Компромиссия

Герман Шангин
Антошка любил фокусы с детства. Поначалу сам не понимал, за что. Позже, когда подрос, до него дошло, что попытки разгадать секрет доставляли ему не меньшее, а, может, даже большее удовольствие, чем сам фокус. В цирке он ждал только иллюзионистов и досаждал рядом сидящим пояснениями, что, куда и, главное, как исчезает и каким образом появляется. Со временем желание похвастать своими догадками заглушила страсть удивлять. Теперь все наработки держались в строжайшем секрете и использовались исключительно с целью ввести жертву иллюзии в ступор. Впрочем, выступлений он не давал, чем сильно огорчал организаторов школьной и универской самодеятельности. Ему было ближе застать человека врасплох, вынудить сделаться зрителем поневоле и оставить его через пять минут с раскрытым ртом и изумленными глазами. Таков был Антошка, когда мне довелось с ним познакомился. Сейчас он, конечно, малость поуспокоился, но я хотел бы рассказать об одном примечательном в его жизни случае.

В каждом уважающем себя магазине есть хотя бы один охранник. О супермаркетах я даже не говорю. Все там просто напичкано средствами защиты магазина от краж. Начиная с камер слежения и кончая камерами хранения. Кстати, о камерах хранения. Именно они явились толчком к истории, которую я хочу рассказать.
Зашли мы с Антохой дозатариться на вечер в один супермаркет. Название его не играет роли, но пусть будет «Белла». Итак, намечалась вечеринка в общаге. На нас были возложены салаты и сладкое. Уже имеющиеся продукты мы оставили в камере хранения, за остальным сделали нашествие в торговый зал. Однако, на выходе, после касс нас ожидал неприятный сюрприз. Дверца шкафчика, за которой мы оставили свои вещи, была распахнута. Вещей, понятно, мы внутри не обнаружили. Вызванная администраторша показала на объявление, что, мол, за оставленные вещи магазин ответственности не несет. Мы потребовали сделать нам копию записи с камеры наблюдения, на что услышали ответ, что камеры стоят только в зале и на кассах. К сожалению, ни одна из камер касс в нашу сторону не глядела.
Не суть важно, что было дальше, но мы с Антохой зареклись оставлять что-либо на хранение магазинам. Впрочем, этим все не закончилось. По всему было видно, что моего друга задела эта ситуация, что он завелся, а, насколько я успел изучить его, пока задача не будет решена, Антон не успокоится.

Несколько дней спустя он завалился в мою комнату и предложил вновь посетить безответственный магазин. На вопрос, с какой целью, ответил, что справедливость надо восстанавливать. Не очень себе представляя, как он собрался восстанавливать справедливость, я все же пошел компании ради.
Первое, что мы услышали при проходе через рамки магазина, был голос охранника:
- Молодые люди, вещи оставьте в камере хранения.
- Один раз мы уже оставили у вас. Хватит. – Антон решительно направился к тележке.
- Крупногабаритные вещи надо запечатывать в полиэтиленовый пакет. – нашел решение проблемы охранник.
- Не думаю, что эта процедура спасет вас от воровства.
- Спасет-не спасет, таковы правила.
- То есть, если я выйду с полным, но запечатанным рюкзаком, ко мне претензий не будет? – Антон испытующе уставился стражу порядка в глаза.
-  Ну-у-у …   да. – не очень уверенно согласился тот и тут же спохватился. – Если при входе он тоже будет полным.
- Нет, подождите! – не унимался приставучий покупатель. - Если рюкзак запечатан, то как я его смогу наполнить? – глаза моего друга блеснули хитринкой. – Или смогу? Но тогда зачем запечатывать его в пакет.
Лицо охранника исказили напряженные размышления. Он пытался понять, куда клонит парень и как соотнести его слова с должностными инструкциями.
- Вы не мучайтесь! – поспешил успокоить человека Антоха, видя его затруднения. – Давайте так! Я запечатываю свой рюкзак, вы проверяете его, нет ли каких лазеек. После чего мы с другом отправляемся воровать ваши продукты. – видя зарождающийся протест на лице охранника он уточнил. – Под неусыпным взором ваших камер слежения. – широким жестом в сторону зала он напомнил сотруднику магазина об их существовании. - Будите ваших всевидящих за мониторами и начнем.
Охранник, понимая, что пока придраться не к чему и просто вытолкать молодежь из магазина нету повода, нажал на кнопку рации. Но кнопки на привычном месте не оказалось. Как, впрочем, и самого гаджета. Вместо нее в его руках лежала походная губка для обуви.
- Лучше по рации. – ехидно подсказал Антоха и протянул ее владельцу. Тот, больше на автомате, поглядывая с удивлением на странного парня, вызвал мониторную службу и описал, за кем надо следить во все глаза. После проверки пакета на «герметичность» мы, наконец, попали в торговый зал.

