Уралфавит. Мифология и бренды Урала

Андрей Козлов Кослоп
                77 ЧУДЕС УРАЛА.
                Опыт сегментации уральской мифологи.
                (сетевой вариант)

МОЖНО ЗАГЛЯНУТЬ ПРЕДВАРИТЕЛЬНО СЮДА:
http://www.landural.ru/images-urals.html

Моему отцу, уральскому историку-краеведу
  Анатолию Григорьевичу Козлову посвящается

«Урал – пуп земли. Это давно всем известно!»
                Народная молва

«7» - священное, чудесное число. Так уж повелось: семеро одно не ждут, семь раз отрежь, великолепная семёрка. Но «7» - мало, к тому же в числе «77» семерки две, то есть, ещё «священней», ещё «великолепней». Естественно если мы на Урале живем (не важно – с детства ли, приехав ли сюда) мы идентифицируем себя с этим место. «Вы что с Урала?» - сакраментальная почти фраза. Мы отвечаем: «Да». Но это, конечно, не просто ответ на  вопрос анкеты. Да и Урал не просто мест где-то тут или там. Это имя и это имя И к этом имени привязаны другие имена. И это не просто населенные пункты в уральских регионах. Имя не состоит из атомов, как вещество, земля, металл, вода. Плоскость, которую на карте занимает Урал, состоит из бессчетного количества точек, но поименованы лишь некоторые самые  важные. И , конечно же, не только из точек на карте состоит Урал. Тут и люди, и народы, и события, и мифы-легенды, и идеи, творения, слова… «Урал – опорный край державы» - сказал поэт. Теперь без этой стихотворной строчки Урал и не мыслим. Для каждого Урал - некая своя «малахитовая шкатулка».  Мы постарались посмотреть на Урал, как на такую «малахитовую шкатулку», как на миф, но не старинное предание, не коллекцию фольклориста или фан
тазию эпического сказителя, а как на миф тотальный, полный,  реальный, открытый. И открыть эту «шкатулку» из 77 её самых-самых «чудесны» символов-брендов.   
ВИДЫ ЧУДЕС

Лингвистические:
1.Арийские корни 2. р. Кама  3. р. Урал 4. р. Чусовая  5. р. Исеть. 6. Буква «Y»
7. Котеренбург

Географические:
8.Пермский период  9. Европа-Азия  10. Малахит 11. Мамонт   12. Сибирский тракт
13. Кунгурская пещера  14. Шарташ, Мань-пупыг-Нёр etc

Этнографические:
15. родина финно-угорских народов 16. пельмени 17. Оренбургский  пуховый  платок
18. Уральские казаки  19. Пермский звериный стиль  20. Урал-батыр  21. Рябина

Древние:
22. Шигирский идол 23. Аркаим  24. Княжество Пелым  25. Строгановы   26. Ермак 27.Верхотурье  28. Ирбитская ярмарка

17- 18 века:
29. Екатерина Первая  30. Демидовы  31. Татищев и де Геннин  32. Ползунов
33. Гора Благодать  34. Пугачев и Салават Юлаев 35. Невьянская башня

19-нач. 20 века:
36. велосипед Артамонова 37. паровоз Черепановых 38. родина композитора  П. Чайковский 39. родина «короля» Дягилева 40. радио Попова  41. родина Аксакова 42. Мамин-Сибиряк

Советского периода:
43. Гибель семьи Романовых 44. Павлик Морозов Каравелла 45. Уралмаш
46. Танк Т-34 47. разведчик Ник.  Кузнецов 48. Курчатов 49. Калашников

Постсоветские:
50. Ельцин 51. Илья Кормильцев 52. Карабаш 53.  Букашкин, Шабуров и др. 54. Коляда-театр 55. «Первые на луне» 56. Балабанов

Знаковые места из литературы:
57. А. Чехов 58. А. Блок 59. В.Маяковский 60. А.Твардовский
61. Варшавский 62. А.Еременко
63. Б. Рыжий

Из искусства:
64. Пермская дерев. скульптура 65. Невьянская икона 66. Каслинское литьё
67. изделия из самоцветов 68. Эрнст Неизвестный 69. Свердловский рок ДДТ 70. Конструктивизм и бургстайл

Футуристические:
71. Франсуа Дюпон 72. 60 –ый градус
73. М-ский треугольник 74. Клава 75.  уральские шахматы Nurkirdyk
76. Уральский гороскоп 77. первые «77» лет Екатеринбурга


1. АРИЙСКИЕ КОРНИ. Название Урал  восходит к праиндоевропейскому ОР (гора). От этого древнего «ОР» произошли и русская «гора» и греческая «ор» (гора). В русском языке сохранились происходящие от этого же корня слова «орел», «орати» (поднимать, взрыхлять землю), «орало», с семантикой подъёма, высоты. Тюркские народы (казахи, башкиры, татары)  называют горы «тау», а манси-вогулы  «нёр», так что индоевропейская этимологизация оронима УРАЛ довольно прочная версия. Восточные этносы придя на УРАЛ, спутали «О» с «У», потому что оба гласных произносятся при помощи огубления. Русские долгое время называли Урал Камнем, но в конце концов пришли к консенсусу и стали называть горный хребет Уралом, не подозревая, впрочем, что это искаженное русское слово «гора», изменившееся из-за чередования гласных АР-ЯР-ОР-ХОР-ГОР-УР.

2. РЕК КАМА.Кама названа Камой из Камня, древнего названия Урала. Хотя Каму считают притоком Волги-матушки, она не приток, а сама матушка, в которую впадает Верхняя Волга. Так что основная сакральная водная магистраль европейской Руси-России бежит не с Валдая, а Урала.

3. РЕКА УРАЛ Урал до конца 18 века называлась Яиком. Практически это беспрецедентный случай переименования столь крупного гидронима. Сделала это Екатерина Вторая, чтобы тем самым наказать яицкий казаков и реку, по берегам которой они обитали,  за участие в пугачевском восстании. В 19 веке уральские казаки прославились в войне с Наполеоном, вернувшись с которой они переименовали пару своих станиц в Берлин и Париж. В 20 веке в водах реки Урал утонул легендарный комдив Чапаев.

4. РЕКА ЧУСОВАЯ почти 200 лет была самым активным путем, по которому проходили караваны с уральским металлом на  запад в Москву, Санкт-Петербург, создавая вокруг себя «горнозаводскую» цивилизацию. Во «времена Чусовой» Урал стал центром мировой металлургии.   Кульминацией «сакрализации» Чусовой стали произведения пермского писателя Алексея Иванова «Золото бунта» и др.

5. ИСЕТЬ – река, на которой стоит столица Урала город Екатеринбург. В конце 18 века параллельно с Исетью прошел знаменитый Сибирский тракт. Происхождение название «Исеть» туманно. Соседство  Исети с реками  Бисерть, и Сысерть позволяет предположить, что гидроним Исеть  – упрощенное Исерть,  где «серть»,  общий формант для всех трех названий, по-видимому означает «река». Похожий формант со значением река лингвисты обнаруживают в названиях индийской реки Сарайю, на берегах которой  располагалось царство царевича Рамы, или в названии реки Сыр-Дарья. В современном русском  языке сохранился корень «сырой», то есть, мокрый водянистый.  «Исеть», стало быть – «река И». «И» в тюркской топонимике имеет значение  «белый». Название «белый» весьма характерно для северные водоемов:  река Белая, Белоозеро, Балтийское море, Белое море, Эльба-Лаба.
Во второй половине 20 века в одном из самых в архитектурном отношении зданий Екатеринбурга расположилась гостиница «Исеть», являющаяся памятником «свердловского конструктивизма».

6. БУКВА «Y»(игрек) является наиболее  подходящей для букво-бренда. Почти всякий брендовый объект однажды сокращается до буквы, становясь одним из «33 богатырей» делая её своим синонимом. «Y» (игрек) походи на Букву «У», аббревиатуру слова УРАЛ. Игрек напоминает ликующего человека, кричащего «Ура!!!». Кроме того, буква  «Y» стала в 21 веке предметом спора относительно правильного написания названия Екатеринбург латинскими буквами. Некоторые настаивали на написании Ekaterinburg, но написание Yekaterinburg нашло большую поддержку, тем боле, что именно она ещё раз привлекла 2ситмволические инвестиции» к городу на Исети.

