2008 г 19 июля Сейчас ад и рай пустует

Вячеслав Вячеславов
          Почти месяц не был на даче. Не узнал, всё так выросло, особенно фасоль. Скороспелка до сих пор не цветёт. Мы в догадках, будет ли у неё урожай? Яблоня «Конфетница» в этом году отдыхает, на дереве лишь три яблока, и столько же упало. Собрал ведро вишни. На лестнице неудобно рвать, короткая, не достаю до верхушки, где самые спелые ягоды. Жарко, на мгновение стало дурно. Звоночек? Предвестник инсульта?

В СМИ сообщение о разводе Катерины Волковой с Лимоновым. Не нужно быть пророком, чтобы предсказать их будущий разрыв. Мне было непонятно, почему они сошлись? Хотя — это понять можно. Любопытство. Потом притерпелость, затянувшаяся инерция. И, наконец — раздражение несходством характеров – слишком разные. Лимонова можно уважать. Сделал себя. И пишет хорошо. Вернее, писал. Последние его книги до меня не дошли, но их и читать нет желания. Его политические стремления неинтересны, похожи на игру. Писатель не должен становиться политиком. Он должен знать им цену. А если знает и лезет туда, то сам такой же. Но, может быть, и писательский интерес к политической кухне. Тогда другое дело.

Грузия провоцирует Южную Осетию, Абхазию, народ стремится в НАТО, 60% за это, словно не понимают, что с соседями нужно жить в дружбе. Плохо знают свою историю. Вахтанг Кикабидзе отметил своё 70-летие, сказал:

— Ларису Ивановну всегда нужно хотеть.

Следует понимать: это была не оговорка, а прямое высказывание желаемого, да и как можно иначе относиться к русским женщинам, все они бл**и, по их мнению. Вспомнил свою недолгую учёбу в железнодорожной школе, сидение на Камчатке, перешептывание с соседками, которые говорят об ансамбле «Рэро», там начинал Кикабидзе. Когда это они успели стать фанатками? Наверное, приезжали в Батуми, когда нас не было.

26 июля. 08 г. Вчера договорился с Викой, что приеду к ней на дачу утром, и уж потом вместе поедем домой. Даже хотел было сделать запись в блокноте, где учитываю количество поездок на дачу, но остановился, вспомнив, как месяц назад я сделал такую запись заранее, но две недели не смог вырваться на дачу. Словно кто-то наверху издевается над нами. «Ты строишь планы? Так посмотри, как я легко могу их нарушить».

Днём читал «Новый мир» отзывы о смерти Егора Левтова. Кто бы его знал кроме москвичей? Очередной спившийся поэт. А сколько ещё таких будет?! Воспитанные в любви и обожании, они не представляют другой жизни, как потакание своим слабостям, прихотям, желании испытать неведомые чувства, отсюда психоделики, наркотики.

Как вдруг звонок. Знакомая Вики — Валя. Интересуется, есть ли у нас вода?

«Не знаю».

 Посоветовала набрать, в городе крупная авария на три дня. Совет запоздал. Кран уже молчит. Набрал горячей воды в ванну, чтобы смывать унитаз. Вот тебе и вчерашняя радость по поводу экономии горячей воды в июле. На кубометр меньше, чем обычно. Но эта авария всё съест. Хорошо, что Вика на даче, не так много воды нужно. В запасе 9 литров питьевой воды. Позвонила Вика, предупредила, чтобы не приезжал, мол, придётся немытым ходить, её привезет Власта. Сказал ей, чтобы привезла 10 литров воды. Тогда сможем дотянуть до конца ремонта.

Каждое лето подобная история, после которой у нас долго стоят вёдра с водой. Потом я не выдерживаю, и выливаю. Недавно подумал, что надо бы набрать воды, но доверился безмятежности: сколько можно? Аварии не обязательны. В этом году будет всё хорошо. И тут же, последовал толчок в дерьмо. «Я решаю, а не ты!» 

Не могу долго ходить, начинают болеть ноги, колени. Хочется прожить хотя бы до 70-ти. Противно смотреть на беспомощных стариков, на лавках у подъезда. В чём смысл их жизни? Копчение неба. Жить ради самой жизни. В этом и есть смысл. Я не понимаю такой жизни.

Ника два месяца будет гостить в Ростове. Потом ей нужно будет искать работу, чтобы иметь возможность платить за учёбу.

