Достойно стареть. Школа бабушки Алены

Елена Ахмедова
    "Если женщина в 20 лет некрасива - это ее беда, а вот в  40 лет - это ее вина. Если мужчина в 20 лет некрасив, стоит подождать до 40".

     Можете считать это высказывание эпиграфом.

     Лет 5 назад я получила самый ценный комплимент в своей жизни. Мне очень хотелось думать, что "устами младенца глаголет истина".  Одноклассник моего старшего внука сказал ему: " Вчера я видел тебя с мамой и сестрой". Сестер у моих внуков нет, а парень видел его со мной и моей дочерью. Внук рассказал мне об этом разговоре, надеясь сделать мне приятное. Не буду скрывать, мне было приятно, но при этом я четко понимаю, почему юноша ошибся. Мне было в этот момет 65, а в Германии зачастую женщины становятся матерью после 40. Когда меня спрашивают, узнав о моем возрасте, которого я не скрываю, как мне удается выглядеть моложе своего возраста, я со смехом отвечаю, что " все - туда, а я -  обратно".
 
    Самый пристрастный ценитель ( или оцениватель ) женщины, она сама. Я не выгляжу моложе своих лет и не стараюсь этого делать, во всяком случае, сознательно. По утрам,  глядя на  себя в зеркало, я первым делом здороваюсь, а потом задаюсь вопросом: " неужели это жуткое зрелище - оболочка моей юной и бесмертной души?"

    Но выглядеть достойно можно и нужно. Иначе окружающие будут меня просто жалеть, к чему я совсем не стремлюсь.

    Не претендуя на истину в последней инстанции, и, не считая себя экспертом в геронтологии, я хочу поделиться с тобой, моя ровесница, своими соображениями.

   Не рассказывай никому о своих болезнях! Постарайся о них,  по возможности,  не думать во время общения с другими людьми. Не думай о том, что зубы у тебя искусственные, волосы седые, хрусталики в глазах давно заменены, а собеседник(ца) молод, хорош собой и без всяких ухищрений.

  Это, правда,  не значит, что можно за собой не следить. Каждое утро надо вставать с "песней". Ну, это, конечно, иносказание. Не обязательно подниматься в 6 часов утра - женщина "зрелого" возраста" должна высыпаться. И не надо, пожалуйста, ходить дома в старом фланелевом халате, который уже непонятно какого цвета и в бигуди на голове. По принципу  - " детям наплевать, а муж никуда не денется с подводной лодки". Умыться ( лучше кубиками изо льда или лимонного сока), причесаться и обязательно - легкий макияж. И отправляться по настоящим или надуманным делам. Все равно куда. На работу, по магазинам за продуктами, гулять, встречаться с подругой или другом. Хорошо бы туда, где есть кому тебя оценить. Это обязывает. Помни, ты одеваешься и красишься не для мужчин или завистниц, а для себя, любимой. Главное, нравиться себе самой ( ох, это очень нелегко!), чтобы прибавить себе уверенности .
 
    Часиков в 12, чашечка кофе с чем-нибудь, в кафе, где собираются на ланч работающие люди.

    Сижу как-то в кафе с чашечкой кофе и слушаю разговор двух женщин обо мне. Они говорили негромко или полагали, что я не понимаю по-немецки.  Одна говорит, что мне без сомнения еще нет и 65 лет, т.к. в этом случае, то есть после 65, я была бы на пенсии и сидела дома. А вторая  ей отвечает: " нет-нет, ты ей в глаза посмотри, ей около 70".  Да уж, глаза , как и шея,  выдают возраст женщины.

    Что же делать?  Или не делать ничего?  Пусть растут волосы над верхней губой и на подбородке, а брови налезают на глаза... Нет, и еще раз нет.

    Аккуратная стрижка, волосы красить необязательно. Кстати, в России, если уж женщина такого возраста следит за собой, волосы обязательно крашены и очень часто - неаккуратно. Как говорил Козьма Прутков ", зри в корень". Начала красить волосы, придется это делать регулярно по мере отрастания корней. Немецкие бабушки все с аккуратной седой стрижкой, иногда волосам придают голубоватый тон, что мне очень нравится.
 
    Погоня за уходящей, или вернее, ушедшей молодостью, здесь неуместна. Выглядит смешно и жалко.

    Макияжем злоупотреблять не следует, подруга! Легкий тон, немного туши на ресницы, губы неяркие, ногти ухоженные и никакого красно-буро-малинового или сине-зеленого лака для ногтей. Только бледно-розовый или бесцветный. Руки-то, наши натруженные руки советской бабы, которая , " и лошадь, и бык, и баба, и мужик". Помнишь анекдот советского времени: " В руках - картошка, на руках - Антошка, впереди - пятилетний план, а сзади - пьяный Иван".  Даже те из наших с тобой ровесниц, что шпалы не укладывали, сами красили и белили, с базара неподъемные сумки таскали.

   А помада! Самое жалкое зрелище, когда у женщины яркая помада растекается в морщинки вокруг губ. Лучше уж просто легкий бледный блеск, а сверху - бледная помада. Это вообще правило: не привлекать внимания к тому, что некрасиво или состарилось. Не намазывать на веки киограммы теней, особенно жирных! Зачем привлекать внимание к опустившимся векам?. Не следует также увешивать себя веригами в виде цепей на шею, в сочетании с бусами, монистами и что там еще есть висячего.

    А уж одежда! Но это как-нибудь потом.

  Скажу только, что гнаться за последним писком моды впереди собственного визга, в нашем с тобой возрасте, подруга, смешно и нелепо, но и одеваться в бостоновые костюмы времен Нонны Мордюковой - другая крайность. Как и накрученная на голове "хала" или " корзинка" из обесцвеченных волос.

    Ты на меня не сердишься?  Нет? Я ведь хочу, чтобы  мы с тобой привлекательно выглядели и достойно старели, раз уж от этого никуда не деться.