Крыса Шушера

Жанна Арефьева
  Шушеру я купила на Сенном рынке, где продавали животных. Очень уж нам с дочкой хотелось иметь крысу в качестве питомицы. У меня как раз пустовал аквариум, а заводить рыб в стадии размена квартиры я не хотела, чтобы не создавать себе проблем при переезде.

  Пока я была замужем, завести в доме грызуна было невозможно Глава нашего семейства был категорически против. Но теперь, находясь с ним в разводе, я решила, что всё. Хватит! Будет крыса!
 
  Она была крохотулечная, белая, с серой мордахой и рисунком на спинке в виде цифры «один», как у спортсмена. Невероятно любопытный подвижный нос, тонюсенькие , почти бумажные уши, розовые лапочки с аккуратными чистенькими коготками и, конечно голый крысиный хвост, куда же без него. Глазки-бусинки довершали умильный портрет.
 
  В жёлтенькой баночке из-под сливочного масла «Деревенское» Шушера прибыла со мной с рынка на работу. Я выпустила её на рабочем столе и начались весёлые старты! Всё ей нужно было понюхать, потрогать, исследовать, везде необходимо заглянуть внутрь.

  Первой пришла сдавать деньги Л.Н.  А Шуша в этот момент пыталась забраться в машину для пересчёта денег, снаружи торчал только кончик розового хвоста. За него-то я и потянула…
 
 Страшный визг сотряс субботнюю тишину пятиэтажного здания. Я просто упустила из виду, что большинство женщин именно так реагируют на мышей и крыс.
 
  Л.Н. показалось, что это животное не домашнее, а обычное, обитающее в домах и магазинах абсолютно автономно. То есть, поселяются сами где хотят, а питание воруют у людей. Хотя, когда ей могли прийти в голову эти мысли, я не знаю, потому что реакция оказалась моментальной. Еле-еле успокоили даму.

  Несмотря на то, что жили мы с бывшим супругом в разных комнатах, о приобретении решили ничего ему не говорить. Как человек, выросший в деревне, грызунов он не жаловал. К тому же, будучи пятиклассником, выдержал целую баталию с молодым учителем биологии, который, организовав при школе зооуголок, обязал дежурных ухаживать за хомячками. Так вот Сергей сбежал с такого дежурства, написав на доске: «Это не хомячки, это крысы и убирать за ними я не буду!» Учитель не нашёл лучшего способа воздействия, как потрясти ребёнка за шкирку и попытаться заставить его слизать написанное с доски языком. Серёга удрал и школу прогуливал, пока мать не узнала о происшествии. УчИтеля попросили вон.

  Понятное дело, что реакция на появление в доме нового любимца могла быть самой негативной. Но была и ещё одна опасность – кошка Люся. У неё в это время подрастали два крошечных котёночка и добавочному куску живого мяса она, конечно, обрадовалась бы. Тем более, что до этого мышей для неё пару раз на улице я ловила собственноручно. Да и сама она не дремала. Синицу, схваченную Люсенькой на балконе, отбить мы не смогли.   Пришли домой с Олей и Шушеру в коробке принесли. Поужинали, подготовили пустующий аквариум. Папашки нашего дома не было по случаю выходного дня, поэтому опасность номер один временно исключалась.

   С горящими глазами Люсинда устремилась к крысёнышу. И тут же схлопотала по морде, довольно ощутимо. Но этого было достаточно, чтобы её интерес к новенькой пропал навсегда! Больше ни разу она не сделала ни одной попытки  тронуть грызуна. Если сама Шуша пыталась лезть к ней, Люся просто уходила из комнаты, приняв равнодушный вид. Собака Алиса тоже сразу поняла, что «это» есть нельзя и вела себя, как Люся.

   Шушу с аквариумом разместили на шкафу. Места много и в глаза не бросается.   Неделю или больше бывший супруг не догадывался о расширении состава проживающих. Днём, пока его не было, крыса скакала у нас по дивану, а вечером тихо спала на шкафу.

