Обычный подвиг

Наталия Ермашова
Каждый из нас знает немало примеров настоящего подвига: когда на амбразуру, под танк, на таран, как Прометей наперекор богам и, жертвуя собой, - ярко и героически. Но бывают иные подвиги, когда просто так надо, а иначе никак нельзя.
Оренбург – российский форпост среди бескрайних степей там, где зимой морозы лютые и метели, а летом невозможная жара и азиатские суховеи. Если вспыхнет вдруг, не дай Бог, пожар, ветер непременно подхватит стихию и не пощадит никого и ничего.
За свою историю Оренбург практически выгорал трижды. Весной 1879 года случилось целых пять  пожаров, истребивших половину города и его окрестностей. Три недели бушевала стихия: сгорело 1355 домов, 292 лавки с кладовыми. Общий убыток составил 14 510 340 рублей. Многие разорились и пошли по миру.
Пожар начался около Александровских бань, а 30 апреля выгорела большая часть Форштадта (самая крупная казачья станица в пригороде Оренбурга). Огонь подбирался к пороховому погребу, находившемуся между Фоштадтом и городом. В погребе хранился огромный запас боеприпасов, предназначенных для отправки в Туркестан. Совсем рядом были казармы и юнкерское училище. Ситуация усугублялась тем, чтоб вокруг порохового склада находился большой запас дров для нужд училища и казарм. «В начале пожара никто не думал ни о дровах, ни о пороховом складе», - писал очевидец событий. Люди спасали своё имущество, да и очагов возгорания было слишком много. Жара стояла невероятная для этого времени года. Дома, в основном деревянные, горели как щепки. Ветер от Форштадта тянул огонь к городу. И тут вспыхнули дрова возле порохового погреба. Ситуация становилась критической. Прибыли пожарные, солдаты и сам генерал-губернатор Крыжановский. Началась паника. Раскидать дрова не было никакой возможности. И тогда солдаты оренбургского гарнизона покрыли своими телами всю территорию вокруг склада. Пожарные поливали их водой из шлангов и вёдер. Так лежали они, защищая собою город, пока пожар не отступил.