7. В звучании названия [eк(а/о)теринбург] явно слышится  «КОТ» (см. также нашу статью в «Уральском следопыте» 07.2010) . Согласно по годовому восточному гороскопу 1723 год (год основания Екатеринбурга) является годом Кота. А согласно разработанному на Урале  «математическому гороскопу»  1723 год попадает не только на год кота, но также на 12-летие Кота (1721-1732) и 144-летие Кота (1697-1840). Вместе с тем строительство «квартир» для солдат-строителей Екатеринбургского завода-крепости, «пивной поварни» и «харчевальной избы» началось 5 или 10 марта 1723 г. (новый стиль), то есть, и месяц, когда начала жить будущая столица Урала, тоже является месяцем Кота (в 1723 г. фактически начал «жить» и другой знаковый уральский город – Пермь, который сумел присвоить себе и название  древней средне-уральской цивилизации Перми-Биармии).

8. ПЕРМСКИЙ ПЕРИОД – это не эпоха успехов футбольной команды Амкар,  в один из периодов геологического развития земли, начавшаяся 285 млн. лет и длившаяся 55 млн. лет (тогда как , например, Юрский период начался 195 млн лет назад). В пермский период (он же «пермская система» или попросту «пермь»)  характерными растениями были гигантские папоротники, характерными животными – земноводные, пресмыкающиеся, насекомые, в морях обитали кораллы, брюхоногие и головоногие моллюски, морские лилии и хрящевые акулообразные рыбы. Характерные полезные ископаемы Пермского периода – угли, нефть, газ, каменные и калийные соли, медистые песчаники, фосфориты.

9. «ГРАНИЦА ЕВРОПЫ И АЗИИ» - пролив между двумя частями Бизанта-Константинополя-Истамбула. Согласно представлениям античных и средневековых греков существовало две разных части света (два материка): Европа и Азия. Когда в результате путешествий Афанасия Никитина, Колумба, Магеллана выяснилось, что отдельных Европы и Азии не существует, а сами понятия тем не менее получили самое широкое применение, оставалось смириться с существованием этих с точки зрения географии эфемерных терминов и прочертить границу между континентами по суше. Это было не просто, но взял на себя смелость и достиг в том успеха русский географ, историк, энциклопедист и основатель Екатеринбурга, Перми и ряда других населенных пунктов России Василий Татищев. В наши дни можно, мчась на Ладе-Калине по трассе из Первоуральска в Екатеринбург, совершенно незаметно совершить переезд,  конгениальный переезду через пересечению Красного, Средиземного Морей, или Атлантического, Тихого и прочих океанов.
10. Малахит – полудрагоценный поделочный камень. Из него сделана «Малахитовая шкатулка» Бажова, которая в советскую эпоху стала воистину «святым Граалем» Урала. В наше время малахитовых слоников и черепашек по 1000 рублей за штуку выполняют из африканского малахита, так уральский малахит весь израсходовался для отделки апартаментов Петербургских императоров и Московского метрополитена. Африканский малахит такой же точно, что и уральский, только дешевле, так как африканцы Бажова не читали и почитают малахит за меднорудный шлак.

11. Слово «МАМОНТ» происходит из того же языка, что и из которого происходит название «уральского окружного чуда» Мань-Пупыг-Нёр. На языке манси «мамонт» означает «земляной рог». Дикие народа Урала считали, что мамонты живут в пещерах вроде Кунгурской, а цивилизованные ученые Европы полагали, что мамонты – суть слоны, забредшие на Урал либо с войсками Александра Македонского, либо с обозами потерянных колен Израиля. Ошибочность обоих точек зрения развеял первый «мамонтовед» Василий Никитович Татищев,  доказавший что в Кунгрурской пещере никогда никаких мамонтов не жило.  «Мамонт» - слово уральское, но обитал он по всему северу Евразии и даже переходил по перешейку, соединявшему Чукотку и Аляску, в Северную Америку. Благодаря мамонту, его мясу, шерсти, бивням и так далее, юный вид гомо сапиенс выстоял в конкуренции со своим  конкурентом неандертальцем и окончательно стал самим собой.  Для охоты на мамонта могли объединиться только особи с коллективистскими  наклонностями, а выжить в эпоху всеобщего оледенения без мяса, шкуры, костей и бивней мамонта, которые использовались как стройматериал, было нереально. Так что Уральский мамонт – воистину «мама» человечества». Мамонт - ещё более тотальный и грозный символ, нежели Медведь, к тому же, в наше время мамонт – имагинативен, т.е, он  – идея-дух, что делает образ мамонта особенно трансцендентным.

12. В доуральскую эпоху русские и древнерусские люди создавали свои государства цивилизации, сообщаясь между собой главным образом по рекам. После покорения Ермаком  Сибири (так в 16 веке назвали восточные территории УрФО), выяснилось, что речных артерий не достаточно, так как самые основные из них бегут вертикально, а пробираться на восток приходилось горизонтально. Так возник тракт. До Урала (Екатеринбурга) он назывался Московским, после Урала (Екатеринбурга) – Сибирским.  С этого времени транспортной артерией России стала не речной путь Кама-Волга, а сухопутный – Московско-Сибирский ТРАКТ. Зародившись как «путь из варяг в греки», русское государство стало «путем из Парижа в Пекин» или Евразией.

13. КУНГУРСКАЯ ПЕЩЕРА – самый первый  в России сознательно организованный  туристический  объект.

14. Первым чудом света  Уральского ФО по итогам интернет-голосования стало плато подветривания  МАНЬ-ПУПЫГ-НЁР. Но в ходе голосования в Поволжском ФО лидировала Кунурская пещера, а на в Уральском ФО с большим опережением лидировала Аркаим и памятник Клавиатуре, а Мань-Пупыг-Нёр, строго говоря, находится на территории Коми АССР, то есть,  Северо-Западного ФО, то мы имеем основания окончательные итоги пересмотреть. Самым популярным в Екатеринбурге объектом-чудом являются ШАРТАШСКИЕ КАМЕННЫЕ ПАЛАТКИ, которые использовались жителями первобытных стоянок 40 тыс. лет назад в качестве языческого храма. Слово «палатки» имеет  в своем орфографическом написании гиперкорректную ошибку: «палатки» происходят не от «палата-дворец», а от слова «полати» (полки), до сих пор сохранившееся в уральских говорах. С Шарташскими каменными палатками связано имя легендарного поэта Серафима Шарташского:
Вот тут-то я и стал поэтом,
Где край родной лежит в тиши,
Где кобеля перед рассветом
Шурша уходят в камыши.

