46. Советская живопись. Национальное многообразие

Владимир Морозов 5
ИЗ СБОРНИКА "РАССУЖДЕНИЯ О ЖИВОПИСИ".


            ГЛАВА - 46. СОВЕТСКАЯ ЖИВОПИСЬ. НАЦИОНАЛЬНОЕ МНОГООБРАЗИЕ.


            Ещё одна очень замечательная черта советского искусства - неисчерпаемое богатство национальных особенностей. Разные культуры обогащали друг друга, заражали друг друга своими особыми творческими идеями, комбинациями, образами. Не было больше нигде в мире подобной страны, - с таким богатым букетом своеобразных культур.

     Каждый советский человек с детства знал книги, фильмы, песни самых разных советских национальностей. И Чингиз Айтматов, и София Ротару, и Отар Коберидзе, и Раймонд Паулс, и Мартирос Сарьян, и Роза Рымбаева и многие-многие другие, - все были свои, все были одинаково родные.

     К молодым людям сегодняшнего поколения, конечно,претензий нет, они не виноваты. Но как быстро некоторые люди того, старшего, поколения забыли свою большую Родину. Как быстро они свели свой "патриотизм" к одной России или к одной Украине. Не похоже ли это на то, как если бы кто-то провёл границы и поставил таможни между комнатами нашей родной квартиры? Неужели мы бы стали патриотами только, предположим, спальни и говорили бы: "Спальня - вот моя Родина, а кухня или ванная - это уже ближнее зарубежье"? Абсурд.


            1). В заголовке показана картина грузинского художника Серго Кобуладзе "Шота Руставели". Уверен, что подавляющее большинство сегодняшней российской молодёжи не ответит, кто такой Шота Руставели. А в прежнее время это знал любой школьник начальных классов в любом уголке Советского Союза.


            2). Не поленитесь, найдите самостоятельно в интернете замечательную картину армянского художника Сурена Сафаряна - "Саят-Нова. Певец любви". 
 Напрасно спрашивать у молодого русского, гордящегося своим всезнайством, кто такой Саят-Нова (НовА - ударение на букве "А"). Конечно, он не ответит.

     Саят-Нова - великий армянский поэт, музыкант и певец позднего средневековья. Сложная, тяжёлая жизнь, множество мучительных испытаний, изгнание, вынужденная пожизненная разлука с любимой.

     Вот одно из его песен-стихотворений (он их пел):

"Кровью давнишняя рана сочится.
 Старая рана, - я ранен голубкой, злою голубкой, жестокой голубкой.
 В самое сердце ты клюнула, птица.
 Горькая рана, - я ранен голубкой, злою голубкой, жестокой голубкой.
 Больше не весел я, предан печали.
 Легче с годами терзанья не стали.
 Всё я испробовал, - не помогали
 снадобья сердцу. Я ранен голубкой..."


            3). А вот ещё один пример армянской советской живописи. Художник Саркис Мурадян, "Под мирным небом". Интересный образ.

http://static.diary.ru/userdir/9/3/6/1/936147/37367203.jpg


               
            4). Посмотрим, для примера, и на картину известного украинского художника Михаила Дерегуса. Картина создана по повести Гоголя "Тарас Бульба", называется - "Тарас во главе войска":

http://art-nostalgie.com.ua/Deregus_MG/9.jpg

     Глядя на это произведение, невольно вспоминаются такие строки из повести:

     - "А Тарас гулял по всей Польше с своим полком, выжег восемнадцать местечек и уже доходил до Кракова. Много избил он всякой шляхты, разграбил богатейшие земли и лучшие замки. "Ничего не жалейте", - повторял только Тарас. Не уважали казаки чернобровых панянок, белогрудых, светлоликих девиц; у самых алтарей не могли спастись они: зажигал их Тарас вместе с алтарями. Не одни белоснежные руки подымались из огнистого пламени к небесам, сопровождаемые жалкими криками, от которых подвигнулась бы сама сырая земля и степовая трава поникла бы от жалости долу. "Это вам поминки по Остапу!" - приговаривал только Тарас..." -


            Как отвратительна лживость клеветников, утверждающих, что национальная культура в советское время притеснялась и подавлялась. Неправда!

    
            К огромному сожалению, многие известные мне замечательные вещи молдавских, среднеазиатских и прибалтийских мастеров я не смог найти в интернете или находил в отвратительной передаче цвета. Если в будущем всё же найду, то обязательно вставлю в эту главу.