 И всё-таки знаменательная встреча состоялась.

   Сергею Санычу приспичило отыскать спиннинг. Он перерыл всю свою и общую территории, но там его не оказалось. Тогда ему пришло в голову, что спиннинг может храниться у нас на шкафу. Я тщетно убеждала бывшего, что у нас с Олей  в комнате нет его вещей!

 С табуреткой наперевес он прорывался к нашему шкафу! Я боялась, что крыса сейчас полетит с балкона, как один маленький мышонок, изловленный мною на работе. Я не могла с ним расстаться. Он так и улетел в коробке из-под чая «Дилма», а я ещё долго рыдала от горя.

   В итоге, подставив табурет и взгромоздившись на него, Сергей Саныч оказался нос к носу с, жующей одуванчики в своём стеклянном доме, крысой.   Ошалевшими глазами он взирал на нас с Олей с высоты: «Это что такое??!» Забыл, наверное, что уже не муж!

 - Это наша комната! – веско заявила я, только после развода начавшая входить во вкус ощущения, что «баба тоже человек!»

  - В моей, чтобы его не было! – заорал он.

  - И та комната тоже моя!

  Ерунда! Мы таскали Шушу повсюду. Карман моего халата был в дырочках, складированное в недрах дивана барахло на случай моего бомжевания, тоже. Люсины котятки подросли и стали лучшими Шушиными друзьями. Одного  мы пристроили аж в Хвалынск и он уехал, а второй, которого изначально я назвала Шнурком, задержался.( Шнурок задержался на длительное время, кличка переросла в Баксика, он переезжал с нами в другую квартиру, но, приученный к улице, видимо, нашёл новый дом и более хороших хозяев, потому что перестал приходить. Хотя, при встрече, позволял себя гладить. Однажды нанеся нам визит, умудрился оплодотворить мне новую кошку. После этого больше не заходил, наверное, опасался, что привлечём за неуплату алиментов). Вот они веселились! Серо-зелёный полосатый котёнок и, подросшая белая с серой мордой и единицей на спинке, крыса.

  Я ходила с ней по улице. Хотелось, чтобы она мирно сидела у меня на плече, но Шушере было плевать на мои хотения, она по мне шныряла. Я вызывала у прохожих забавную неприязнь и отвращение.

 Лето выдалось жарким, в комнате стало нечем дышать. Лучшие апартаменты с балконом были заняты бывшим мужем. Тогда, чтобы облегчить доступ воздуха в свою комнату-пенал, я вынула из одной рамы стекло и заменила его сеткой. Сетку ранее крепили на балконную дверь, но я решила, что и это моё! Жалко было обрезать  лишнюю длину, вдруг потом пригодится. Поэтому я подвернула её в нижней части и подшила сверху, чтобы не болталась. Стало хорошо.

 Оля уехала в пионерский лагерь. Мы с животными жили теперь, наслаждаясь сквознячком и вечерней прохладой. Шнурок спал на подоконнике, Алиса на полу, а Люся уходила к Сергею Санычу. Шушера тоже выбирала место сама, уж больно жарко было в стеклянном аквариуме. Она освоилась и самостоятельно бегала на шкаф, спускалась с него по краю ковра, взбиралась по занавескам на окно.

  Однажды меня разбудили громовые раскаты. Молнии сверкали так, что в комнате становилось светло и был в деталях виден рисунок на обоях. На улице бушевал ураганный ветер, потрескивали деревья, ливень стегал по стеклу,по натянутой  сетке, колотил крупными каплями по подоконнику. Перепугавшись, что сейчас нальёт в комнату, я включила свет, сбегала за тряпкой. Вернувшись в комнату, оторопела. По уличной стороне зелёной капроновой сетки в сумасшедшей панике металась моя крыса, рискуя быть унесённой порывом ветра или быть сбитой дождём. Осторожно, стараясь не стряхнуть её дёрганьем разбухшей рамы, я открывала окно.

 - Шушенька, маленькая моя, сейчас я тебя достану… Держись..