15. Урал – родина ФИННО-УГОРСКИХ НАРОДОВ, к которым относятся финны, венгры, эстонцы, ханты, манси, коми-пермяки, коми-зыряне, удмурты, марийцы, мордва, карелы, лопари, вепсы. Восточные славяне в древности называли некоторые финно-угорские народы «черемисами» (то есть, коренцами).  У коренных народов России восточные славяне переняли многие предметы быта: кокошники, сарафаны, лапти, туеса, избы, бани. Русские гусли и  финская   кентеле – практически один и тот же музыкальный инструмент.  Многие названия русских городов и рек финно-угорского происхождения: Нева, Москва, Муром. Многие русские фамилии: Пермяков, Перминов, Зырянов, Вотяков, Боткин - указывают на финноугорское происхождение. Более того, финны и эстонцы называют русских «вене». Это «вене» сохранилось в русском этносе как название «вятка», «вятские», «вятичи», и подкрепляется упоминанием о «венедах» в античных источниках. Название восточных славян «вене» согласно фонетическим законами  железно соотносится с этнонимами «венгр», «югра».  Само слово «вене», скорее всего, восходит к слову «венец» (то есть, крона-корона), «венценосный», (то есть, царский, коронованный). Так что выражение о «Иванах, не помнящих родства» может пониматься и в том смысле,  что представление «Иванов» о себе как об «Иванах-славянах» однобоко и половинчато. Вене, венеды, венгры, угры, югра, вятичи, гунны, хунгария – вариации одного этнонима. (Некоторые лингвистические школы к семье уральских языков кроме финно-угорских относят и самодийские вроде ненецкого)

16. ПЕЛЬМЕНИ на языке коми-пермяков означает «соленые уши». Среди пословиц, собранных В. Далем,  есть  фразеологическое клише «пермяк – соленые уши», фиксирующая факт, что «пельмени» воспринимаются  как  бренд жителей Урала. Это-то и явилось причиной выбора команды  КВН УПИ своего названия «Уральские пельмени». УПИйские же КВНщики породили Светку с Жанкой из пермской «Пармы», «Уездный город» из Магнитогорска, «Лиц уральской национальности» из Челябинской «Луны». Не совсем уж маловажен и тот факт, что ведущий КВН-ских состязаний Александр Масляков-отец – урожденный свердловчанин.

17. ОРЕНБУРГСКИЙ ПУХОВЫЙ ПЛАТОК моЖно продернуть через обручальное или любое другое колечко. Но несмотря на такую компактность, он очень теплый, мягкий и красивый. В оренбургском платке используется пух верблюда, который является элементом герба Челябинска и Челябинской области.

18. УРАЛЬСКИЕ КАЗАКИ чуть было не сокрушили империю Екатерины Великий. Одолел возглавлявшего казаков Пугачева лишь генералиссимус Суворов. Когда уральские казаки пришли в составе российской армии, преследующей Наполеона, вошли в Париж, им понравилось забегать во французские кафешки. Особенно им нравилось говорить гарсонам «Быстро!» - именно так появились знаменитые «бистро». Уральские казаки называются не в честь Урала, а наоборот: Екатерина Великая наказывая казаков за бунт, переименовала реку Яик и соответственно яицких казаков в Урал и уральских казаков. Желая вытравить память о Пугачеве, Екатерина дала казакам абсолютно небрендовое по тем временам название Урала. Так топоним Урал начал повышать свой брендовый рейтинг.   

19. Археологическим находкам  западного Урала характерен так называемый «ПЕРМСКИЙ ЗВЕРИННЫЙ СТИЛЬ». Создавали этот стиль скифы. Не исключено что именно их древние греки называли гипербореями. Их страну античные авторы упоминали как Биармию

20. Согласно башкирскому преданию, когда башкиры пришли на Урал, они встретили тут УРАЛ-БАТЫРА, в честь которого они и назвали свою новую родину. По мнению большинства лингвистов, однако, происходило прямо совершенно обратное: Урал-Батыр   был назван в честь УРАЛА.

21. Уральская РЯБИНА конгениальна всероссийской берёзе. Особенно знаковой рябина стала после появления песни «Ой рябина кудрявая» (музыка Евгения Родыгина). Культовое уральское дерево имеет яркие (рябые) сладко-горьковатые ягоды, которые выделяются на фоне как зеленного леса, так и осеннего или зимнего однотонного ландшафтов. Ягоды рябины воспринимаются как уральский бренд-логотип и даже входят в гербы некоторых уральских городов. Но в культовой песне о рябине поётся не о красной рябине, а об её белом цветении, которое, видимо, является аналогом культового цветения сакуры в Японии. Современный писатель-гуру В. Мегре предпринял попытку символом восточных регионов УрФО и России сделать кедр, но очень грубо ошибся: ни на Урале, ни в Западной, ни в Восточной Сибири кедр не произрастает. Дерево с шишками со съедобными орешками, которой он и иже с ними называют «кедром», вовсе не кедр, а так называемая «сибирская сосна» или «кедровая сосна». Кедры же растут в Ливане, Палестине и тому подобных теплолюбивых странах.  Калька английского названия рябины – «горный ясень» - ещё больше прикрепляет рябину к Уралу.

22. Главный из ШИГИРСКИХ ИДОЛОВ является самой древней из сохранившихся деревянных скульптур на земле и одновременно самой длинной из таковых. Нашли идолов 5 февраля 1890 г. на втором Курьинском прииске Шигирского торфяника. Они сделаны из стволов лиственницы, и никакие они не «идолы», а скульптурные иконы, олицетворяющие  управляющие миром и судьбами живых существ принципы. Современные люди раздваивают свои представления на религиозно-фантастические представления о сверхъестественно-потустороннем и на философско-научные категории, описывающие законы и тенденции бытия. Древние уральцы, как и аборигены многих других территорий мыслили синкретично и такого разделения не делали. Шигирский идол был для них и теорией Эйнштейна, и сверхзадачей Станиславского, и  основным вопросом философии. На рубеже 20-21 веков шигирские сакральные скульптуры были извлечены из хранилища Свердловского Областного краеведческого музея и инсталлированы в здании музея на углу улиц Ленина и Сони Морозовой в Екатеринбурге, став таким образом супер-экспонатом уральских музеев.

23. АРКАИМ – самый яркий пример «непредсказуемого прошлого» России. Желая сохранить от затопления территории раскопок, челябинские археологи во главе с Геннадием Здановичем предприняли бурную алармистскую деятельность по спасению древнего городища. Термины арийское население, сравнение со Стоунхенджем, гипнотическая круглая форма поселения, снятая с самолета и вертолета, упоминания об Аркаиме, как объекте более древнем, чем Троя, возымели результат. Аркаим стал местом паломничества. Немалую частью паломников, впрочем, оказались не столько любители истории, сколько заинтригованные и мистически настроенные энтузиасты в духе нью-эйдж.

24.  Государственность на Урале появилась в следствие продвижения сюда русских. Для русской государственности были присущи княжества, наместничества, губернии. Первым же государственным образованием можно считать самостийное княжество ПЕЛЫМ, которое возникло для сопротивления русскому продвижению. Символически наследником-премником пелымского княжества можно считать современный ХМАО (Югра).

25. СТРОГОНОВЫ первые одновременно исторические и мифологические герои УРАЛА. Сначала они промышляли пушниной, потом каменной солью (Соликамск). Строгановы – самые знаменитые купцы, промышленники и богачи-капиталисты России. Один из Строгановых стал прототипом Дон-Жуана. Другой дал название известной отбивной «бефстроганов». Именно Строгановы по документам и преданиям послали Ермака покорять Сибирь.

26. ЕРМАК – последний из былинных русских богатырей. В рукописном сборнике былин Кирши Данилова, найденном на Демидовских заводах среди былин об Илье Муромце, Добрыне Никитиче, Садко и так далее есть былина и про Ермака Тимофеевича. Победа над Кучумом была знаковой, как окончательное устранение ордынской династии, некогда управляющей Русью. Вместе с тем Ермак стал первым из первопроходцев,  расширивших Россию до Тихого океана, окончательно превратив таким образом захолустное московское княжество в Евразийскую империю.

27. ВЕРХОТУРЬЕ возникло после прокладки «Бабиновской дороги». На место вогульского поселения Нёр-омкара в Верховьях реки Турьи был перемещен Лозьвинский гарнизон и построен кремль. Верхотурье таким образом стал первой столицей Урала, её транспортно- логистическим центром. Верхотурский монастырь  в силу своей удаленности от центральной России получил славу, подобную славе Соловецкого монастыря. Верхотурье был первым городом, построенном на уральском «волоке», по которому из сибирских рек караваны передвигались с сибирских рек в европейские. Вскоре «русский путь», проходивший через Верхотурье, стал проходить южнее, сначала до Чусовой, Ирбита, потом и до Екатеринбурга, с проходящим через него Московско-Сибирским трактом.

