Совет Всех Существ

Виктор Постников
Пэт Флеминг и Джоанна Мэйси

(В данном разделе описан ритуал Совета Всех Существ, проводимый на лоне дикой природы.   Этот ритуал также проводится внутри помещения, и в городских условиях.  «В Путеводителе  по проведению Совета Всех Существ" даются советы по подготовке и проведению Совета, как в помещениях, так и на природе).

Нас было двадцать пять человек, мы собрались в диком лесу  на берегу реки,  в австралийском Нью-Саут Уэльсе.  Каждый из нас рассказал историю о том, каким образом он (или она) пришли к пониманию того, что происходит с природой, и какие эмоции они при этом испытывали.  Хотя у нас всех был разный опыт за плечами, мы одинаково болезненно переживали  разрушение природы и хотели объединить наши усилия.  Нам требовалось мужество и уверенность в своих силах.
Это намерение мы высказали еще вчера, когда впервые сели все вместе.  Нужны были новые пути преодоления нашей изоляции от природы – главной причины разрушения лесов, отравления морей и почвы.  Этот путь воссоединения не является чем-то новым, и как заметила Шейла, одна из наших активисток,

Исследуя различные способы воссоединения с природой, мы обнаруживаем способы, которые нам покажутся знакомыми.  И это не удивительно, поскольку тысячи поколений до нас участвовали в этих процессах.

В это утро мы занимались несколькими групповыми упражнениями, помогающими осознать нашу связь с паутиной жизни.  Они помогли нам вспомнить нашу био-экологическую историю, на протяжении которой развивался наш вид и его предшественники.   Эти упражнения  помогли  расслабить тело, восстановить интуитивное знание и доверие к друг другу.   Сегодня, после завтрака, мы решили провести ритуал Совета Всех Существ.
Перед ритуалом, по совету нашего лидера, Фрэнка,  мы  должны были разойтись и побродить в одиночестве около часа.

Найдите место, которое вам особенно нравится, и побудьте там, в тишине, и ожидании.  Найдите форму жизни, которая захочет говорить  через вас на Совете Всех Существ.    Не напрягайтесь.  Расслабьтесь и предоставьте возможность другой форме жизни войти в вас.  Это может быть растение или животное, или часть земли или воды.    Чаще всего первое, что к вам придет, и будет самой подходящей формой на собрании.

Еще перед тем, как сесть  в теплый песок около реки, я уже почувствовала «существо», которое хочет проявиться во мне. Это была Гора.
   Я расслабляюсь и дышу,  дышу как Гора…  Я чувствую, как мои скалистые корни уходят далеко вглубь, туда, где горячо.   Моя тазовая часть широкая, очень широкая и крепкая.  Штормы приходят и уходят по моей поверхности, вызывая лишь небольшое покачивание деревьев на моей коже. Даже случайные землетрясения вызывают лишь дрожь и заставляют почувствовать мою жизненность.   Я сама древность.  Я помню, как проходили тысячелетия, как проходят столетия, как сменяются сезоны.  Я чувствую себя очень сильной, я могу выдерживать любые перемены.   Моя сила позволяет мне  охранять и давать приют многим формам жизни.  Я  также вдохновляю и зову к себе:  придите и узнайте меня лучше, исследуйте мои камни, долины и рощи вдоль моих рек.  Я чувствую внутри большой покой – неподвижный, вневременной.    Но люди, словно муравьи, ползающие по моим  отрогам, причиняют мне много неприятностей. Они выдалбливают мои кости, снимаю кожу,  нарушают жизнь моих обитателей.  Я должен буду говорить об этом сегодня на Совете.

Барабан зовет нас обратно.  Мы собираемся опять, чтобы сделать маски и далее исследовать различные формы жизни.  В тишине мы берем бумагу, краски  клей.  Шум листьев сливается с шелестом бумаги и нашим дыханием.    
Нас снова зовет барабан.  На этот раз мы собираемся в круг и начинаем Совет Всех Существ.  Надев маску Горы, на которой приклеены камни, листья и трава,  я медленно двигаюсь по направлению к церемонии.  Протекающий рядом ручей смывает все старое и подготавливает к новому и неизвестному.  Когда мы уселись в большой круг, я  смотрю на все собравшиеся Существа –  какая пестрота форм и цвета! Некоторые яркие, другие застенчивые и утонченные.  Ощущается нерешительное молчание и ожидание. Слышен шелест листьев окружающих нас каучуковых и травяных деревьев.  Белая цапля пролетает мимо вдоль реки, хлопает крыльями и  передает нам привет.  Я усаживаюсь на песок, чувствую себя сильной, ждущей – готовой ждать, если понадобиться– до бесконечности.