Вчера, к своему удивлению, увидел Юру Коблова. Шёл в нашем квартале, по направлению к базарчику. В синей чистой рубашке, тёмные брюки. Весь погруженный в себя, никого не замечает, хотя шёл навстречу. Увидел впервые после его ухода. Возмужал. Уже не мальчик, каким казался. Неужели взялся за ум и бросил пить? Не сразу вспомнил, как его имя.

В нашем дворе начали вырезать в асфальте квадраты – будут делать ямочный ремонт.
 
— Почему бы не покрыть всю дорогу? — сказала Вика.
— Латки ставить дороже, — ответила Власта.

Не знаю, насколько это верно.

30 июля. 08 г. Уже два дня телевидение будоражит фирму «Мечик», монополиста сталелитейной промышленности, которая поставляет продукцию за границу в три раза дешевле, чем продаёт на внутреннем рынке, где повысила цены в два раза. И только сейчас начали об этом говорить. Спохватились. И так по всем отраслям. Сытый голодного не разумеет.

Вика поехала с Галей на её дачу. Давно уговаривала подругу посмотреть дачу, словно у той не такая же. Приедет поздно, в 22 часа. Позвонила, чтобы я поставил видеомагнитофон на запись её программ. Что значит – женщина, я не смог смотреть эту ерунду. Да и по телевизору показывают только сериалы про милицию. Власти вовремя спохватились, дали социальный заказ: представить милицию в выгодном свете.

Тарелка ума
Вкусная еда развивает мозг лучше, чем воспитание и образование
Необычное исследование провели ученые из американского Университета Эмори. Сам эксперимент начался в 70-е годы прошлого века, когда специалисты начали изучать качество питания детей в четырех гватемальских деревнях. Повторное исследование было проведено уже летом 2008 года — ученых интересовал уровень интеллекта повзрослевших гватемальцев. Оказалось, что коэффициент IQ напрямую связан с качеством питания, которое ребенок получал в первые годы жизни, и не коррелирует с полученным образованием. При этом само качество питания определялось наличием витаминов и белковых продуктов. Глюкоза, которая традиционно считается пищей для ума, на результат не повлияла.

Мышление — это энергоемкий процесс, и действительно, при этом расход глюкозы повышается, — поясняет «Огоньку» российский диетолог Маргарита Васильева. — Но усвоение глюкозы невозможно без белковых каналов, которые формируются у детей в раннем возрасте. К тому же в деятельности мозга участвуют аминокислоты, получаемые из белковой пищи.

ЮРИЙ ОСИПОВ
21-27 июля / ОГОНЁК № 30 / 2008

О каком интеллекте можно говорить нам, детям послевоенного времени?

1 авг. 08 г. В Сибири, в Новосибирске полное солнечное затмение, которое повторится лишь через 107 лет. Становится тихо, птицы замолкают и почему-то тревожно на душе. Это уже идёт из каменного века, когда человек не знал, что же дальше произойдёт, вернётся ли солнце?

12,5 тысяч рублей выделенных на лечение пошли насмарку, всё вернулось. Настроение хуже некуда. Вдобавок Вика проявляет свою силу характера, постоянно я в чём-то виноват. Только появляется дома, как переходит на крик, и это не так, и то. Следы зубной пасты оставляешь на стекле. Принёс её щетку и свою. У неё щётка на две трети забита пастой, а моя — чистенькая. Так, чья оставляет следы? Твоя! Доказать очевидное невозможно. Во всём виноват я.

— А кого же мне винить?

Вроде шутка, но осадок остаётся. Вдобавок, случилась новая напасть. Вчера ради экономии пошёл пешком в дежурную аптеку на Революционной улице. Идти 49 минут. Засекал в прошлый раз. Вроде бы, легко идти, но перед домом чувствуется усталость. На этот раз через полчаса быстрой ходьбы вдруг резкая боль в бедре, словно потянул мышцу. Надеялся, что к утру боль исчезнет, но нет.

На этот раз шёл на дачу неторопливо, берег натруженную мышцу. Не дай бог, если эта боль останется навсегда! Вика стонет от боли, а тут я со своей болью. У Вики первый день выхода на работу. Я поехал один. Солнце только показалось над горизонтом, когда вышел из автобуса, сохранив в целостности десятку, почему-то контролёров не было на своём месте. Нам же лучше.