От витрины к витрине я катил тележку с рюкзаком и, пока Антон складывал в нее выбранные продукты, пытался разгадать, как он умудрился подменить в руке человека в здравом уме рацию на футляр с губкой и тот этого не заметил. И это при том, что оба они друг к другу приблизились только лишь в момент возврата переговорного устройства.
В какой-то момент меня отвлек от поиска отгадки этого трюка Антон:
- Сходи, принеси бумажные полотенца. Я тебя буду ждать в кондитерском. – взял у меня тележку и покатил в означенном направлении.
С упаковкой полотенец в руках я нашел друга у витрин с россыпями конфет. Кинув добычу в тележку, был немало удивлен произошедшим переменам. Продуктов в ней не оказалось, зато рюкзак распух до крайности. Видя мой недоуменный взгляд, Антон по-цирковому вскинул руки и воскликнул: «Та-да-ам!»

Мне стало нехорошо. Если вначале можно было надеяться, что Антоха просто по привычке эпатирует охранника, то теперь кража становилась вполне реальной и за это могут, как минимум, оштрафовать и поставить в известность универ. А там прощай общежитие, стипенсия…  И если Антон может переселиться хотя бы к предкам в область, то что делать мне. Я живу за полторы тысячи километров отсюда.
- Не дрейфь, прорвемся! – видя мое замешательство, подбодрил Антон и поглядел в сторону выхода.
Мы еще потолклись чуток среди всяких сладостей, хотя было непохоже, чтобы он собирался брать что-либо еще. Наконец, тележка покатилась к кассам. Там была выложена единственная покупка и заготовлена купюра, чтобы расплатиться. Когда кассирша привстала в кресле увидеть, не осталось ли чего в тележке, Антон услужливо приподнял запакованный рюкзак, мол, под ним ничего не спрятано. Удовлетворенная, кассирша пробила чек на наше приобретение и мы, расплатившись, двинулись на выход.