Фрэнк сначала знакомит нас с порядком проведения ритуала.  Я  узнаю в его описании соединение различных народных традиций.   С помощью огня и воды мы должны ритуально очистить себя и площадку.  Для придания силы нашему собранию, мы приглашаем в наш круг силу земли и существ, которые окружают нас в данном месте и данное время: силу четырех сторон света и существ прошлого, настоящего и будущего.    Затем, как только начнется Совет, мы, формы жизни, должны будем спонтанно говорить то, что в данный момент следует говорить.

Наши выступления должны будет распределиться на три этапа.  Мы начинаем спонтанно разговаривать друг с другом.   Мы должны будем рассказать, почему мы пришли на Совет и не бояться высказать свои сомнения, свою боль, страх и негодование.  Затем, после небольшого перерыва,  по сигналу барабана. Пять или шесть человек должны будут сесть в центр круга; это люди  и они должны начать слушать нас.  У каждого из нас есть возможность сменять человеческую и нечеловеческую роли.   И наконец у нас  есть возможность предложить людям (и воспринять) силы, которые  необходимы для остановки разрушения мира.  Фрэнк говорит о порядке ритуала, чтобы мы почувствовали себя увереннее.  Он добавляет, что, к счастью, нам не нужно удерживать всю последовательность в голове, и что мы будем естественно реагировать на происходящее по мере разворачивания ритуала.

Слышится медленный  стук барабана, зажигаются душистые листья, начинается Совет.   Из рук в руки переходит раковина с дымящимися полынью и кедром; мы вдыхаем сладкий  и резкий дым. Обдуваем им наше лицо.  Мы подтверждаем наше родство с огнем.  Затем по кругу передается чашка со свежей водой.   Каждый погружает в нее лоб, чтобы подтвердить необходимость очищения и обновления.
Призываются четыре направления, мы поворачиваемся на восток, юг, запад и север.  Вспоминая древнее Колесо, способное излечивать болезни,  мы поворачиваемся лицом к каждой стороне света, поднимаем руки, один из нас громко произносит: «Мы пробуждаем и  призываем силу востока …. Силу восходящего солнца, новых начинаний, дальнозоркость орла…»
Будучи Горой, я ощущаю особое родство с  севером, с силой покоя и интроспекции, ожидания и терпения…
После каждого призыва, мы начинаем все вместе повторять один и тот же простой припев: Придите к нам в этот час; придите к нам в это место.
Фрэнк, возглавляющий проведение ритуала, помогает вызвать Существ Трех времен:

Мы приглашаем в наш круг всех, кто шел перед нами.  Всех, кто жил на Земле и любил и питал ее, мы помним вас и призываем вашу мудрость и ваши надежды.  Вас, ваших предков и  учителей, мы просим присоединиться к нам в эту минуту.  Нам нужна ваша сила и совет для спасения Земли, которую вы любили.  Мы называем ваши имена.

Совершенно в произвольном порядке из нашего круга высказываются имена –  Иисуса, Будды, Мартина Лютера Кинга,  дедушек, школьных учителей и духовных наставников.
 
Мы призываем также существа нынешнего времени.  Мы призываем в наш круг наши семьи и друзей, наших соседей и тех, кто сделал возможным для нас быть здесь, в этом лагере.  Вы разделяете наши надежду и страх, мы здесь представляем вас тоже.

И снова из круга слышатся имена… «Питер, Адель, Сьюзан, Боб Хок…

Наконец, мы призываем существ из будущего, вас, кто еще не родился.  Мы не знаем ваших имен.  Но именно ради вас мы работаем, чтобы сохранить эту прекрасную планету.  И от вас, также, нам нужна помощь.

После минутной тишины,  посвященной поколениям, которые  должны придти после нас мы снова поем припев. «Придите к нам в этот час; придите к нам в это место».

Теперь мы можем говорить как единый Совет.  Мы садимся и одеваем маски.  Забыв о своем человеческом начале, мы перевоплощаемся в другие формы жизни.
По-очереди, каждое существо берет слово и говорит о себе. «Я – волк, и говорю от имени народа-волков»  Я – дикий гусь, и говорю от имени всех перелетных птиц» «Я – пшеница, и говорю от всех злаковых».