 По холодку начал выкапывать корни малины. Давно пора, уже 20 лет малина всё на одном месте. Потом начал выкапывать яму под опавшие яблоки и прочий мусор. Состояние хуже некуда. Ночью знобило от воспаления. И сейчас сердце не даёт долго работать. После десяти бросков лопатой, столько же — отдых, если не больше. Но к приходу Вики яма почти была готова. И снова крик:

— Зачем такая большая?! Делать тебе нечего. Тебе бы на кладбище могилы копать. Там твоё место.

 Молчу. Ненавижу, когда супруги орут друг на друга. Что-либо изменить я не в силах, нужно терпеть. Сколько ещё осталось? В 12 часов засобирался домой. Устал. Вика:

— Я тоже с семи часов работаю.

Молчу, что я копал яму, да и самочувствие плохое. По моему виду не скажешь. Крепкий мужчина. Я не люблю жаловаться.

Вика осталась ночевать на даче, а я с полными сумками яблок-падалиц, сел на газельку. Почти все места заняты. Уже в городе вошла мать с десятилетним сыном. Места для него не осталось, и он присел на колени матери. Она тут же, поцеловала его в обнаженное плечо. Он не отреагировал, спокойно смотрел вперёд. А у меня лёгкое замешательство. Обычная материнская ласка, которой я никогда не видел, или что другое?

Женщина приятная, крупная, в теле, через большое декольте видна атласная, загорелая кожа без каких-либо изъянов. На лице уже видны морщинки, которые с годами станут всё заметнее, но на кожу приятно смотреть, не то, что у надцатилетних девиц, выставляющих наружу дряблый живот с белой рыхлой кожей, словно у старух. Ума не хватает посмотреть на себя критически и сообразить, какой наряд им подойдёт? Часто вижу почти сорокалетних, с выпирающим обнаженным животом, который вываливался через тонкий поясок.

К 14 часам пришёл домой. Аппетита нет. Лишь через два часа поел икру и три огурца. Старый хлеб от жары слипся – плохая мука. Выбросил. Посмотрел репортаж о затмении солнца.

На следующее утро снова поехал на дачу, на этот раз не с утра, выспался. Автобусы уже прошли, сел на газельку. Напротив лишь одна молодая женщина средней внешности. Скоро рядом со мной подсел габаритный мужчина. На одной из остановок в салон заторможено вошёл парень, движения неуверенны. Наркоман? Салон заполнялся.

 На остановке влетел симпатичный парень 18 лет, в пирсинге под нижней губой, кольцо в носу, словно у быка, аккуратная бородка, пластмассовые серьги, драные джинсы. Полный джентльменский набор. На рядом сидящих девушек не смотрит, уставился в свой телефон.

Полная противоположность предыдущему заторможенному парню, который вышел так же неуверенно. Уж лучше так своё тело прокалывать, чем наркотики употреблять. В молодости всем хочется выделиться. Напротив меня сидел ещё один представитель молодежи. Нормально одет, худощав, азиатская примесь в крови. Не понять, какая? Ближе к азербайджанской. У магазина «Арбуз» достал из кармана увесистую пачку согнутых пополам денег. Крайняя купюра была пятитысячной. Шофёру протянул пятисотку, тот недовольно поморщился, но ничего не сказал, долго рассчитывался. В прошлом году висело объявление, что не принимают пятисоток, мол, много подделок. Сейчас, видимо, это уже не деньги, чтобы их подделывать.

Выходя из газельки, я сделал водителю азербайджанцу замечание:

- Нельзя в салоне держать запаску. Это нарушение.
— Другие газовый баллон держат.
— Это совершенно иное дело. Если я пожалуюсь, вас накажут.
— Жалуйся куда хочешь! — запальчиво выкрикнул старик.

Никуда я не стану жаловаться, не знаю номер телефона. Но почему их никто не проверяет? Запаска сильно мешает сидящим. Но никто больше не возмутился, спокойно сидели, хотя там некуда было поставить ноги, всюду упоры. Наш народ очень терпелив.

На обратном пути мы сели во вместительный «Богдан», который пришёл на замену газельке. Приятно ехать в полупустом и вместительном салоне. Это уже прогресс. Соседка Таня дала Вике груш-падалиц. Я с удовольствием съел несколько, чтобы не нести лишний груз. Дома Вика сварила картофельный соус с мясом, стручковой фасолью.

Днём читаю Вебера. Говорю Вике:

— Знаешь, что раньше дельфины жили на суше?
— Прочитал в книге, — пренебрежительно говорит она.
— Конечно, иначе как бы я узнал?