28. Ирбитские обыватели, а за ними и туристические гиды рассказывают, что Ирбит был назван в честь некого Ира, который там был кем-то бит. Но действительно слава города связана с тем, что в период, когда речной транспорт за неимением дорог оставался основным средством передвижения, он стал местом так называемой ИРБИТСКОЙ ЯРМАРКИ, куда привозили товары, передвигающиеся с востока на запада, и с запада на восток. Ирбит стал узловым местом, где совершался бартер между западом и востоком.

29. Екатеринбург, «столица Урала», назван в честь супруги Петра Первого Екатерины (родилась ЕКАТЕРИНА ПЕРВАЯ  5 марта (15 апреля?) 1684 года в предположительно в Литве. Изначально будущую императрицу звали Мартой, воспитывалась она в доме тети Марии-Анны Веселовской, а в юности жила в семье мариенбургского (сейчас город Алуксне в юго-западной Латвии) суперинтенданта Глюка.  Хотя императрица Екатерина  есть первый и главный исторический бренд-символ города, отношение к основательнице Екатеринбурга очень сдержанное. Отчасти это происходило от возникшей параллели с Екатериной Второй, которая именовалась «великой», что означало, что Екатерина Первая – «невеликая». Если политическая слава Екатерины Великой принижала Екатерину Первую, то слава скандальных любовных интриг Екатерины Второй, напротив, с легкостью проектировалась и на Первую. Усугубляло ухудшение имиджа Екатерины Первой и традиционная антипетровская зависть боярской знати к царице-плебейке. В наше время исследователи стали обращать внимание на экстраординарную жизненную карьеру Екатерины Алексеевны (Марты Сковронской), делающую её воплощением сказочной Золушки, безродной сиротки-приживалки, практически служанки, ставшей «в одночасье» принцессой.
Другая причина, «спокойного» отношения Екатеринбурга к Екатерине Первой может быть связано с тем, что семиотическая точка зрения может полагать, что Екатеринбург назван не в честь Екатерины Первой, а лишь как рифма к Петербургу.
В советское же время главный бренда города стал ещё более пассивным – город был переименован в Свердловск, но не в честь сверл, которыми что-то да сверлили на многочисленных  свердловских заводах, а в честь первого председателя Советского ВЦИК (председатель-спикер парламента) Я.М. Свердлова, который был в начале советской истории вторым лицом в государстве.
В постсоветское время историческое название вернулось, но прежде чем обнаружить в образе Екатерины архетип Золушки, её пытались представлять как Египетскую Святую, то есть, полпредом горнего мира. Холодное отношение к прибалтийской карьеристке, видимо, стало экстраполироваться и на коптскую христианку, так что постсоветского екатеринбуржца больше заинтересовала аллюзия Екатерин-бурга к известными бургами Европы, Африки и Северной Америки:  Edinburg, Hamburg, Johannesburg, Luxemburg, Pitsburg, Saint-Peterburg, Salzburg, Strasbourg.

30. Уральские заводчики ДЕМИДОВЫ сделали Россию крупнейшей металлургической державой. Демидовский металл имел клеймо в виде выгнутой линии с двумя парами черточек с одной и другой стороны, означающей соболя. Они, как и Строгоновы, были очень богатыми, влиятельными, единственными в своем роде, большими хитрованами, так что даже пытались чеканить свою монету, и старообрядцами.  Их именем названа  региональная премия.   

31. Виллим ДЕ ГЕНИН и Василий ТАТИЩЕВ считаются отцами-основателями Екатеринбурга. После перестройки им воздвигли памятник по модели одесского Дюка. Памятник тут же прозвали Бивис и Батхед. Местные скульпторы подвергли памятник критике за нереалистичность ликов сооснователей. Основателей оказалось двое, потому что хотя затеял строительства Екатеринбургского заводы Татищев, но накануне  начала строительства Татищев из-за навета Демидова был отстранен от руководства горными казенными заводами и начальником стройки стад генерал Вилим де Геннин. Де Геннин, хотя и отнесся к Татищеву с подозрением, так как в дворцовых кругах тот считался «калмыцкой рожей», которую не очень любил Петр Алексеевич, но состава преступления не нашел, так что в строительстве действительно участвовали оба. Благодарные потомки не пожелали отдать пальму основателя  де Генину, а пришли к консенсусу разделить её на двоих, не только отдавая должное усилиям Татищева, но также и потому, что в пантеоне русского мира Василий Татищев значится как выдающийся горнозаводский деятель, первый русский историк, географ, лингвист, энциклопедист. Татищев был первым мамонтоведом, а также предложил реформу русской азбуки, предлагала 44 буквы сократить до 29, что отличается лишь на одну букву от мнения современной фонологии по поводу необходимого количества букв для фонологической системы русского языка.

32. Изобретатель ПОЛЗУНОВ изобрел паровой двигатель. Согласно архивным данным он сделал это раньше соответствующего изобретателя парового двигателя в Англии.

33. Гора БЛАГОДАТЬ давно уже является анти-горой, так как представляет собой не гору и не холм, а карьер, который образовался на месте железорудного месторождения. Сам этот факт говорит, что месторождение было чрезвычайно богатым и несложным для разработки.

34. Емельян Пугачев, представившись императором Петром Третьим, в дейсвительности убитым по согласию его жены Екатерины, получивший впоследствии титул «Великой», возглавил широкомасштабное народное восстание русского и нерусского населения Урала и Поволжья. Тюркоязычные подразделения восставших возглавил башкир Салават Юлаев. Судьба друзей-бунтовщиков в пост-советское разошлась. Пугачев как смутьян, экстремист, террорист, душегуб и предшественник Ленина отправился к историческим маргиналам, а САЛАВАТ ЮЛАЕВ поныне остается главным национальным героем российской уральской республики Башкортостан. Хоккейная команда его имени постоянно находится в числе лидером КХЛ.

35. НЕВЬЯНСКАЯ БАШНЯ является своего рода аналогом знаменитой Пизанской башни, хотя получилось это не специально, а нечаянно. Башня действительно «падает», но не падает уже больше 200 лет. По приданию в подвалах Невьянской башни Демидов незаконно чеканил монету, а потом утопил там занимавшихся этой чеканкой крепостных рабочих.

36. Существует некоторое историческое упоминание, что на Урале (скорее всего в Нижнем Тагиле) был изобретен первый велосипед. Изобретателем такого считается некто Артамонов, а муляж-макет первого велосипеда находится в краеведческом музее Нижнего Тагила. Отсутствие оригинала первого велосипеда, а также документированных сведений о ВЕЛОСИПЕДЕ АРТАМОНОВА, позволяет некоторым исследователям сомневаться в историчности первого велосипеда на Урале. Сторонники подлинности уральского велосипеда, указывают на свидетельство факта неких «музыкальных дрожек», который украшали праздничную церемонию в начале 19 века в Петербурге, созданные известным  уральским механиком  Кузнецовым, у которого согласно архивным  данным был работающий с ним племянник Артамон Елизарович. Художник сергейЛаушкин в наши дни предложил Артамонова считать Арт-Амоновым.

37. Создание ПАРОВОЗА ЧЕРЕПАНОВЫХ уральским крепостными инженерами является историческим фактом. Только Черепановы не братья, а отец и сын.

38. Самым знаменитым уральским композитором обычно считают Евгения Радыгина, но это не так. Самый знаменитый уральский композитор это Петр Ильич ЧАЙКОВСКИЙ, родившийся в Воткинске (Удмуртия), и некоторое время своего безоблачного детства проведший в Алапаевске на берегах реки Нейвы, ещё в детстве вместе с родителями переехал с Урала на берега реки Невы и там впоследствии создал бессмертный балет «Лебединое озеро» и так далее. Всю свою зрелую жизнь Чайковский прожил  на берегах Невы, так что даже уральцы порой не замечают тог факта, что детство будущий великий композитор провел на берегах Нейвы.   

39. Основатель «русских сезонов» в Париже, покровитель и менеджер проектов западноевропейского авангардного искусства в 20-веке, признанный «король» модернистского искусства Европы был Сергей Павлович ДЯГИЛЕВ, который, доподлинно известно провел свои детство и юность Перми. В Екатеринбурге именем Дягилева назван художественный лицей.