Как и следовало ожидать, наши «покупки» засвистели. У меня сжалось сердце при виде охранника, преградившего нам путь.
- Молодые люди, задержитесь! Оставьте вещи здесь, а сами пройдите через рамки еще раз.
Мы прошли. Не услышав звона, он потребовал пронести теперь рюкзак. Сигнал вновь повторился.
– Откройте его!
- Он же запечатан. Что мы туда могли засунуть сквозь полиэтилен. – Антон продемонстрировал неповрежденную упаковку.
Охранник связался с мониторщиками. Ответом были малопонятное шипение и свист. Впрочем, привычный к подобному общению, он, видимо, услышал все же, что его интересовало. Постояв немного в задумчивости, прикидывая, надо полагать, что делать в сложной ситуации, он принял решение:
- Распаковывайте!
- Мужик, ты логику включи! Ты сам присутствовал при упаковке, сам вот этим утюгом запечатывал. Сейчас убедился, что пакет нигде не порван, не разрезан, не склеен. Ведь убедился?
- Убедился. Но когда вы входили, рюкзак был пуст и не звенел. Служба наблюдений сообщает, что вы много чего набирали и укладывали в тележку. Сейчас я вижу полный рюкзак и одну только оплаченную покупку. Мне начхать как вы это сделали, но отсюда вы не выйдите, пока то, что в рюкзаке не будет оплачено. Открывайте! – охранник протянул руку, чтобы отвести нас в сторону с прохода.
- Руки уберите! – Антон увернулся. – Что бы там ни находилось, рукоприкладствовать и хвататься руками не имеете права. Ничего я показывать не собираюсь! А досмотр делать вы имеете право только с моего согласия или в присутствии полиции. – осмотревшись, Антон добавил. - Кстати, попытка насильно его осмотреть может закончиться для вас миллионными просмотрами в интернете.
Охранник только сейчас обратил внимание, что вокруг собрались зеваки, некоторые даже снимают происходящее на телефоны.
- Уважаемые, при входе, кто не заметил, знак висит, что съемка запрещена. Меня снимать тем более нельзя. Я при исполнении.
- Чушь! – Антон повернулся к снимающим. – Запрет на съемку в магазине противоречит закону о сборе и передачи информации. Снимать же кого-либо «в государственных, общественных или иных публичных интересах» не является правонарушением. Происходящее же здесь представляет публичный интерес. Мы с другом, - Антон похлопал меня по плечу. – отказались оставить мой рюкзак в камере хранения, потому как выяснилось, что в этом магазине камера хранения не сохраняет то, что должна хранить. Причем ответственности за утраченные нами вещи никто не понес. Сегодня нас вынудили запечатать рюкзак в полиэтиленовый пакет. Собственно, сам охранник и запечатал. Пока мы ходили по магазину, кому-то за мониторами показалось, что мы воруем. И хоть мы оплатили купленные нами полотенца, вот этот охранник нас задержал и требует показать запечатанный им же рюкзак. Как будто сквозь полиэтилен можно что-то просунуть.
- Слышь, ты, оратор! Выступать в полиции будешь. Я вызываю наряд.
- Замечательно. Давно надо было сделать. Когда у нас украли наши вещи. Сейчас же только посмешищем станете.
- Не твоего ума дело. – огрызнулся охранник и включил рацию. – Наряд вызывайте! Несунов оформить надо.
- «Несунов», кстати, еще доказать надо. – заметил Антон. – А пока это клевета, да еще при свидетелях. Нехилый штраф, я вам скажу. – он улыбнулся девушке, что стояла ближе всех. -Видюху скинете на почту, если понадобится? – заметив ответную улыбку, продолжил. – Тогда, может, телефончик?
Пока мой друг устраивал свою личную жизнь, я вдруг поймал себя на мысли, что волнение уже улетучилось. Нет, приезд полиции, конечно, ничего хорошего не сулил, но поведение Антона как-то благотворно повлияло на меня. У меня вообще создалось впечатление, что он знает что-то, что мне пока не известно, но это что-то нам поможет.
- Через сколько полиция приедет? – обратился Антон к охраннику. – Задержались мы тут у вас.
- Обычно минут пятнадцать-двадцать. – ответил тот. – Пройдемте пока со мной. На проходе не надо мешаться.
- Спасибо, но мы здесь подождем. Да и людям явно интересно, чем все закончится.
По всему было видно, что охранника как раз наличие свидетелей, да еще снимающих на мобильники, больше всего и раздражало. Он старался сохранить спокойным тон, но это все сложнее ему давалось.

