И смех, и слезы, и любовь...

Виктор Притула
В наше время, когда книжные прилавки ломятся от набивших оскомину отечественных детективов и бандитских боевиков, а телевидение и радио во всю «раскручивают» модных писательниц, снимающих нектар с криминальных цветов зла, появление книг делавших честь русской литературе воспринимается как добрый знак. Именно с этой точки зрения я оцениваю выход в петербургском издательстве «Азбука» книг Бориса Пастернака «Доктор Жеваго» и Чингиза Айтматова « И дольше века длится день».  Вокруг «Доктора Жеваго» в 60-е годы разворачивалась драма поэта, которого обвиняли Бог весть в чем. А ведь это прекрасная книга о жизни и любви, предательстве и преданности, которые были во все времена. Что же касается темы революции и гражданской войны в России, то сегодня мы знаем о них куда больше, чем об этом сказал Пастернак. И те же вечные ценности определяют поступки героев повестей и романов Чингиза Айтматова, классика мировой литературы ХХ века, предвосхитившего в своем творчестве глобальные проблемы, с которыми столкнулась  цивилизация в наступившем третьем тысячелетии. А чем жили люди в начале прошлого столетия? Читали книжки. Больше всего юмористические. Среди тогдашних «королей смеха» наряду с Аверченко  гремела Тэффи. «Тонкие письма» - так называется  небольшой сборник рассказов и воспоминаний Надежды Лохвицкой, которая была известна российской читающей публике как Тэффи. Эта книжка вышла в доступной и популярной  серии «Азбука-классика». Владимир Высоцкий попал наконец в «Антологию Сатиры и Юмора России ХХ века», которую выпускает на протяжении нескольких лет издательство «ЭКСМО». То, что Высоцкий был поэтом – бесспорно. То, что он был поэтом лирическим – сомнений не вызывает. То, что его стихи-песни имели высокое гражданское звучание было понятно уже потому, что их пела вся страна. Но своих книг Высоцкий при жизни не увидел. Потому что в них было слишком много едкой сатиры и горького юмора. В 22-й том «Антологии» попали стихи и смешные и горькие. Жаль, конечно, что не вошли в эту книгу устные выступления Высоцкого во время концертов и встреч. Владимир Семенович в жизни был человеком остроумным и за словом в карман не лез.
Свои размышления о жизни один из самых насмешливых режиссеров отечественного кинематографа Георгий Данелия назвал «байками кинорежиссера». Книга воспоминаний Данелия «Безбилетный пассажир» также вышла в издательстве «ЭКСМО», которое сегодня является лидером на российском книжном рынке. Маленькие истории Гоги Данелия, то очень смешные, то с тенью грусти, очень похожи на его фильмы, юмор которых неповторим, а сатира бесподобна. Достаточно вспомнить «Афоню», «Мимино», «Осенний марафон» или «Не горюй!» - самый грузинский фильм, снятый московским режиссером по роману французского писателя 18- столетия. Сегодня очень многие деятели культуры пишут о времени и о себе. Такое что ли время пришло, если сам о себе не напишешь, то с биографами отношения выстраивать сложно. Вот и Юрий Башмет не остался в стороне от мемуарного жанра и опубликовал в московском издательстве «Вагриус» хорошую книжку «Вокзал мечты». «Она полна имен дорогих мне людей, - пишет автор.- Они дарили мне свою дружбу, делились своими мыслями и надеждами. Я всех их искренне люблю. Поэтому вы не встретите на этих страницах плохих людей. Не потому, что их не было в моей жизни... Хороших, добрых, умных было гораздо больше. Единственное, чего я боюсь, - что мне не хватит места в книге и кто-то останется «за кадром». Впрочем, у Юрия Башмета всегда остается возможность продолжить эту книгу.

 Среди новинок других издательств хотел бы отметить автобиографический роман Валерии Дмитриевны Пришвиной «Невидимый град», который вышел в прекрасной мемуарной серии «Близкое прошлое» издательства «Молодая гвардия». Этот роман был задуман как комментарий к дневнику Михаила Пришвина. К сожалению мы смогли прочесть лишь четыре книги из этого полувекового дневника. На большее средств у издательства «Московский рабочий» не хватило. Зато сегодня мы имеем возможность ознакомиться с интереснейшим человеческим документом, в котором отразились события трагические и обыденные. Жизнь Валерии Пришвиной вместила в себя революции, войны, разруху, гибель близких. А еще встречи с такими замечательными людьми, как Иван Ильин и Николай Бердяев, Мария Юдина и Николай Клюев. С Михаилом Пришвиным она встретилась в 1940 году и с тех пор они вместе искали свой Невидимый град. Несколько замечательных поэтических сборник вышли в петербургском издательстве «Азбука» в доступной массовому читателю серии «Азбука» -классика» в мягкой обложке. Прежде всего это двуязычное издание «Цветов зла» Шарля Бодлера, где владеющий французским читатель сможет оценить поэтическое мастерство Эллиса, одного из лучших переводчиков великого поэта. В поэтический сборник  Бориса Пастернака «Темы и вариации» вошли самые известные стихотворения поэта, а также его роман в стихах «Спекторский». Из  поэтического наследия великой Ахматовой составители сборника «Из семи книг» постарались взять самые знаменитые стихотворения, написанные за полвека сперва Аней Горенко, а затем Анной Ахматовой. В этой книге вы найдете также эссе Корнея Чуковского об Анне Ахматовой. 
Издательство «Вагриус» выпустило сборник рассказов Юрия Мамлеева «Основные тайны».  Здесь много такого, что я назвал бы «магической чернухой», которая характерна для прозы Мамлеева. Впрочем сам автор считает : «Введение в искусство метафизических идей, с одной стороны, расширяет сами рамки искусства, с другой — расширяет представление о человеке. И вот, человек становится носителем тайных скрытых сил, которые есть в нем, сил, которые в обычных условиях невозможно себе представить. Мои герои рождены интуицией. Так что это не монстры и не носители зла сами по себе. Возможно, они просто вошли в некую запрещенную сферу, которая и сделала их такими. Они кажутся безумными, как и герои Достоевского. Но повторяю: кажутся. Они — просто люди, задавшие себе вопросы, на которые разум не в состоянии ответить». А вот мой разум так и не ответил на вопрос: зачем понадобилось петербургскому ювелиру Андрею Ананову написать книгу «Два туза в прикупе». Преуспел человек в своей профессии, так зачем ему вторгаться на чужое поприще. Получилось совсем не талантливо , но чрезмерно самодовольно. Если Ананов написал книгу для себя любимого и своих друзей и клиентов, то стоило ли издательству «Вагриус» замахиваться на пятитысячный тираж? Но много есть такого, друг Горацио, что не доступно мне...
Из других новинок «Центрполиграфа» хотел бы отметить книгу Льюиса Спенса «Атлантида» и исторический роман Виктории Хольт «Алая мантия». Он был издан под псевдонимом Джин Плейди. Сегодня, выпуская собрание романов этой талантливой английской писательницы, в «Центрполиграфе» не могли пройти мимо одного из лучших историко-авантюрных романов Виктории Хольт, действие которого разворачивается в раздираемой религиозными войнами Европе 16-го столетия. Что же касается исторического исследования Льюиса Спенса, то его поиски исчезнувшей атлантидской цивилизации дополнят список работ, посвященных одной из самых красивых мировых легенд. А главное, вы узнаете много нового о том, что пришло на место Атлантиде.