40. Радио изобрел не Маркони, и тем более, не Никола Тесла, а родившийся в Екатеринбурге Александр ПОПОВ.

41. Известный писатель - славянофил АКСАКОВ родился и провел безоблачное детство в своем башкирском имени.

42. Первым писателем-уральцем был  Дмитрий Наркисович МАМИН-СИБИРЯК. При Мамине-Сибиряке Урал называли ещё Сибирью, подобно тому как ныне Сибирью называют Алтай и Саяны. Дело Мамина-Сибиряка продолжил Павел Бажов,  благодаря эпическим сказам которого Урал окончательно стал осознаваться как особенный, специфический  Уральский край, а не фрагмент Сибири. По своему стилю проза Мамина сибиряка относится к натуральной школе, чему она обязана видимо множеству бытоописательных очерков, написанных писателем. В Екатеринбурге существует музей Мамина-Сибиряка, улица его имени, в уральской филологии существует дисциплина «маминосибиряковедение».   

43. Второй (а по мнению некоторых – и первой) после границы Европы Азии достопримечательностью уральской столицы является факт гибели императорской семьи РОМАНОВЫХ, фрейлин и врача Боткина в этом городе во время гражданской войны. В бытность Бориса Ельцина секретарем Свердловского обкома КПСС, дом где Романовы были расстреляны (Ипатьевский дом), был снесен, несмотря на его историко-архитектурную. С началом перестройки уральские правозащитники, монархисты и православные активисты стали требовать реабилитации казненных и осуждения палачей. Это привело к сооружению на месте Ипатьевского дома Храма на Крови и памятника расстрелянным Романовым и их окружению. В окрестностях Екатеринбурга в районе Ганиной Ямы были в результате раскопок обнаружены останки Романовых, достоверность которых в конце концов была подтверждена учеными. В наши дни в Екатеринбурге в день гибели Романовых проходят царские дни.

44.  Урал - родина первого героя-пионера Советского Союза ПАВЛИКА МОРОЗОВА.  Павлик со своим младшим братом был убит кулаками. По современным исследованиям Павлик Морозов формально пионером-то и не был, так пионерская организация в Герасимовке, деревне, где жил Павлик и его губители, появилась лишь после его гибели. Павлик, как и все советские дети, ходил в школу, умел писать-читать и помогал писать своей неграмотной маме жалобы на своего бывшего мужа-пьяницу, кутившего на взятки, получаемые от деревенских кулаков.  За это Павлика подвергавшиеся экспроприациям кулаки прозвали Павку «коммунистом» и зверски убили, когда он собирал ягоды в лесу вместе со своим братом.

45. УРАЛМАШ, он же УЗТМ, стал воистину брендом Урала и Екатеринбургв, так как в мистическом духе назывался  «заводом заводов». Богатырско-исполинская слава Уралмаша укреплялась выпускаемыми на Уралмаше так называемыми «шагающими экскаваторами», которые были неприменным членом ритуального списка уральских «чудес». Знаковым стал кино-герой увалень Саша с Уральмаша, дружок-однополчанин  веселого одессита. В постсоветское время пассионарность Уралмаша ушла а прошлое, то ли потому, что перестали выпускать гигантские землеройные машины, то ли потому, что завод после реструктурализации новыми собственниками перестал быть «заводом заводо», то ли потому, что го славный советский бренд скомпроментировало ОПС Уралмаш.

46. ТАНК Т-34 одержал победу над военной машиной германского фашизма. Танки эти производились в Челябинском Танкограде, на Нижетагилском Уралвагонзаводе и т.д. Урал поставил на фронты Великой отечественной войны не только танки и, но и танкистов, так называемый «Уральский добровольческий танковый корпус»(более точное название «Уральско-львовский добровольческий танковый корпус»). Танкисты в своем обмундировании имели черные кортики, напоминавшие своим цветом чугунное каслинское литьё, за что уральских танкистов немцы прозвали «черными ножами».

47. Главным советским разведчиком (если, конечно, не принимать в расчет литературно - кинематографического Штирлица) является НИКОЛАЙ КУЗНЕЦОВ. Немецкому языку Кузнецов научился у этнических немцев, проживающих в его родной Талице. Прославился он своими действиями в составе партизанского движения на Украине, где вел разведывательную деятельность под видом немецкого офицера Пауля Зиберта. Тема героя-разведчика в уральской мифологии неожиданно продолжилась в 60-ые годы, когда над родной областью Николая Кузнецова был сбит самолет-шпион с пилотом Пауэрсом. Уничтожение американского разведывательного самолета оказалась большой дипломатической победой советского руководства. Они уличили американцев в шпионаже, продемонстрировали возможности своего ракетного вооружения и обменяли летчика-шпиона на советского шпиона, бывшего как считается прототипом семеновского Штирлица.   

48. Создатель советской атомной бомбы КУРЧАТОВ жил и творил на территории Челябинской области. В Челябинске ему установлен памятник, а в таблице Менделеева назван один из её химических элементов – Курчатовий.

49. Изобретатель автомата АКМ, друг венесуэльского президента Уго Чавеса, изобретатель Калашников до сих пор живет в уральском Ижевске. КАЛАШНИКОВ стал главным брендом Ижевска, хотя таковым должен являться удмуртский этнос, являющийся титульным этносом Республики Удмуртия, чьей столицей является Ижевск.

50. Борис ЕЛЬЦИН - первый президент демократической России (Горбачев был первым президентом демократического Советского Союза). Кстати, именователь уральской столицы Свердлов тоже был первым президентом (председателем ВЦИК) Советской России. Ельцин, разрушитель Советской России, появляется оттуда же, где символически была уничтожена досоветская царская Россия (расстрел Романовых). Слава Ельцина началась с ноябрьского пленума Политбюро, где Ельцину сказали: «Борис, ты не прав». Снятие Ельцина в одночасье дало ему необыкновенную харизму, которая подвигла его на реальную оппозицию Горбачеву, разрушение СССР во имя получения полноценного российского президентства. Сам Ельцин более всего, как можно предположить, ценил себя как покровителя уральского женского волейбола во главе с тренером «Уралочки» Карполем. На Урале проходит международный турнир по женскому волейболу имени Ельцина.

51. Илья КОРМИЛЬЦЕВ – может быть не только «первый» и самый выразительный, но и единственный представитель клана «рок-поэтов». Кормильцев писал тексты для «Нау», «Урфин Джюса», других свердловских рок-групп. В зените славы «Наутилуса Пампилиуса» Кормильцев стал главным редактором издательства «Ультра-культура», которое публиковало книги, посвященные альтернативной культуре.

52. КАРАБАШ, город на севере Челябинской области, воистину является музеем ноосферы  под открытым небом. Естественно, в том изначальном значении слова «ноосфера», которое формулировал геофизик Вернадский. Ноосфера у Вернадского - период в геологической истории планеты, когда антропогенный фактор становится существенным для геологических изменений. Подъезжая к Карабашу пассажир автобуса любуется бореальными уральским лесами, соснами, елями, тут-там разряжаемые белоствольными красавицами-березками, и вдруг за 2-3 минуты ландшафт меняется. Речушки с ядовито-оранжевыми берегами, черно-серые терриконы шлака надвигаются на худосочные деревца куцых рощиц. По одну стороны из котловины города выползают верхушки промышленных сооружений, змеящиеся по крышам и упирающиеся в облака трубы, по другую стороны, грязно-рыжие, почти лишенные растительности горы, на одной из которых написано «Господи» Спаси». Вокруг гор, шлаковых терриконов, по краям дороги поля, лишенные биоты, прожженные до глинозема. Это «Марс», на котором вряд ли будут яблони цвести. На снимке из космоса Карабаш смотрится как черная дыра. Карабаш – край земли. То есть, место, где мы видим, что Земля – не бескрайняя, у неё есть границы, и отходы, выбрасываемые антропогенной Землей, умерщвляют природу и однажды эти мертвые реки и безжизненный горы кокса подползут к нашему порогу.

