Духовность в искусстве

Родионов Виталий Константинович
Отцы церкви говорят о театре как о школе страстей. Это исключительно религиозный подход к искусству. Тем не менее, нельзя отрицать, что в театре встречаются возвышенные эмоции подобные тем, какие возникают в момент духовной близости с Богом.

Тертуллиан называет театр зрелищем, где совершается идолопоклонство. Так думает истовый христианин.

Искусство есть эмоционально-образное виденье божественной красоты. Боговдохновенные книги Августина Блаженного примечательны исповедальным тоном, ярким, живым языком.

Присутствует ли Святой Дух в искусстве? Безусловно! Он воплощается, как божественный свет, как божественная красота и как божественная истина. Раскрыв «Божественную комедию» Данте, мы испытываем самые разнообразные эмоции. Нас охватывает множество самых различных чувств и переживаний, начиная от ужаса и кончая восторгом по мере восхождения от кромешного ада к блаженному раю!
 
В искусстве наряду с обыкновенными чувствами, встречаются духовно-возвышенные эмоции, земная и Небесная красота. Кого не трогают картины Леонардо да Винчи, подёрнутые весенней дымкой? Кто не восхищается божественным обликом рафаэлевских Мадонн? Мы созерцаем гармонию музыки Дж. Палестрины, творящего Небесный храм.

Правы те, кто утверждают, что нельзя имитировать духовность словами, красками, звуками. Однако, они неправы, когда отрицают способность искусства проникать в духовный мир героев Библии. Немало музыкальных произведений об Иисусе Христе создает Г. Шютц.

Примеры высочайшей духовности в искусстве демонстрируют композиторы, сочиняющие оперы на религиозные темы: С. Ланди раскрывает духовный мир монаха-отшельника Алексия, М. Мусоргский – вождя староверов Досифея, О. Мессиан – основателя монашеского ордена Франциска Ассизского.

Нежную музыку Ж-Б. Люлли сопровождает пение ангелов, музыка И.С. Баха взывает к всемогущему Богу. Чтобы почувствовать эту разницу, надо быть верующим человеком.

Нет более могущественных владык над человеческим сердцем, чем музыка и Бог! Лучше других это понимает великий И.С. Бах!

Через духовную музыку Бог ниспосылает людям благодать. Присутствие Всевышнего ощущают в своей музыке И.С. Бах, В. Моцарт, Ф. Мендельсон-Бартольди, А. Брукнер.

Отличаясь глубокой религиозностью, И.С. Бах создает музыку духовного общения с Богом. Или, если сказать иначе, музыка Баха ниспосылается на землю Отцом Небесным!

 В глубинах органной музыки И.С. Баха присутствует Божий промысел, органная музыка Ф. Мендельсона-Бартольди светится цветными витражами собора. На смену эпохе барроко приходит романтизм.

В органных произведениях И.С. Баха торжествует божественный дух, в операх Р. Вагнера – человеческий разум: у Баха – музыка церкви, у Вагнера – музыка театра.

Лучший в мире лицедей – дьявол! Его образ в высшей степени колоритен и заманчив! Не случайно он получает яркое воплощение в литературе И. Гёте, Н. Гоголя, Ф. Достоевского, Т. Манна, М. Булгакова; в операх Ш. Гуно, А. Бойто, А. Шнитке; в инструментальной музыке Дж. Тартини, Н. Паганини, Ф. Листа!

Бессмертную музыку В. Моцарта пронизывает весёлый дух Экклесиаста. В ней ликует не плотская, а духовная радость.

Истинное искусство – это молитва, обращённая к Всевышнему, это отображение Божественной красоты в человеке. Нельзя не испытывать душевный трепет, слушая классический и одновременно романтический Реквием Моцарта-Зюсмайера.

Можно ли средствами искусства передать благоговение перед Отцом Небесным? Несомненно! Религиозное чувство возникает у нас после чтения стихов С. Хомякова, Ф. Тютчева, Вл. Соловьёва. Мы сострадаем героям, ищущим или потерявшим Бога, обрисованным в романах В. Гюго, И. Тургенева, Ф. Достоевского, Л. Толстого, Н. Лескова. Нас охватывает душевное волнение, когда мы созерцаем монументальное полотно А. Иванова «Мессия», взираем на картины И. Крамского, Н. Ге, В. Васнецова. В сокровенные глубины души проникает божественная музыка И.С. Баха, В. Моцарта, Ф. Шуберта, Ф. Мендельсона-Бартольди, религиозные произведения П. Чайковского, С. Танеева, А. Гречанинова, С. Рахманинова, Г. Свиридова.

Гениальные мелодии сплетены из цветов земного страдания и Небесного блаженства! Ими усеяна романтическая музыка Ф. Шопена.

Надо учитывать ещё один аспект присутствия духовности в искусстве. Речь идёт о моментах, в которых духовность концентрируется в миге святости. Такие мгновения встречаются в симфониях А. Брукнера, И. Брамса, Г. Малера, в операх Р. Вагнера («Шествие пилигримов» из «Тангейзера»), М. Мусоргского (ариях Пимена и Дасифея из «Бориса Годунова» и «Хованщины»). Небесная святость озаряет камерную музыку Й. Гайдна, В. Моцарта, Л. ван Бетховена, Ф. Мендельсона-Бартольди.

Самые красивые мелодии композитор пишет тогда, когда в его душе поют ангелы. Так происходит с И. Брамсом в момент создания одухотворённой мелодии из 3 части Третьей симфонии!

Искусство – это эмоционально-интеллектуальное осмысление духовной жизни человека. Н. Римский-Корсаков убедительно раскрывает душевный и духовный мир главной героини оперы «Сказание о граде Китеже и деве Февронии».

Красота – это форма духовности искусства. Эстетически целостная музыка К. Дебюсси и М. Равеля – духовна, эклектическая музыка И. Стравинского и Д. Шостаковича – бездуховна.

Живопись Н. Рериха наполнена духовным светом. Его картины отображают бескрайние просторы мироздания, где совершает таинственную работу вселенский Дух.

Бог – это вселенская энергия духа любви, мудрости и красоты. Именно такое понимание Бога встречаем в картинах Н. Рериха и его сына Святослава.

Искусство – это божественная неправда, которая выше жизненной правды. Аналогичную мысль высказывает П. Пикассо: «Искусство – это ложь, которая помогает нам понять правду жизни». К сожалению, в абстрактной живописи великий художник собственный принцип доводит до крайности.

Искусство выражает нравственный облик человека, стремящегося к Богу. Вслушайтесь в «Песнопения и молитвы» Г. Свиридова, и вы обнаружите в них чудо преображения светской музыки в духовную.

Искусство – это эстетическое познание мира и Бога. Эстетико-религиозную концепцию искусства разрабатывает художник И. Глазунов в живописном полотне «Вечная Россия», представляющего её историю и культуру за 1000 лет.

В эпико-трагедийных романах У. Эко луч Божественного света пронзает мрачное средневековье. Но когда тьма становится особенно жуткой, возгорает праведный огонь, испепеляющий царство фанатизма и лицемерия!