотеку, а мне с ней надо расставаться. В маленькой двухкомнатной хрущёвке, куда я перееду, нет лишнего места, нет места для такого большого количества книг.
        Как Любовь Андреевна Раневская в чеховском Вишнёвом саде  я проливаю невидимые слёзы, скользя глазами по корешкам книг. Покупатели одобрительно осматривают комнату и переходят дальше.

        Осматриваем зал, мою спальную комнату, кухню, санузел, выходим во двор. Показываю сад, огород, дворовые постройки. Рассказываю, рассказываю, а сама думаю о том, как много сил и труда было нами вложено, чтобы дом стал удобным для проживания. Сейчас такие дома называются модным словом коттедж.
        Значит продаю коттедж с участком, с удобствами, с любимым грушевым деревом сорта "Бере ранняя" (муж сажал её в последний год своей жизни),с яблоней-антоновкой, с вишнями "Шоколадница" и "Тургеневская", с виноградом пяти сортов (сама разводила), с ягодниками, с цветами-многолетниками (сама собирала), с аллейкой и т.д.
 
        Разглядывая подстриженную аллею, женщина вдруг спросила:
- А почему продаёте? Дом -то добротный.
- А как вы думаете? Легко ли мне, одинокой женщине, управляться со всем этим? Когда я была молодая и сильная мне помогали муж и дети. Мужа нет, дети разъехались. И сейчас, когда я стала старая и немощная, всё приходится делать самой. Одних полов в доме сколько! А ещё и ежегодный ремонт, а ещё и огород с садом. А подстригать аллейку, а полив, а урожай... И всё это сама, сама, сама!
        Помолчав немного, добавила:
- Дом жаль, потому и продаю. Он просит молодых и сильных хозяев!

        Но хозяев, соответствующих заданным параметрам  и готовых купить дом ну никак не находилось. Многие приходили смотреть дом, но этим дело и заканчивалось. Предлагали половинную цену и уходили.
- Почему же дом не продаётся, и цену я прошу небольшую? Возможно, у людей денег нет? – спросила я.
- Да, есть у людей деньги! – в сердцах воскликнула Галина, продавщица из ближайшего магазина, - Просто хотят купить дом на халяву, сбивают цену. А вы не поддавайтесь. Вот я вам расскажу один обряд, после проведения которого, дом должен обязательно продаться. Правда, заговор какой-то языческий, но среди моих знакомых с его помощью уже не один дом продали. Говорить?
- Давай говори! Надо ведь что-то делать.

        Вернувшись домой и обстоятельно обдумав услышанное, приступила к проведению обряда. Сначала обход дома по часовой стрелке прямо от калитки, читая Отче Наш и Богородицу попеременно не переставая. Так прошла три круга. Затем, остановившись перед входом, обратилась с проникновенной речью к самому дому:
- Дом мой, дорогой и любимый. Сам видишь, что нет уже у меня сил ухаживать за тобою, достойно содержать тебя. Вот окна к зиме не вымыла. Позор, да и только.
- Дом, милый Дом! Прошу тебя - найди себе молодых и сильных хозяев, которые бы тебя любили и обустраивали. Чтобы  радостно здесь жили и, чтобы счастливые дети бегали по дому и по двору.
- Дом мой, милый Дом! Прошу тебя, найди себе таких хозяев, которые тебе самому понравятся. А меня отпусти. Мы с тобой хорошо жили вместе, но моё время ушло. Тебе нужны молодые руки, которые с любовью тебя и подремонтируют и обиходят. Найди для себя эти молодые руки, прошу тебя, а меня отпусти.
 
        Прямо с утра следующего дня  начали приходить покупатели, причём все, как один, молодые семьи. Одной из них, давших большую цену, я и продала дом.
        Дом всё сделал правильно, достойнее хозяев не найти было. Уже, осматривая дом, они обсуждали друг с другом, что где поставят, и кто в какой комнате будет жить.