53. 4 марта 1987 года в Свердловске открылась так называемая «БЕЗВЫСТАВКОМНАЯ» выставка, которая открыла в истории Урала, а может и всей России, эру творческой свободы. В последствие сообщество художников, принявших участие в этой выставке создала объедение, названное по адресу первой выставкомной «Сурикова 31». В том же году возникла «безвыставкомная выставка на Сакко и Ванцетти 23,  которая стала действовать на постоянной основе, но вскоре переехала в помещение исторического памятника по пр. Ленина 11, которое называлось в 19 веке «Станция вольных почт», мотель для проезжающих в Сибирь и из Сибири. Лидером практически неформального сообщества «вольных художников» стал легендарных художник Витя Махотин, чьи произведения создавали славу неформальным безвыставкомным выставкам наряду с работами В. и  З. Гавриловых, Николая Федореева, Арбенева, Хохонова, Лаушкина, БУКАШКИНА.

54. «КОЛЯДА-ТЕАТРр»  создан актером и драматургом Николаем Колядой, для постановки своих пьес. Позже театр стал ставить пьесы и других драматургов Шекспира, Чехова, Гоголя, но всем постановкам театра свойственен оригинальный стиль, смешивающий традицию «Арте повере» с театральным капустником. «Коляда-театр» является лауреатом множества российских и зарубежных конкурсов, широко известен у нас и за рубежом. В Екатеринбурге проходит фестиваль «Коляда-театра», на который приглашаются коллективы, ставящие спектакли как по пьесам Николая Коляды, так  и другие, родственные стилю театра произведения.

55. Фильм «ПЕРВЫЕ НА ЛУНЕ, снятый режиссером Алексеем Федорченко на Свердловской киностудии, стал первым в России фильмом в редком жанре «мокьюментари», то есть художественный фильм, законспирированный под документальное кино или документальное по форме кино с полностью сфабрикованными и сыгранными фактами. Фильму, несмотря на его явную ироничность,  удалось «подурачить» публику на международных и российских фестивалях, получив признания и призы. (В сентябре 2010 г. фильм Федорченко «Овсянки» получил сразу три приза на Венецианском фестивале).

56. Свердловчанин кинорежиссер Алексей БАЛАБАНОВ снял немало культовых фильмов. Самый знаковые, конечно, «Брат-1» и «Брат-2», главный герой которых обаятельный бандит, отслуживший в армии наподобие Рембо в горячих точках, и очень любящих рок-музыку, особенно «Наутилус помпилиус» и «Настю» и даже нечаянно встретивший их на квартирной питерской «тусовке».  Почти во всех своих фильмах с одной стороны создаёт русские аналоги американских вестернов, с другой стороны, резко их парадирует, доводя традицию крутого, брутального боевика до абсурда.

57.  Писатель А.П.ЧЕХОВ (1860-1904), останавливавшийся  в Екатеринбурге, в «Американской гостинице» в 1890 году, записал:
«Здешние люди внушают проезжему нечто вроде ужаса. Скуластые, лобастые, с громадными кулачищами. Родятся на местных чугунолитейных заводах, и при рождении их присутствуют не акушеры, а механики. Входит в номер с графином и того и гляди убьёт. Я сторонюсь».
58. Александр Блок (1880-1921) в своих «Скифах» сердце пассионарной, непонятной уму России, поместил на Урале:
«Идите все, идите на Урал!
Мы очищаем место бою
Стальных машин, где дышит интеграл,
С монгольской дикою ордою».

59. В.В. МАЯКОВСКИЙ (1893-1930),  будучи в Свердловске в 1928 году, сочинил следующее:
 «У этого города нету традиций, бульвара, дворца, фонтана и неги. У нас на глазах городище родится из воли Урала, труда и энергии!».
Новый образ города поэт противопоставил старому образу:
«Под Екатеринбургом
                рыли
                каратики
вгрызались
                в мерзлые
породы
                и груды»

60. А А.ТВАРДОВСКИЙ в поэме «За далью даль» подписал  сакральный вердикт, своей поэтической волей ратифицировал узловую роль Урала: «Урал – опорный край державы». Это уже даже официально помещено на свердловском областном гербе.
Урал! Завет веков и вместе –
Предвестье будущих времен
И в наши души, точно песня,
Могучим басом входит он –
Урал!
Опорный край державы,
Ее добытчик и кузнец,
Ровесник древней нашей славы
И славы нынешней творец!

61. До сих пор самая любимая песня свердловчан-екатеринбуржцев. Но исполнять её перестали по радио и телевидению ещё в конце 70-ых, когда автор, Г. ВАРШАВСКИЙ, эмигрировал в Израиль. После перестройки песня опять оказалась «вне формата» - город переименовали.
Пускай над перекрестками не гаснут огоньки,
Нам улицы свердловские знакомы и близки.
…Если вы не бывал в Свердловске,
Приглашаем вас в гости и ждем,
Мы по улицам города вместе
Красотою любуясь пройдем.
Услышать песню можно разве что на дисках композитора Е. Родыгина, также безусловно брендового для Урала музыканта. (См. «Рябинушка»).

62. Существует даже мнение, что московско-алтайский поэт Саша ЕРЁМЕНКО обрел известность благодаря своему стихотворению «Стихи о «сухом законе», посвященные  свердловскому рок-клубу». Хотя это было и не совсем так (к моменту написания – окт. 1986 г. - «Ерёма» уже  стал «королем» московских поэтов), тем не менее стихотворение превратилось в его новый «хит»:
Я голосую за свободы клок,
за долгий путь из вымершего леса,
за этот стих, простой как без эфеса,
куда хочу направленный клинок.
За безусловный двигатель прогресса,
за мир и дружбу, за свердловский рок!

63. Рома ТЯГУНОВ и Борис РЫЖИЙ, оба жили в Свердловске, были друзьями и ушли из жизни с разницей в полгода совсем молодыми. Хотя Тягунов был постарше, обласканным известными поэтами старшего поколения из Москвы и Петербурга  оказался Рыжий, которого удостоили премий, перевели на языки. У Тягунова, напротив, первая книжица вышла лишь после смерти, хотя в родном городе его знали на много больше чем Рыжего. Практически его знали все, кто хоть сколько-то интересовался поэзией.
Одно из «самых» стихотворений Тягунова, хотя написано о «себе», одновременно и о Свердловске:
В библиотеке имени меня
Несовершенство прогибает доски.
Кариатиды города Свердловска
Свободным членом делают наброски
На злобу дня: по улицам Свердловска
Гомер ведёт Троянского Коня
В библиотеку имени меня.
Рыжего в Европе (например, Кейс Верхейл) назвали самым видным «европейским» поэтом, впрочем, тот и сам от этой позиции не отказывался:
Приобретут всеевропейский лоск
Слова трансазиатского поэта,
Я позабуду сказочный Свердловск,
И школьный двор в районе Вторчермета.

Но где бы  мне ни выпало остыть,
В Париже знойном, Лондоне промозглом,
Мой жалкий прах советую зарыть
На безымянном кладбище свердловском.
Урал для него стал синонимом, эталоном России эпохи СССР, которую он пронзительно отпел:
И мыслю я: в году восьмидесятом
Вы жили хорошо, ругались матом,
Есенина ценили и вино.
А, умерев, вы превратились в тени.
В моей душе ещё живет Есенин,
СССР, разруха, домино.

64. ПЕРМСКАЯ ДЕРЕВЯННАЯ СКУЛЬПТУРА – гордость музейной Перми. Она неожиданна, так являясь частью культуры местного православия, сохраняет совсем очевидно иную традицию – деревянную ритуальную скульптуру коми-перямяков и других финно-угорских народов края.