«Мы проводим встречу» – говорит Фрэнк,  надевая маску из колючих веток и листьев,

потому что наша планета в беде.   Мы встретились, чтобы поговорить и происходящем.  Я  представляю на этом Совете «сорную траву».  Люди  называют траву «сорной», потому что они ее не используют.  Но я сильный, живой.  Я люблю двигаться вверх, к солнцу, люблю разбрасывать семена – и пробивать бетон.   Пробиваясь сквозь асфальт, я  приношу влагу и жизнь.  Я лечу обожженную и раненную землю.  Но меня отравили ядом и придавили асфальтом и бетоном.  Поэтому страдают и животные, которые питаются мной.

Все присутствующие в поддержку произносят :  Мы слышим тебя, Сорная Трава. 

Я Дикая Горлица. Я живу в оставшейся части дикого леса, на больших деревьях.  Я тихо пою в зеленой  прохладе леса.    Но мне никто не отвечает.  Где мои родные?   Куда они ушли?   Я слышу только эхо моего голоса.  Я очень испугана, вот почему я здесь.

Мы слышим тебя, Дикая Горлица.

Я Черно-Белая Корова. Запертая в загоне, далеко от травы, стою в собственном помете.  Моих телят забрали от меня, к моему вымени приставили холодную металлическую машину.  Я зову, зову, но мои дети ко мне не приходят.  Куда они ушли? Что с ними случилось?

 Мы слышим тебя, Корова.

Скорлупа моих яиц настолько тонкая и хрупкая, что она разбивается до того, как мои детки могут вылупиться.  Я чувствую яд, проникающий до самых костей.

Мы слышим тебя, Дикая Утка.

Один за другим выступают лес, вомбаты, мертвый лист, кондор, глина, дикий цветок.
Тихий голос говорит:

Они называют меня «слизень», но это меня не беспокоит.  Я медленно и осторожно двигаюсь, откусывая кусочки листа по дороге.  Но, вы знаете, за это меня калечат и давят, не спрашивая даже «Как поживает твой дядя?».  Что я такого сделала, чтобы со мной так поступали?

Всеобщий смех и сочувствие.  «Мы слышим тебя, Слизень».
Рыжий кенгуру, мох, дикий кабан, бутылочноносый дельфин.
«Мы слышим вас,  слышим вас».
Теперь наступает мой через.

Я Гора.  Мне очень много лет, я сильная и прочная.  Но сейчас меня подрывают динамитом, с меня срывают мою кожу – лес, мою почву вымывают, мои ручьи и реки задушены.  Я многое хочу сказать людям сегодня.

Мы слышим тебя, Гора.
Снова начинает бить барабан, указывая на следующий этап Совета.  Он призывает людей войти в круг и послушать.  Пять или шесть существ снимают свои маски и переходят в центр.  Они усаживаются так, чтобы их спины соприкасались а лица смотрели на внешний круг.  Затем опять выступают несколько существ из внешнего круга.  После этого люди возвращаются на периферию и заменяются другими.  Процесс повторяется до тех пор, пока каждый из нас не побывает в роли человека и не услышит выступления других существ.

«Послушайте нас, люди», – говорит Сорная Трава. 

Это наш мир, тоже.  И мы были здесь задолго до того, как вы пришли.  Миллионы лет мы растили наш молодняк, мы сохранили свою мудрость и способ жизни.   Но сейчас наши дни сочтены из-за вас.  Помолчите и послушайте.

Я - Лес.  По вашему летоисчислению, мне тридцать миллионов лет.  Если бы я был одним из ваших строений, вы бы заботились обо мне.  Но вы разрушаете меня.    Вы делаете из меня газеты и жарите на мне свои гамбургеры. Вы разрушаете меня так жестоко, забираете мои деревья на древесину. Сжигаете оставшиеся деревья.  Вы пробиваете дороги через меня,  по ним приходят бессердечные  хозяева, которые присваивают меня.    Мой толстый слой гумуса истощается, вы разрушаете коралловые рифы, которые питают меня.  Я не могу выносить ваши воющие машины, которые распиливают мою плоть, превращают многолетние деревья в опилки и мебель.  Как вы смеете!

