Москва

Вячеслав Зиновьев 2
               
    Я родился и вырос до призыва в армию  в  Казахстане. О Москве, столице я читал, слышал по радио. Почему то думал, что в Москве все не так, как у нас. Думал, что и люди там не такие. Они ведь живут в столице. На целину приехало много москвичей. Оказались простыми, обыкновенными людьми. Я, тогда еще подросток, спрашивал у некоторых из них: «А ты Сталина раньше видел»?
   
   И вот  пришла пора,  мне ехать в армию. Поезд  не доехал до Челябинска, повернул на запад. Едем в Европу. Поразила Московская область. Из окон вагона села казались бедными, дома темно серые. Деревни унылые. Нет беленных стен. Остановились на одной из станций километрах в шестидесяти от Москвы.
 
     В город Москва я попал в феврале 1962 года. Групповое увольнение.  Нас было двенадцать салаг. В Москве ни один из нас не был.  Нас сопровождал  сверхсрочнослужащий.  Опытный товарищ.  Путешествовали по городу мы по программе. Сначала посетили театр Советской Армии. Посмотрели представление, затем Кремль. Мавзолей Ленина.  Столовая. Много ходили пешком. Ездили в метро, но о метро потом чуть позже. Любовались Москвой.  Большого потрясения Столица  на меня не произвела, хотя я и не  был в больших городах. Кустанай и Целиноград, два города, по которым я ходил пешком. Многие места мне показались знакомыми.
 
    Хочу  у Вас, уважаемый читатель спросить, что Вы думаете о том, что человек может жить несколько раз? Я конечно, как  современный человек, воспитанный в советской семье и школе, конечно,  не верю, что я мог жить раньше. Но когда я посетил  столицу в первый раз в моей, теперешней жизни, шёл с товарищами по тротуару в сторону Красной площади, я понял, что здесь, когда то я был.  Я вглядывался в дома, и они казались мне знакомыми. Сказал об этом чувстве своим спутникам, они посмеялись. Потом один из них предложил, скажи, что будет впереди. Мы подходили к перекрёстку. Я остановился, остановилась вся наша группа. Осмотрелся по сторонам, и сказал, что за перекрёстком, справа будет большой красный дом с таким входом. И я рассказал, какой вход, и какой  дом рядом и напротив. Мы двинулись, и я оказался прав.
    
    Потом за три года службы, я  служил и в городе, и в Подмосковье, патрулировал, и в увольнениях гулял. Как то изучил, не до конца, но привык. Чувствовал себя уверенно, находил способ  как добраться. Появились знакомые люди. Но город не нравился мне. Может быть, я не правильно  говорю, просто в душу не запал, не прикипел. Ночью, патрулируя улицы, я видел, что в больших домах окна почти все темны, спят все,  что ли в десять часов вечером. Суета, люди спешат, спросить о чём то, многие не отвечают.  В далёких провинциальных городах другие люди. Проезжаю через город Элиста, утро, час пик, остановился, вышел из машины и женщину спросил, как проехать через город и выйти на Ставрополь.  Женщина, калмычка, хорошо одетая, на чистейшем русском языке, говорит гораздо лучше, грамотнее, чем я, объяснила так, что ни один путеводитель не расскажет.

     Себя в прошлой жизни в Москве, я не вспомнил, а многие старые места, со старой застройкой. Например, проходя мимо здания старого университета, я неожиданно для себя и для ребят, сказал, что здесь было, когда то, и место мне знакомое.

    Метро. Метро это сказка. Околдовало меня метро. Умнейшие люди правили страной, хотя их сейчас и ругает каждый, кто захочет. Строили метро для нужд города. А красиво отделали и станции сделали разные не для москвичей. Москвич, он неделю проездит каждый день по два раза и привыкнет, замечать не будет. Делали для нас, для сельпа. Приехав, мы, открыв рот,  восхищались, любовались, ликовали.  Душа наша, заскорузлая, уставшая, повидавшая много нехорошего, тоже ликовала, успокаивалась. И я знал, что есть красота на свете, есть Родина и есть метро.
 
    Может, читая мои строки, оцениваете сегодняшним взглядом и смеётесь. Я бы тоже засмеялся сейчас, но когда я много раз видел, когда дама, которой на первый взгляд, море по колено, одета, что окружающая женская публика, пялится на неё. Вступив  ногами на эскалатор, хватается руками за поручень и упирает сдобным задом в стенку, вытирает её (стенку) своим дорогим нарядом.
    
Посмотрите «Свинарка и пастух», порадуйтесь и подумайте. Это я рассказываю о метро тогдашнем, скажем, начала шестидесятых. Сейчас и я другой и метро слегка не то.

    Кремль. Там где разрешалось ходить экскурсантам, особенно ни что не удивило. Удивил туалет в кремлёвской стене. Чем удивил, брызгал одеколон. Для тех мест, где я до тех пор жил, это была экзотика.

     Театр Советской Армии, спектакль, порадовались, похлопали. Потом за три года службы, я побывал во многих местах Москвы.  На спортивном стадионе Динамо играл за Ждановский район Москвы. Баскетбольная команда нашей части направлена играть за Динамо этого района, а служили мы в то время в городе Жуковский. Играли мы,  наверное,  неделю, но мест достойных не заняли.

     За три года тесного общения с Москвой и Подмосковьем, поменялось моё первое пионерское восхищение столицей. Я понял, что это большой и серьёзный город, с огромным числом проблем.  Я для огромной Москвы ничто. Отслужив, я уехал в Казахстан, где продолжилась моя жизнь.

     Ещё раз о жизни в прошлый раз. Особенно раньше, мне казалось, что,  раньше я был арабом. Когда жизнь плотно соприкасалась с ними, я понимал их обычаи, чувствовал среди них себя уверенно.