65. НЕВЬЯНСКАЯ ИКОНА, всплыла перед российским и мировым обществом внезапно и вместе с другими уральскими феноменами (Аркаимом, Шигирским идолом, М-ским-треугольником). В период, когда начиналась охота на «черные доски», невьянская икона доставалась в основном уральским коллекционерам. Один из её коллекционеров, Евгений Ройзман, открыл в Екатеринбурге музей Невьянской иконы. Своеобразие и уникальность Невьянской иконы связана с тем, что иконы исполнялись, как правило, для зажиточных старообрядцев, и иконописцы не очень строго придерживались канонов православной иконописи, создавая фактически принципиально новую свою традицию иконописи.

66. КАСЛИНСКОЕ ЛИТЬЁ – уникальная в искусстве традиция скульптуры из чугуна. Отливка «каслинских» статуэток напоминает отливку колоколов, витых решеток, печных дверец, утюгов. По стилю и содержанию «каслинское литье» повторяет, а нередко просто воспроизводит русскую и европейскую традицию реалистической скульптуры. В массе своей «каслинское литье» представляет собой небольшое изделие-сувенир, предназначенное для украшения комнаты. Наиболее популярные фигурки каслинского литья собраны в Каслинский Павильоне, который возник для представления Российской империи на Парижской  выставке. Сейчас  Каслинский Павильон является экспонатом  Екатеринбургского Музея Изобразительных Искусств. Самыми популярными каслинским скульптурками являются «Охотники на привале»,  «Дон-Кихот», часы с «Данилой-мастером».   

67. Кроме малахита на Урале находят во множестве иные драгоценные и поделочные камни, которые все вместе называют самоцветами, или «УРАЛЬСКИМИ САМОЦВЕТАМИ». Набор уральских самоцветов популярен как подарочный сувенир. Культовым предметом является так называемая «Уральская горка» - небольшая (сантиметров 20-30), внешность которой выложена из каменных пластинок самых разных горных пород и поделочных камней. В наше время самоцветную тему своеобразно применили художники Борис и Наталья Хохоновы, назвав это «Петроарт». Они наклеивают отшлифованную пластинку агата, яшмы и так далее на холст и затем заполняют картину акриловыми красками в соответствии с фракталами и разводами, имеющимися на камне.

68. Самый известный в мире скульптор, заполонивший «своими уродцами» весь мир, Эрнст НЕИЗВЕСТНЫЙ родился в Свердловске. Родина знаменитого скульптора обзавелась лишь макетом проекта памятника жертвам репрессий. Нельзя сказать,  чтобы и авангардная традиция Неизвестного получила в Свердловско-Екатеринбургской скульптуре много последователей. Скульптур Неизвестного на улицах самого Екатеринбурга. Но нечто по-неизвестновски нетривиальное в уральской и екатеринбургской скульптуре появляется:  памятник Клавиатуре, памятник Человеку-Невидимке, памятник битлам, «Памятник горожанам», который на самом деле является  памятником  художникам Метелеву, Брусиловскому и Воловичу (последние два из трех ко всему прочему живут и здравствуют). В Перми есть памятник «соленым ушам», в Ижевске – пельменю.

69. В 1986 году в Свердловске возник и провел свой первый фестиваль СВЕРДЛОВСКИЙ РОК-КЛУБ. Это был второй (а может, быть и последний)  после Ленинградского рок-клуб в СССР. Свердловский рок славился Урфин Джюсом, Пантыкиным, Наутилосом Пампилиусом, Кормильцевым, Треком, Кабинетом, Чайфом, Настей, Агатой Кристи  и многими другими. К мифу свердловского рока нужно добавить и барда Адлександра Новикова, который попал в тюрьму отчасти за свои неформальные песенки, а отчасти за изготовление аппаратуры для советских рок-коллективов. Кроме свердловского рока из Уфы произошел ДДТ, в номерном Челябинске пел Вова Синий.

70. Свердловская архитектура славится в среде ценителей КОНСТРУКТИВИЗМА, как показательный его образчик. Особенно показателен так называемый «городок чекистов», и в особенности входящая в этот комплекс гостиница «Исеть», напоминающая с высоты самолетного полета серп и молот.  Своей принадлежность к конструктивизму гордятся «Белая башня» на Уралмаше, здание типографии «Уральский рабочий».

71. Урал 21-го века ознаменовался появлением дюпонизма и дюпонистов. Дюпонисты -последователи екатеринбуржца Франсуа ДЮПОНА, эмигрировавшего во Францию, но знаменитого тем, что изобрел дюпонизм – жанр лироэпического однострочья, открывшего тем самым новую эру в истории русских и мировых языка и литературы. Дюпонистам удалось издать первый том коллекции дюпонистов, содержащих 4 тысячи таковых. Дюпонисты называют дюпонизмы нанолитературой и даже нанофилософией.  Старшим менеджером дюподвижения является архитектор Павел Ложкин, а его первым заместителем философ-полумарксист Андрей Коряковцев. Примеры дюпонизмов (дюпонарий – на языке дюпонистов):
Город Непропёрловск
Город Цареубийск
Операция Ы и другие Шурики
Русская культура от БДТ до ДДТ
КУКУРАКУМЫ
Наташа РОСТОВАНАДОНУ
Дюма-отец, Дюма-сын, Дюма-св. дух
Девушка Зоя из мезозоя
Поэт БУТЕР-БРОДСКИЙ
Владимир Ильич ВСЕЛЕНИН
Гондурас ДАЛИ
Яков Михайлович ЕКАТЕРИНБУРГ
Старик-Хотябыч
Леопардо да Винчи
Млечный Путин
Князь Потемкин-Тантрический
Ван УХОГ
ГЕСЕКЕНКО
ЦОЙФ
Шалапаевск
Uraling stones
Верка, Надюха, Любашка (лозунги французской революции)
Остап Брэнд
Пардон Жуан
Чисти зубы утром, вечером мудренее
Медвед Машу увид, ловид, не поймад
Жили-выли
Отцы и йети
…И хлопнул крышкой унитаза…
Над сумасшедшим домом пролетает самолет
Люблю рублю
Царь-Пушкин
В СССР кексов нет!
NEGRAJDANINS
ДЕРЖАВЮ
ЗАПАДЛОЕ ПОЛУШАРИЕ
медвидаты в медвиденты
серб и молот
укроамериканцы
Либерманы – пердатели родины
Был Гамлет или не был?
У самовара я и Че Гевара
Один из сопредседателей одного из «Российских союзов писателей России» Свердловской области Владимир Блинов за свой роман «Роман без названия», состоящий из дюпонизма «Не надо! Я сама…», получил премию-орден «Нобелевская Бука» 3 марта 2010 г., что вызвало оживленный интерес медиа-общественности.

72. Свердловская область, самая «опорная» область Урала, что официально отражено на её гербе, находится на пересечении 60-го меридиана и 60-ой параллели. Согласно математическому (уральскому) ГОРОСКОПУ  обе эти линии (60-ЫЙ ГРАДУС северной широты, 60-ый градус  восточной долготы) являются линиями Змеи, а точка их пересечения есть эпицентр рефлективности («змеемудрости», «саттвичности», разумности) пространственно-экуменического континуума. Самые близкие к этой точке города-миллионники -  Екатеринбург и Пермь, а самый близкий населенный пункт – городок ВОЛЧАНСК, в котором вопреки названию нет никаких волков, но который очень гордится своим трамваем. (см. нашу статью в «Уральском следопыте», № 07.2010).

73. Обетованной землей всемирной уфологии является так называемый М-СКИЙ ТРЕУГОЛЬНИК, находящиеся возле реки Молёбки, близ границы Пермской и Свердловской областей. «М-ским» треугольник назван по первой букве вышеуказанной реки, а «треугольником» по аналогии с «Бермудским треугольником». В М-ском треугольнике в отличие от бермудского никто не исчезает, а наоборот, появляются: НЛО во множестве и регулярно. Бум контактов с пришельцами пришелся на начало перестройки, но и в наши дни об уральских НЛО не забыли – в Перми организовывается  музей НЛО, куда бы могли прийти все желающие познать неопознанное и невероятное.