Поднимаясь, влажный тропический лес становиться еще более великолепным в своем гневе:

Ваша жадность и глупость укорачивает жизнь вашему виду.  Если вы оставите меня опустошенным и дымящимся от пожаров,   вы найдете свою собственную смерть.  Разве вы не знаете, что вы произошли именно от меня?   Без моего зеленого мира, ваш дух быстро съежится, без кислорода, который выдыхают мои листья, вы не сможете дышать.  Я нужен вам так же, как и ваши легкие.  Я ваши легкие.

О люди, также как и Чистая Вода, я стою у истоков жизни, и я ее поддерживаю.  Посмотрите, во что вы меня превратили, сливая в меня свои отходы и яды.    Я хочу прекратить жить, потому что стал источником болезни и смерти.

Берет слово Опоссум.

Посмотрите на мою руку, люди.  Она напоминает вашу.  По ее отпечатку на земле, можно сказать, куда я пошел.  Какой след на земле останется после вас?

Снова бьет барабан.  Люди в центре круга, встают и  с облегчением возвращаются на свое место в круге, одевают   свои маски.  Их место занимают другие шесть человек, они садятся близко друг к другу, и берутся за руки.

Я Бутылочноносый дельфин.  Я люблю переворачиваться, прыгать и играть в воде.  Да, люди, я люблю играть с вами, когда доверяю вам,  ведь мы такие близкие.  Но мы запутываемся в ваших ячеистых сетях и погибаем.  Пользуясь нашей дружественной натурой, вы используете нас в военных целях, прикрепляете датчики на наших спинах.  Вы ловите нас для своих аквапарков.   Вы отказываете нам в нашем праве свободно плавать.    Я говорю от имени всех пойманных животных!    Обретите свою собственную свободу, уважая нашу.

Я чувствую, что у меня внутри что-то начинает переворачиваться и я говорю:

Люди!  Я - Гора.  Вы не можете игнорировать меня.  Я была с вами с самого начала и существую гораздо раньше вас.  На протяжении тысячелетий  ваши предки поклонялись мне, находили мудрость в моей высоте.  Я дала вам укрытие и возможность смотреть дальше.  Сейчас, в ответ, вы меня губите.  Вы вынимаете землю экскаваторами, долбите мои камни в поисках драгоценностей, обдираете мой лес, подрываете мою способность запасать воду и медленно ее возвращать.  Вы видите пересохшие реки?  Видите наводнения?  Разрушая меня, вы разрушаете себя.  Ради Геи, проснитесь!

Люди, я – Лишайник.     На протяжении веков я превращал камни в почву.  Я думал, что ничто не может остановить меня.  Но сейчас я отравлен вашими кислотными дождями.

Посмотрите на меня, люди. Я последний дикий кондор в этой части Земли – Калифорнии.  Меня поймали несколько дней назад – «ради твоего же добра», мне говорят.    Посмотрите на меня, на мой размах крыльев, на блеск моих перьев, на мои глаза.     Смотрите на меня, потому, что ваши дети меня не увидят.

Мы слышим тебя, Дельфин, мы слышим тебя, Лес, мы слышим тебя, Гора, Лишайник, Кондор…
Истории следуют одна за другой. Они наполнены болью, ненавистью, а иногда, юмором.  Мы все отчитываемся о том, как быстро и грубо люди вмешиваются в нашу жизни и уменьшают наши шансы на выживание.   В этих словах также чувствуется общий дух, потому что мы все вышли из Земли.

Когда все высказались, наш лидер Фрэнк, сняв свою маску «Сорной травы» идет в центр круга.  Первый раз в данном ритуале звучит голос человека.

Мы слышим вас.  Нам было больно вас слушать, но мы благодарим вас за честность.  Мы видим, какие разрушения мы вызвали, мы попали в беду и испытываем страх.  То, что мы выпустили в мир,   приобрело такой размах, что с ним трудно справиться.  Не оставляйте  нас одних – нам нужна ваша помощь; мы можем выжить только вместе.  Какими силами вы можете поделиться  с нами в это тяжелое время?

Для дальнейшего хода Совета не требуется никаких инструкций.  Мрачные выступления и признания уступают спонтанному желанию  поделиться со всеми всем, чем можно.

Будучи слизняком, я двигаюсь по жизни медленно, близко к земле.  Я предлагаю вам именно это, люди.  Вы идете слишком далеко, слишком быстро, чтобы приносить кому-либо добро.   Хорошо узнайте  свою земли и будьте ближе к ней.

Вода говорит:

Я бегу без остановки.  Я обхожу препятствия благодаря настойчивости и гибкости. Возьмите эти два моих качества  для себя и для работы  во имя Земли.

