Катаев В. П. Автобиография 1924

Евгений Пажитнов
12.РГБ-НИОР  М9585-19 Катаев В.П.Автобиография. 11.2.1924

Я Валентин Петрович Катаев родился 16 января /ст.ст./ 1897 г. в Одессе.
*Мой отец Пётр Васильевич Катаев, был из духовной семьи в г.Вятке, и его род, по семейным преданиям, происходил от Новгородской вольницы. Из Вятки отец в молодости приехал в Одессу, где и окончил Императорский Новороссийский Университет по историческому отделению историко-филологического факультета. Отца оставляли при университете, но по каким-то соображениям идейного характера он сделался учителем.
*Моя мать, Евгения Ивановна Катаева, урождённая Бачей, происходила из военно-дворянской семьи Новороссии. Некогда Бачеи / или вернее Бачии/ были запорожцами.
Я родился через десять лет после свадьбы родителей. В 1902 году родился мой брат Евгений, а через четыре месяца после этого мать простудилась и умерла от отёка лёгких. Вторично жениться отец не хотел и воспитанием нашим занялась тётя, мамина сестра, Елизавета Ивановна Бачей. В 1905 году меня отдали в приготовительный класс Одесской 5-ой гимназии. Девяти лет от роду я начал писать и за одно лето 1907 года написал не менее 10 стихотворений. Тогда же я написал первую прозу: описание деревенской почтовой конторы и восход луны на морем /мы в то лето жили у моря в Бессорабии/. Первое стихотворение моё было напечатано за полной подписью в 1909 году в  "Одесском венстнике" и называлось "Осень". В 1913 году мои стихи стали появляться в "Одесском листке" и в петербургских иллюстрированных журналах "Весь мир", "Пробуждение" и "Лукоморье".  В то же время мои стихотворения прочёл проживавший в Одессе известный писатель А.М.Фёдоров, который стал мне покровительствовать. В 1914 году летом я познакомился с приехавшим в Одессу Ив. А. Буниным и стал его добросовестным учеником. В 1915 году, наскоро развязавшись с гимназией, я ушёл добровольцем на фронт в артиллерию где и пробыл с некоторыми перерывами до августа 1917 года. На войне я был дважды ранен, один раз контужен и жестоко отравлен газами. С фронта я писал корреспонденции в "Южную мысль", продолжая печататься в Петербурге и Москве. 1918 год застал меня в лазарете, где я залечивал последнюю рану. В том же году я очень близко сошёлся с бежавшим из Москвы Буниным, а также познакомился с Ал.Н. Толстым, с которым у меня до сих пор сохранились добрые отношения.

*Гражданская война 1918 – 1920 гг. замотала меня в доску, швыряя от белых к красным, из контр-разведки в чрезвычайку. В общей сложности за это время в тюрьме я просидел не менее 8 месяцев.

В 1920 году я заведывал "Окном сатира" в Одесской "Росте", где моим высшим начальством был поэт Владимир Нарбут. Затем в 1921 году меня перевели в "Центроросту" в Харьков, где я написал около 10 агиток для Украинского Главполитпросвета. В 1922 году я переехал на постоянное жительство в Москву, где живу и сейчас. За время моего пребывания в  Москве мною выпущено 2 книги: "В осаждённом городе" рассказ /изд. Френкеля. Петроград. 1922/ и "Сер Генри и чорт" – рассказы /изд. "Книгоиздательство писателей" в Берлине. 1923/. В апреле месяце 1923 года я женился на своей старой любви – Анне Сергеевне Коваленко, в которой нашёл верного товарища и нежную жену. Сейчас я подготовляю к изданию новую книгу стихов "Первое, огонь" и работаю над повестью "Отец". Имею склонность к театру. Написал следующие вещи ….