Непонятно её пренебрежение, словно я совершил что-то предосудительное. Скорей всего, это идёт от сдерживаемого неудовольствия мной. Она сама этого не понимает, неосознанно вырывается в произносимые слова. Поступков пока нет. Разве что – крик.

4 августа 2008 г. В эту ночь на 90-м году скончался Солженицын. Похороны на государственном уровне. Первые лица пришли выразить соболезнование близким. Очереди к гробу нет, но людей много. Похоронят в Донском монастыре.

Я сразу же вспомнил года, когда его всячески клеймили. Знали бы гонители, как всё обернётся? Впрочем, они защищали своё благополучие, изгоняли из своего стада паршивую овцу, не замечая, что большая часть стада уже давно запаршивела, и когда ей дали волю, с радостью стали бандитами, превращаясь в уважаемых олигархов, рэкетиров, киллеров, растлителей.

Хорошо, что он вернулся. Для него хорошо. Для его памяти, близких. Писатель он средний. Его «Колесо» мало кто будет читать. «Архипелаг ГУЛаг» останется как грозное напоминание, что может снова у нас повториться. В любом случае — это великий человек. Мало кто сделал больше для сталкивания СССР в пропасть, куда она медленно скатывалась, он же дал сильный пинок под зад. Он не виноват, что к власти пришли сволочи. Хотя мог и догадываться. Об этом уже не раз говорилось, что плодами революции пользуются негодяи. Это повторилось и в 91-м.

В этом году проводится опрос населения, кто, по их мнению, достоин быть первым лицом в России? На прошлой неделе лидировал Сталин, потом Николай II. Я же, считаю, что это — Пирогов. Нет достойнее личности. Но про него у нас мало кто знает.

Я спал спокойнее. Три предыдущие ночи температурило, простыня и подушка были мокрыми от стекающего по телу пота. Пять таблеток анальгина не помогли. Снова мысли о суициде, о новом визите к врачу. И снова тот же результат? Днём купил слабый антибиотик Нолицин. Вика начала упрекать, мол, сколько можно пить антибиотики?!

— Что же мне делать? С девятого этажа бросаться?

Замолчала. Начала разделывать мясо: Как тебе приготовить? Просто обжарить?

— Я мясо не буду.

Снова в крик:

— Нужно всё есть! Другие с твоей болезнью всё едят.
— Мне нельзя.
— Мне же, неудобно. Ты ничего не ешь.

Я понимаю её. Но я никогда не упрекал её этим. Она любит мясо. Я к нему равнодушен, поэтому легко переношу ограничения.

Прочитал потрясающую заметку: в каком-то, то ли 18 веке Римский папа, вчитавшись в библию, вдруг сообразил то, что до него никто не замечал. Ясно же написано: Состоится Страшный суд, после которого Бог и решит, куда человеку отправится, в ад или рай. Значит, до суда ад и рай пустует! А наши живописцы уже намалевали ад с мучающимися грешниками, придав им черты лица своих современников. И в народе все считают, что уж, коли ты умер, то на какой-то день тебя обязательно отправят куда-либо, то ли в чистилище, то ли в рай, которым и завлекают. Об этом же пишут книги, снимают фильмы. Это говорит о том, что все невнимательно читают библию.

На велосипеде едет мальчик лет десяти и разговаривает по телефону. Вот она мечта моего детства. Вернее, мы и мечтать о таком не могли. А у них есть всё. Сладкая жизнь, много игрушек. Обидно будет, если начнутся катастрофы, вроде войны, и тогда с тоской будут вспоминать сытую жизнь, которую не ценили.

Вчера за 420 рублей купил объёмистую сумку, вместо красной, которую часто приходилось зашивать, раскрывалась змейка, а позавчера Вика доломала её. Сумку эксплуатировали лет 15. В ней было удобно носить урожай. Новая — в полтора раза объёмнее, но меньше не было. Нужно искать. Табуреток тоже нет. В седьмом квартале встретил старика с новыми швабрами. Спросил его, может ли сделать табуретку?

— Нет, там долбёжки много.
— Даже за деньги?
— Мне хватает.

Много ходил, и быстро. Боль в ноге почти не ощущается. От души отлегло. Мне хватает напастей.