Я, Кондор, я отдаю вам свое острое зрение.  Я могу видеть на большие расстояния, я вижу, кто идет.  Используйте эту силу, чтобы заглянуть за пределы обыденности, лучше спланировать  вашу жизнь.

Спасибо вам, Слизняк, Вода, Кондор… тихо говорят люди.
Один за другим существа предлагают свои конкретные силы людям, сидящим в центре.  После этого, каждое существо снимает маску и садится вместе с людьми в центре, чтобы люди получили от него силу.

Как Лишайник, я работаю с временем, большими промежутками времени.  Я знаю, что время мой друг.  Я даю вам свое терпение, необходимое для длительной борьбы.  Я освобождаю вас от спешки.

Я, Лес, предлагаю вам свои силы для создания равновесия и гармонии, которые позволяют многим  формам жизни жить вместе.  Из этого равновесия и симбиоза может возникнуть новая, разнообразная жизнь.  Именно это я вам дарю.

Как Мертвый Лист,   я освобождаю вас от страха смерти.  Отрываясь от дерева, высыхая, съеживаясь, я даю возможность новой жизни.  Может быть, если бы вы меньше боялись смерти, вы бы лучше жили.  Я предлагаю вам дружить со смертью – ведь она неотъемлема от природных, лечащих циклов жизни.

Говорит Полевой цветок:

Я предлагаю вам свой аромат и нежное личико, чтобы вы возвратились к красоте жизни.  Остановитесь и обратите на меня внимание, и вы снова влюбитесь в жизнь.  Это мой дар.

Я почувствовала, как через меня снова начала говорить Гора:

Люди, я предлагаю вам мой глубокий покой.  Придите ко мне в любое время отдохнуть, помечтать.  Без мечты вы можете потерять свое видение и свои надежды.  Придите и возьмите себе мою силу и прочность, когда вам они будут нужны.

Я снимаю маску и присоединяюсь к группе людей, сидящих в центре.  Я чувствую, как меня притягиваю к себе их руки.  Я чувствую приятное тепло от прикосновения к человеческой коже. Я начинаю ощущать свежесть от объединения наших сил.   
Все дары, которые нам приносят существа, уже потенциально существуют внутри нас; в противном случае, мы не смогли бы выразить их.
Мы получаем благословение от последнего существа.  Фрэнк снова надевает маску и говорит:

Я предлагаю вам силу «Сорной травы» – заключающуюся в упорстве.  Какая бы ни была твердая земля, я не сдаюсь!  Я знаю, как удержаться на ней, сначала медленно, отдыхая, если понадобиться, затем – вдруг – раз! И я снова на солнце.   Я расту, где бы я ни была.  То, что я предлагаю вам, это настойчивость.

Мы благодарим его и тянем его к себе в центр.   Начинается бессловесное общение.  Мы трогаем друг друга за руки, мы встаем и начинаем двигаться во внешний круг, мы смеемся и «жужжим».  Шейла ведет нас за собой гуськом, мы сворачиваемся все плотнее, плотнее в плотную группу и обнимаем друг друга.  Существует древнее поверье в местной аборигенной традиции о «жужжащей пчеле».  Мы обнимаем друг друга, наши щеки прижимаются  к чужим плечам,  мы жужжим и наша грудь вибрирует, мы словно один организм.
Жужжание переходит в пение.  Кто-то берет барабан.  Под этот ритм некоторые начинают танцевать и двигаться, подпрыгивать и раскачиваться, топать по земле.  Другие уходят под деревья или к реке, чтобы в тишине побыть наедине с самими собой.
Позже, когда садилось солнце,  мы снова собираемся и отпускаем формы жизни, которые говорили через нас.  Зажигается костер.   Один за другим мы выходим с нашими масками и бросаем их в костер, выказывая уважение существам.  «Спасибо тебе, Кондор», «Спасибо тебе, Гора»

Завтра наш круг снова встретится, чтобы поговорить о тех изменениях, которые мы, люди, должны сделать в нашей жизни и в мире.  Затем мы выработаем план действий, наметим стратегии и пути для их осуществления.  Сейчас хорошо просто полежать на земле и посмотреть, как маски съеживаются и трещат в огне.


**********

  Из книги «Думать как гора»  Джон Сид, Джоанна Мейси, Пэт Флеминг, Арне Нейсс.  New Societ Publishers, Philadelphia, PA. 1988

[С благодарностью к Джону Сиду и Рут Розенек - ВП]