Одинокий лицедей с засохшей веткой вербы

Дина Немировская 2
…Он писал засохшей веткой вербы. Она была ручкой поэта: «Я пишу сейчас засохшей веткой вербы, на которой комочки серебряного пуха уселись пушистыми зайчиками, вышедшими посмотреть на весну, окружив ее черный сухой прут со всех сторон.

Прошлая статья писалась суровой иглой лесного дикобраза, уже потерянной.

После неё была ручка из колючек железноводского терновника. Что это значило?

Эта статья пишется вербой другим взором в бесконечное, в «без имени», другим способом видеть его.
Я не знаю, какое созвучие дают все вместе эти три ручки писателя».

Как тут не вспомнить ерофеевскую веточку вербены, которой Веничка советовал помешивать небезызвестный напиток собственного приготовления?

Но если Ерофеев – крепкий напиток русской прозы конца двадцатого столетия, то Хлебников – хлеб русской поэзии на все века, начиная от века своего рождения.

Велимир Владимирович Хлебников (настоящее имя Виктор) (1885-1922), русский поэт и прозаик, родоначальник русского футуризма (группа «будетлян») и создатель утопического общества Председателей Земного Шара в 1916 году.

Хлебников - реформатор поэтического языка, неповторимы его эксперименты в области словотворчества, зауми, «звездного языка». Велимир – автор пацифистской поэмы о Первой мировой войне «Война в мышеловке» (1919), а также монументальных революционных поэм (1920-1922) «Ладомир», «Ночной обыск», «Зангези» и «Ночь перед Советами».

Цикл историко-математических статей посвящён поэтом-экспериментатором природе времени. Наиболее показателен в этом плане хлебниковский труд 1922 года под названием «Доски судьбы».

Астраханец по рождению, гражданин мира по воззрению, «Колумб новых поэтических материков» по меткому выражению друга и соратника Владимира Маяковского, Велимир (Виктор) Владимирович Хлебников оказал неоценимое воздействие как на русский, так и на европейский авангард, притом не только в поэзии и прозе, но и в сфере музыки и живописи.

Одиночество его было глобальным. Сам поэт именовал себя сеятелем очей и усталым лицедеем:

И пока над Царским Селом
Лилось пенье и слезы Ахматовой,
Я, моток волшебницы разматывая,
Как сонный труп, влачился по пустыне,
Где умирала невозможность,
Усталый лицедей,
Шагая напролом.
А между тем курчавое чело
Подземного быка в пещерах тёмных
Кроваво чавкало и кушало людей
В дыму угроз нескромных.
И волей месяца окутан,
Как в сонный плащ, вечерний странник
Во сне над пропастями прыгал
И шёл с утёса на утёс.
Слепой, я шёл, пока
Меня свободы ветер двигал
И бил косым дождём.
И бычью голову я снял с могучих мяс и кости
И у стены поставил.
Как воин истины я ею потрясал над миром:
Смотрите, вот она!
Вот то курчавое чело,
которому пылали раньше толпы!
И с ужасом
Я понял, что я никем не видим,
Что нужно сеять очи,
Что должен сеятель очей идти!

Фото 2012 года: Мемориальная доска в Астрахани на угловом доме по улице Наташи Качуевской (именуемой до 1920 года улицей Спасской по названию Спасо-Преображенского мужского монастыря, южная часть стен и некоторых зданий которого выходили на эту улицу).

Видео: Фильм Михаила Погарского и Гюнель Юран: "Велимир Хлебников. Ветка вербы". Фильм создан в рамках проекта 2/3 и сопровождается книгой.

Видео доступно к просмотру здесь: