Поезд Жизни

Виктор Валентинович
Путешествие на поезде напоминает жизнь человека. Oно может быть ярким, полным событий и запоминающимся, а может оказаться затянутым, посредственным и не интересным. Не всё, но многое зависит от самого путешественника. 

Обычный поезд, тронувшись с места и набрав скорость, идёт в своём направлении,  о котором можно узнать из расписания, собственного билета, надписей на вагонах и объявлений по вокзальному громкоговорителю. Но «Поезд жизни», наш современный паровоз «летит вперёд и неведомо куда» независимо от того, едешь ты в нём, или нет; успел ли купить билет и вовремя занять своё место; не перепутал ли платформу; сумел ли в последнюю минуту запрыгнуть в него или так и остался на перроне. Если не смотреть расписание остановок, висящее в вагоне, то заранее не узнаешь, где, что, когда и как надолго…

Однако, можно почти безошибочно угадать, куда именно отправится поезд и в какой вагон стоит сесть – по пассажирам, кучкующимся на платформе. Вот эти – точно курортники, там -  трудяги и романтики, едущие осваивать новое и неизвестное, здесь собрались  празднокатающиеся без цели и направления, а вон целый вагон-ковчег набирается, «каждой твари по паре». Ну, а к тем лучше вообще не садиться… Ещё не поздно выбрать, к кому присоединиться, и лучше это сделать сейчас. Потом может не оказаться свободных мест, несмотря на купленный билет – плутоватые проводники могут нарушить ваши планы...

Разношёрстная публика, разные вагоны и купе, у каждого свой лимит времени в пути, но всё сцеплено в один состав, управляемый невидимым машинистом. Мнения пассажиров о машинисте разные, и каждый представляет его себе тоже по-своему (хотя некоторые представления во многом совпадают). Кто-то вообще считает, что никакого машиниста вовсе нет, и поезд управляется сам собой, но в одном все сходятся – машиниста никто и никогда не видел.

Вагоны бывают разные – общий, плацкартный, купейный, спальный или люкс, и даже с душем. Куда попадешь – зависит от твоего Происхождения, Положения  и Состояния. А бывают и такие вагоны, куда тебя не только не пустят, но через которые не позволят даже пройти «транзитом». Вроде, и поезд тот же, и маршрут один, и ППС позволяет – ан нет, не по Сеньке шапка!

Купе – практически ячейка общества. Здесь едут с семьёй, друзьями, знакомыми или просто с попутчиками. Попутчики имеют обыкновение меняться, и отношения с ними могут складываться по-разному – оставаться вежливо-нейтральными; перерастать в знакомство или даже в дружбу. Однако можно волею судьбы весь путь проехать и одному, и никакие плуты-проводники не нарушат твое одиночество каким-нибудь подселенцем. А можно просто купить уединение, оплатив всё купе...

По проходу днём и ночью снуют пассажиры. Кто и куда, неизвестно. Если оставить дверь купе открытой, то, проходя, все обязательно будут посматривать, не сомневайтесь.  Могут по ошибке (или сделав вид, что по ошибке) откровенно заглянуть в твое купе. С этими, да и вообще с попутчиками надо быть начеку – могут облегчить твой багаж, кошелёк или увести твою вторую половину…

На выходе из купе есть только два пути.  Вперед пойдёшь – к машинисту попадешь, и если ты хороший человек, возможно, тебя и впустят, но порулить – даже не мечтай (как ни проси – ни секундочки не даст!)  Назад пойдешь – в никуда попадёшь, на начало не рассчитывай,  из него давно уехали.

Если покинешь купе надолго, например, решив не веселиться со всеми в купе, а устроить себе праздник жизни и пойти в вагон-ресторан, то, покутив как следует,  или, оказавшись выгнанным из ресторана за недостойное поведение и безденежье, и возвратившись к своему купе,  с разочарованием обнаружишь, что тебя там уже не ждут. Что там уже другие, и кто-то занял твое место. Или просто все двери – снаружи одинаковые –  окажутся закрытыми – какая твоя?..  А в коридоре пусто и тихо, и некого спросить. Вот и ходишь, стучишься, ищешь…

А поезд идёт… Куришь ли в тамбуре или переходишь из вагона в вагон, беседуешь или режешься в картишки, спишь или смотришь в окно, он, как одержимый, неумолимо мчится вперёд, неподвластный никому и ничему, кроме машиниста, которого никто не видел, кто-то отрицает, большинство о нём даже не задумывается, но имя его часто у всех на устах. Как годы, мелькают верстовые столбы, цифры на которых не разглядеть, если не обернуться назад. И вдалеке, за окнами, словно проплывает чужая жизнь. Чья лучше?..

До остановки с поезда не сойти и никуда из него не деться. Машинист и не подумает остановить состав только потому, что тебя что-то не устраивает: пытайся сам исправить ситуацию. Конечно, можно сигануть из мчащегося на полном ходу по неизвестности поезда.  Можно даже, если повезёт, остаться живым, пусть и калекой. Но никто не поймёт – зачем?  И почему не дождался остановки? А главное – очень рассердится машинист...

В пути и на остановках тебя осаждают какие-то люди – зазывают, предлагают, убеждают, доказывают… Будь осторожен… В ход идёт  всё, и правил нет, разве что подвох, как правило, неминуем. Не гнушаются даже представляться поверенными машиниста, - не сомневаются, что он всё стерпит и простит.

Предположим, вам всё же удалось выйти победителем из этой схватки и приобрести нечто полезное (помимо бесценного опыта, конечно) – в этом случае вы станете примером для остальных и, возможно,  уже вечером того же дня о вас будут говорить все пассажиры. Но если вы проиграли, последствия могут быть самыми печальными, вплоть до того, что поезд проследует дальше уже без вас, унося с собой всё и вся, ещё мгновение назад принадлежавшее вам. И поверьте, что глядя вслед уходящему составу, вы испытаете такие чувства, каким ещё не придумали названия.

При въезде в иную страну,  для тех, чей путь лежал уже туда, последняя остановка и проверка неминуемы и, согласно убеждениям многих, будет иметь большое значение: кто вы, и за какие такие заслуги для вас должны поднять шлагбаум?.. Плохо, если что-то не устроит проверяющих, и не разрешат въезд…  сожаление, и разочарование здесь способны доставить просто-таки адские муки, которым, по мнению того же большинства, не будет конца, а вы уже никогда не узнаете, как оно там, где всё должно быть совсем по-другому, всё намного лучше, чем здесь, и просто замечательно - словом, как в раю…

А Поезд Жизни пойдёт дальше, снова набирая скорость и стуча колёсами на стыках рельсов всё чаще, а о вас будут вспоминать всё реже, пока на своей конечной остановке не сойдёт последний попутчик из вашего путешествия, ещё помнящий вас, и ваше место займёт новый пассажир. Таковы правила путешествия. А жизнь?.. Она жёстче самого мягкого вагона, самого фирменного экспресса, и в ней нет стоп-кранов и не разносят чай…