Полиция в лице довольно унылого офицера заявилась раньше, чем ожидалось:
- Старший лейтенант Кулешков. – оттарабанил он больше себе под нос, нежели охраннику. – Что у нас?
- Вот эти двое ходили по залу и запихивали продукты в свой рюкзак. На кассе оплатили только одноразовые полотенца. Остальное отказываются. Показывать, что наворовали, тоже.
Полицейский без особого энтузиазма слушал показания, поглядывая то на рюкзак, то на нас. Когда обвинения иссякли, он поинтересовался:
- Доказуха есть? Записи с камер?
- Есть. Там даже видно, что и сколько берут. Так мониторщики утверждают.
- Ну, хоть какая-то приятная новость на сегодня. – лицо унылого полицейского чуть прояснилось. - Лишняя палка нам не помешает. Сейчас протокольчик составим и к нам их.
Сердце мое опять екнуло. Антон молчал, лицо его стало серьезным и, я бы даже сказал, холодно-сосредоточенным. В душе моей вновь заворочалась, уснувшая было, паника. Глядя, как оживился офицер, я уже ясно представил себя в обезьяннике в обществе проституток, отморозков и алкашей.
- Вы согласны с предъявленными обвинениями? – обратился полицейский к нам.
- Нет, конечно! – воскликнул Антон. Я же успел протянуть только невнятное «А-э …», которое выражало мое полное непонимание, что надо говорить. С самого начала я, по сути, не владел ситуацией. Честно говоря, вообще не понятно, зачем Антон позвал меня с собой.
– Открываем, показываем, что набрали. – хмыкнув, сказал старший лейтенант.
- Прежде, чем это будет сделано, я хочу обратить ваше внимание, что данный пакет, - Антон продемонстрировал. – был запечатан самим охранником. На выходе мы предложили ему убедиться, что упаковка не нарушена. Можете спросить у него!
Полицейский повернулся к охраннику. Тот пожал плечами, но подтвердил.
- А теперь вопрос как к здравомыслящему человеку: как можно, не нарушив целостности упаковки, засунуть что-либо внутрь нее? И не просто внутрь, а внутрь рюкзака, который находится в ней.
Похоже, такая мысль голову офицера полиции посетить не успела. Он подошел к пакету с рюкзаком и взял его рассмотреть поближе.
- Ох и не хрена ж себе! – удивился он, приподняв злополучную улику. Однако повертев ее и так, и эдак, поставил на стол и повернулся к сотруднику магазина. – Слышь, охрана! А пакет-то действительно цел. Ни разрезов, ничего.  Как они могли, по-твоему, это сделать?
- Не знаю. Этот, который много разговаривает, - охранник указал на Антона. – он, я так думаю, фокусник. Он у меня рацию спер поначалу. Потом, правда, сразу отдал.
- Да! Охренеть, какой охранник! Слушай, а, может, ты из-за этого на парней-то, а?
- Причем здесь ..! Они же по прилавкам …   Да чего проще. Давайте посмотрим, что внутри!
- Ну, давайте посмотрим. – полицейский снова повернулся к рюкзаку. В сторону метнулся полиэтилен, прожужжала «молния» замка …   
- Твою милицию! – разочарованно протянул старлей. – Охрана! Ты меня за этим звал?

Охранник, почувствовав неладное, подскочил к полицейскому, но, увидев причину его недовольства, застыл, как вкопанный. Честно говоря, мне тоже стало интересно, что они там такое увидели, и я подошел.
В рюкзаке был пакет. Такой же, как и тот, в который он был упакован и тоже запечатанный. Но этот был доверху …    засыпан  землей. Сказать, что я был ошарашен, не сказать ничего. Ошарашен был охранник. Он стоял с раскрытым ртом и тупо взирал на новую преграду.
- А где же продукты? – наконец вымолвил он.
- Ты меня об этом спрашиваешь? – раздосадовано ответил полицейский. Ему было жалко «палки» за раскрываемость, которую он теперь явно не получит. – Впустую скатался!
- А, может, если вскрыть, внутри поискать? - рискнул предположить охранник.
- В голове своей поищи. – огрызнулся блюститель порядка и развернулся к окружающим. – Граждане, у вас дел нету никаких? Расходимся, расходимся!
Народ, толпившийся вокруг, и так уже начал рассасываться, понимая, что интереснее уже не будет. Я облегченно выдохнул.
- Вы! – это уже к нам. – На выход!
У меня все похолодело. Неужели еще не все кончилось. Антон поинтересовался:
- А рюкзак?
- Твой? Забирай! И-и к …! - для пущей ясности полицейский махнул рукой на выход.
Проходя мимо охранника, Антон задержался и сфотографировал его бейджик.
- Администратор здесь? – поинтересовался было он, но я потащил друга из магазина, пока служитель законности не передумал.