74. КЛАВА или Памятник Клавиатуре находится на берегу реки Исети как раз напротив строящегося здания президентского полпредства. Памятник представляет из себя бетонную компьютерную клавиатуру метров эдак девять на два. Поскольку на этой клавитуре нельзя ничего набрать, ничего напечатать или войти в Интернет, смысл её в самих клавишах, то есть буквах и прочих знаках. В России, как мы знаем, клавиатура двухалфавитна, что делает её символом многополярности. Мнополярность наряду с пролетарским интернационализмом является ипостасью русского космизма, в отношении которого сердце ни одного настоящего  россиянина не может остаться равнодушным. «Миру мир», Циолковский, Чижевский, Вернадский, Гагарин, Лумумба, Анжела Девис, Лус Карвалан, русская (на самом деле, латинице- кириллическая) Клавитура  екатеринбургского художника Анатолия Вяткина стала  символом русского «звездного неба внутри нас».

75. НЁРКИРДЫК  (nurkirdyk) – уральские неошахматы. Название придумано художниками А.А. Козловым, и В.Б. Кондрашиным. Первые доски неошахмат изобретены А.Козловым  при участии художника Сергея Копылова и поэта Евгения Касимова ещё в 1985 году.  (см. нашу статью в «ралтском следопыте» № 0-5.2010) .

76. Математический или УРАЛЬСКИЙ ГОРОСКОП является научно скорректированным вариантом восточного гороскопа. Авторы уральского гороскопа обратили внимание на факт, что гороскопические циклы так называемых астрологов построены вовсе не на зодиаках, звездах или планетах, а на делении годичного цикла на 12 равных частей либо на собирании целых циклов (например, годов) в группы по 12. (см. подробнее статью «Раскрыта тайна астрологических гороскопов» в «Уральском следопыте» №07.2010)

77. Самое брендовое число-цифра -  «СЕМЁРКА». Ещё великолепней только «великолепные семьдесят семь».  Уральская столица город-завод-крепость с обер-бергамтом, управляющим всеми уральским заводами, был рожден в 18.11.1723 нового стиля.  И дальше в течение первых 77 (!) лет своего существования эта семерка в истории города встречалась ежегодно! А 16 раз семерка встречалась в истории этих первых 77-и лет истории Екатеринбурга дважды (1727, 1737, 1747 и т.д.). И один раз семерка встретилась даже трижды (1777 год!).
1723 1724 1725 1726 1727 1728 1729 1730 1731 1732 1733
1734 1735 1736 1737 1738 1739 1740 1741 1742 1743 1744
1745 1746 1747 1748 1749 1750 1751 1752 1753 1754 1755
1756 1757 1758 1759 1760 1761 1762 1763 1764 1765 1766
1767 1768 1769 1770 1771 1772 1773 1774 1775 1776 1777
1778 1779 1780 1781 1782 1783 1784 1785 1786 1787 1788
1789 1790 1791 1792 1793 1794 1795 1796 1797 1798 1799











В первые 77 лет екатеринбургской истории на Земле, например, родились следующие люди:

Адам  Смит (1723), Кант (1724),  Дж. Кук (1728), Екатерина Вторая (1729), Александр Суворов (1929), Иван Барков (1732),  де Бомарше (1732),  Джордж Вашингтон (1732), Иван Кулибин (1735), Де Сад (1740), Державин (1743), Фёдор Ушаков (1744), Ламарк (1744), Иоганн Гердер (1744), Д.Фонвизин (1745), М. И. Кутузов (1745), Костюшко Т. (1746), Гойя (1746), Гете (1749), Радищев (1749), Салават Юлаев (1752), Утамаро (1753), С. Соровский (1754), Моцарт (1756), Уильям Блейк (1757), Роберт Бёрнс (1759), Шиллер (1759), Сен-Симон (1760), Хокусай (1760), Ян Потоцкий (1761), Барклай-де-Толли  (1761), Фихте (1762 г), Шенье(1762), Огинский М. (1765), Мальтус (1766), Карамзин (1766), В. Гумбольдт  (1767), де Шатобриан (1768), Иван Крылов (1769), Наполеон Бонапарт (1769),  А. А. Аракчеев (1769),  В. Вордсворт (1770), Гегель (1770), Бетховен (1770), Роберт Оуэн (1771), Шарль Фурье (1772), С. Кольридж (1772), Ефим Черепанов (1774), Ампер (1775), Ф.Шеллинг (1775), Уильям Тёрнер (1775), Карл Гаусс (1777),  Александр I (1777), Гей-Люссак (1778), Иван Козлов (1779), де Беранже (1780), Паганини (1782), А.М. Стендаль (1783), Жуковский (1783), Денис Давыдов (1784), Якоб Гримм (1785), С. С. Уваров (1786), Батюшков (1787), Вук Караджич (1787), Байрон (1788), Шопенгауэр (1788), Дж. Ф. Купер (1789), С. Т. Аксаков (1791), М. Фарадей (1791), Лобачевский (1792), А. Дм. Петров (1794), Чаадаев (1794), Грибоедов (1795), Муравьёв-Апостол (1796), Кюхельбекер (1797), Огюст Конт (1798), Эжен Делакруа (1798), Адам Мицкевич (1798), Оноре де Бальзак (1799), А. С. Пушкин (1799), Генрих Гейне (1799).
Это последний и самый футуристический (одновременно и самый исторический) из 77-ми брендов Урала и его «великолепной» столицы.

78. И подобно тому, как  и у Александра Дюма-отца в «Трёх мушкетерах» мушкетеров не три, а четыре, так и в наших «77-и чудесах» чудес не 77, а - 78. Пост-последним «чудесным д’Артаньяном» Урала является «ДОКТОР ЖИВАГО, роман и литературный персонаж. Роман «Доктор Живаго» сделал Бориса Пастернака  лауреатом нобелевской премии, что вызвало на родине грандиозный скандал, позволивший роману обрести причудливыми мифами, так что роман почти повторил судьбу поименованного в названии персонажа.  И доктор Живаго, и роман «Доктор Живаго»  стали невольными диссидентами. И этот вот пастернаковский  д-р Живаго  «жил и творил» в городе Юрятине, который пермские читатели  без труда опознали как любимую Пермь, а мемуаристы Пастернака подтвердили, что Борис Пастернак действительно бродил по берегам Камы (например, В.В. Абашее «Путешествие с доктором Живаго»). Доктор Живаго неумышленно, не специально, самой судьбой, самим своим существом интеллигента обреченный на диссидентство, стал-таки «нетаким», «инаким». Роман «Доктор Живаго» совсем не замышлялся Борисом Пастернаком как «литсюрприз» для «диктатуры пролетариата» наподобие солженицынского «Архипелага Гулаг», Пастернак хотел написать мемуарную прозу. Пастернак не только не хотел конфликтовать с властью, но и умел не конфликтовать с нею…, но всё вышло в соответствии с природой вещей, так что на  Пастернака обрушились «бархатные репрессии» оттепельного хрущевизма. И также неожиданно и случайно (поскольку одни «не читали этот роман, но осуждали», а другие «приветствовали,…  но не читали») «Доктор Живаго» сделался запоздавшим, и от этого наиболее пикантным, экстравагантно выпрыгивающим из табакерки брендом Урала.  Урал – доктор. Урал – интеллектуал. Урал – поэт. Урал – обреченный на «противление злу» как насилием «пугачёвщины», так и ненасилием «рок-музыки», букашкиновщины, КВНовщины и нёркирдыковщины край. Читайте, завидуйте, доктор Живаго -  хоть и не «Саша с Уралмаша», но тоже нашенский, уральский – Юра из Юрятина! У любимца шведских академиков – солёные уши! Не говоря уже о том, что в Пермском краю произрастают «калийные соли», из коих строится миллиардный наш бренд «УралКалий». Опять победил Урал. Ура!   
 
  19 ноября 2009 г.-14 марта 2010 Екатеринбург
P.S. 79. Уже совсем (15 февраля 2013 г.)  недавно выпрыгнул, верене, свалился  с неба ещё  один Уральский бренд - сретение (встреча) с метеоритом Че. который практически официально был провозглшен великим событием южно-уральщины.