 Я надеялась, что мой голос немножко успокоит перепуганную бедолагу. Наконец, крыса очутилась  в руках. Мокрая и несчастная, она беспокойно шевелила усишками, глядя на меня. В аквариуме Шуша уселась поудобнее и принялась обтираться. Суетливыми пальчиками, очень похожими на человеческие, она бесконечно скребла и тёрла голову, ушки, бока, хвост, изворачиваясь половчее.

  А я исследовала окно. Как  она выбралась наружу? Всё объяснялось просто. В самом углу сетки зияла приличная дыра. Причём, только с комнатной стороны. Она прогрызла её и через прошитый верх протиснулась наружу, а обратно попасть не могла, потому что лазейка замкнулась и дыра стала недоступной. Как хорошо, что я проснулась!
 
  Зато у Шушеры появился гамак! Голохвостая животинка по занавеске забиралась на подоконник, влезала в свою дыру и укладывалась на сквознячке, обычно кверху пузом. Проспать так могла несколько часов.
 
  Но недолго ей довелось блаженствовать. Её «срисовали» воробьи, обычно собиравшиеся на ветке огромного тополя, что рос прямо перед окном. Они устраивали на нём свои тусовки, спевки, разборки.

  Валяющаяся в гамаке крыса привлекла их внимание. Они орали, свистели, улюлюкали ей, но зубастая девица продолжала безмятежно нежиться и не обращала на их суету ни малейшего внимания.

  И вот один довольно смелый нахал принялся кружить перед сеткой. Сообразив, что крысе он не доступен, воробей на лету ущипнул Шушеньку за шёрстку. Ей это не понравилось, она подскочила. Но воробей отлетел в сторону. Уверена, что это был его триумф! Наверняка в этот момент его маленькую бурую головёнку венчала воображаемая корона, утыканная самоцветными каменьями.

 Стая сначала поперхнулась, притихла, а потом разразилась бурными щебетаньем, чествуя своего героя. Вполне допускаю, что и какая-нибудь Брунгильда присутствовала в этом шумном собрании, чьё крошечное сердечко затрепетало  от гордости за отважного рыцаря.

  Рыцарь же, описав круг почёта, заметив, что потревоженная крыса успокоилась, снова изловчился и клюнул её в бок!
 
  Зал рукоплескал стоя!

 Я наблюдала эту сцену с разинутым ртом. До сих пор такие смышлёныши среди птиц мне не встречались.

  Лично мне сеточного кислорода не хватало и, когда комары днём дремали в своих укрытиях, окошко  было распахнуто настежь.  Так вот придумалось мне проверить, как воробей – смел только на улице или вообще?

  Я насыпала крысиного корма на подоконник и улеглась с книжкой на диван.

   Вдруг  слышу хруст.  Сидит знакомый задира и обедает на моём подоконнике, а крыса мирно дрыхнет  в гамаке. Кошек в комнате нет. Ловить парня некому. Почему-то я не сомневаюсь, что этот воробей – именно парень. Уж больно его поведение напоминало мне мальчишество. Наелся, клюнул в бок крысу и полетел к своим – хвастаться!

  На следующий день еду для пернатого героя  я насыпала на стол. Это его нисколько не смутило. Покормился, погулял по полировке. Но летать по комнате не решился. Наверное потому что с дерева не видно, значит, овчинка выделки не стоит.
 
  Какое-то время воробышек регулярно столовался у нас, попутно приставая к Шушере, тревожа её покой. Но скоро жара сменилась прохладной погодой, окно чаще оставалось закрытым, вместо сетки появилось стекло. Шушера начала  забираться в мой карман, где было тепло и пахло семечками. Кот подрастал. Подвижек с разменом квартиры не было. Точнее были, но неспешные.

   А в декабре в результате трагического происшествия Шуша погибла. Она прожила с нами всего полгода, оставив массу самых добрых и хороших воспоминаний, а так же ощущение вины. В марте мы наконец разъехались. Крыс больше я не заводила.