5 авг. 08 г. Вика попросила записать её на приём к невропатологу. Пришлось, встать пораньше. Небо чистое, +19. За 20 минут дошёл. Народу немного — большинство сидит на бетонном ограждении наклонного газона. Последний – старик в куртке, не сразу откликнулся, заторможенный. Три раза крикнул, прежде чем он откликнулся, потом показал, за кем он занял — старушка с посохом. Через минуту подошла женщина, спрашивает последнего.

— Вам, в какое окно? — спросил я.
— Первое, второе, третье, — как бы с усмешкой ответила она.

Я повторил вопрос, она снова ответила, что ей в три окна.

— Я думал, вы шутите.

Скоро она показала на меня следующему очереднику, и я тоже сел на ограждение, подложив книгу. Старик в куртке стоял неподалёку. Когда подошёл очередной спрашивающий, я показал на стоящих в отдалении людей, а старик показал рукой на меня.

— Вы зачем сбиваете человека с толку? — спросил я старика.
— Ты что, не выспался? — возмутился он моему вопросу.
— За мной уже давно заняли.
— Я не видел. Что за люди пошли? Не выспался.
— Вы правы, — поддакнул я, понимая, что старик недалёк от маразма.

После этого он отошёл в другой конец площадки, чтобы не видеть меня. Время тянулось. Хорошо, я догадался надеть куртку – прохладно, но многие в рубашках, платьях. Показалось солнце на плоской крыше клиники, построенной в первые года строительства города. Дверь открыли за восемь минут, и все пошли устанавливаться в очередь. Передо мной набралось много человек, около десяти.

Уже в третий раз за этот год я шёл утром к музыкальному училищу. Оба раза Вика шла мне навстречу, но сейчас её не видно. Во дворе перекопано – ремонт теплотрассы. Направился к входной двери, как услышал голос Вики. Недоумённо стал оглядываться, не понимая, как это я проглядел, не заметил. Но она с Галей мыла большие стеклянные окна снаружи.

— Идет, задрав голову, ничего не видит!

Это уже неудовольствие мною, что не сразу заметил их, а я только подошёл и заметил другую уборщицу, намывающую окна, её-то и хотел спросить, где искать жену. Я сказал, что взял талон, но карточки у них нет.

— Ну вот! Зачем мне тогда талон? Гаврилова во вторую смену! — снова возмутилась Вика.
— Но талон тебе на 14-15.
— Пойду пораньше.
— Видишь, какой Слава молодец! — заступилась Галя.

При подруге Вика не стала развивать своё неудовольствие. Я спросил Галю об Алексее, передал ему привет, и ушёл домой. У лифта столкнулся с соседкой Ириной, похожей на пацанку, шестиклассницу, которая вела мальчика. Она глянула мне в лицо и тихо поздоровалась. Скромница. Помнит, как матом ругала мою жену. Я не успел ответить, зашёл в лифт. Каким разбойником вырастет её сын, если мать пьёт? Исключений в жизни очень мало. Два дня назад они в очередной раз залили своих соседей.

Пошёл в библиотеку. На углу 16-этажки увидел девушку лет 18 в белых трусах с кружевной отделкой, брюки приспущены, лежат на земле, рядом с ней парень. Они чем-то озабочены, оглядываются, что-то ищут. Рядом ступеньки, спуск в подвал. Приспичило в туалет? Но почему у всех на виду? Свободные нравы у нынешней молодежи. Ничто и никто им не указ.

Из библиотеки пошёл в магазин, и выбрал сумку поменьше объёмом. Заплатил ещё 270 рублей. Сумка плохого качества, но, думаю, хватит года на два, а там и дачу продадим.

Попытался отсканировать лист из нового журнала «Молодая гвардия», но что-то случилось с моим компьютером, требует установления драйвера, но тот почему-то не устанавливается. Это всё из-за моего варварского обхождения со сканером, пытался заставить его работать через силу: постукивал по нему. И вот, достучался. Пока оставлю всё как есть, сканер пока не нужен. Когда понадобится, буду думать.
К ночи пошёл дождь. Быстро дошёл из Москвы. Там был ливень, за день полумесячный осадок. Вика поехала на дачу. Власта заберет.

Сел за роман. Вдруг решил проверить сканер. Заработал! Непонятно, что ему не хватало? Видимо, драйвер вчера установился, поэтому повторные попытки у меня и не получались. Но почему сканер не желал работать? Поберегу его для документов, не стану доканывать.

Наконец-то, заасфальтировали латки в нашем дворе. 27 лет продержались дороги возле дома, вся изрытая ямами.

продолжение следует: http://www.proza.ru/2012/09/18/638