- Ты охренел! – дал я выход своим эмоциям, оказавшись на улице. – Нас чуть в ментуру не загребли, а ты …   Администратора ему! Да слава Богу, что отпустили!
- Во-первых, не ори! Вон ментовская машина стоит. Во-вторых, не загребли бы. Не из-за чего. При нас не было ничего неоплаченного. Земля же здесь не продается. Ни в развес, ни в упаковке. Не к чему придраться. Если бы набранное мы за пределы магазина вынесли, тогда можно было бы предположить, что куда-то по дороге спрятали. Но мы-то магазин не покидали. Значит, все осталось в внутри него. Следовательно, состава преступления нет. Брать-брали, но потом, видимо, сразу оставляли. За это не сажают.
- Это ты так думаешь. Посадить, может, и не посадили бы. Но проблем было бы ...    Маминого знакомого два года на допросы гоняли - подозревали в вымогательстве. После приема очередного посетителя к нему вошли люди, устроили обыск в кабинете. В столе нашли конверт с крупной суммой. Им пофиг было, что на нем были отпечатки пальцев только предыдущего просителя. Они просто «палку» очередную себе зарабатывали.
- Ну и ..? Заработали?
- Нет, обошлось. Отстали за недостатком улик.
- Ну, вот видишь, и у нас все обошлось.
- Обошлось?! Да пойми ты, я в жизни не имел дело с законом. С ним один раз свяжешься - не отмоешься. Это ты у нас любишь адреналинчик себе и другим подпускать.  Я же хочу прожить нормальную, спокойную жизнь.
- Ну да, чтобы под старость и вспомнить было не о чем. – Антон поставил рюкзак на первую попавшуюся скамейку и расстегнул его. - Что ты детям, внукам своим рассказывать будешь? Как в офисе бумажки с одной стороны стола на другую перекладывал? – разорвав внутренний пакет, он вывалил его содержимое на газон.
- Конечно, лучше им узнать, как их предок ходил в магазин за острыми ощущениями.
- Да. И как чуть не обделался при этом. Скажешь, нет? – застегнутый рюкзак вернулся на антохино плечо - Видел я эти испуганные глазенки. Стоял такой, напряженный, словно сам все эти продукты сожрал и боялся не сдержать.
- Разумеется, мне было страшно.  Я же, в отличие от тебя, не был в курсе, что там земля насыпана. А кроме того, обидно было, я сам ведь ничего не брал. Вообще только …   Стоп! А откуда там земля появилась? Ты же в магазин пришел пустой.
Антон довольно рассмеялся.
- Ни в чем нельзя быть полностью уверенным, друг мой! – процитировал он сейчас не вспомню кого. – Считай это просто чудом. Разувериться в нем ты всегда успеешь.

По возвращении в общагу, Антон предложил подняться в его комнату. Там застали его соседа, отжимавшегося на одной руке. Несмотря на открытые окна дух в помещении стоял тяжеловатый. Увидев нас, сосед закончил жимы и встал: «Тоник, я в душ. Это стоит под столом».
Антон подошел к столу и выудил из-под него …   рюкзак. Такой же, что был у нас. И тоже набитый. С той лишь разницей, что в нем оказались продукты. Те самые, которые он набирал в магазине. И тут до меня вдруг дошло, как все, наверное, было. Магазин, похоже, мы посетили вместе с соседом Антона. Костик, кажется, его зовут. Так вот он, судя по всему, припер рюкзак с заготовленной землей, запечатал его и, понятно, без объявления войны охране прошел в зал. В это время Антон отвлекает на себя внимание вызывающим поведением, после чего …    Блин, действительно идет воровать продукты. Затем отсылает меня за полотенцами, а сам в это время каким-то образом обменивается рюкзаками со своим соседом. Тот после этого выходит из магазина с полным набором продуктов. Причем, к нему претензий никто не предъявляет. Он ведь и вошел, и вышел с одинаково заполненным рюкзаком, к тому же запечатывал его при входе. Правда, как они смогли незаметно для камер произвести обмен, мне не было понятно. Да и как Антон умудрился засунуть продукты в рюкзак, не нарушив упаковки, тоже оставалось загадкой. Интересно было узнать также, почему засвистела земля на выходе. Когда я спросил его об всем этом, он, поначалу, напустил туману и не хотел раскрывать секрета аферы. Впрочем, узнав мою версию, Антон сказал, что несложно дотумкать, когда видишь столь очевидные подсказки. Однако, все же рассказал.

Короче, когда мы входили, в его кармане брюк уже был заготовлен пакет с запечатанным верхом, но без дна.  Во время укладывания продуктов в рюкзак, первоначальный пакет, естественно, был порван. Он был снят и выброшен. Тот же, что без дна, был насажен на заполненный рюкзак. Чтобы нижние края полиэтилена не болтались, их подклеили на двусторонний скотч, заранее прицеленный к низу рюкзака. Ну, а, чтобы охранник нас остановил на выходе, в горловину пакета с рюкзаком земли был прилеплен один из антикражных датчиков со стыренных продуктов. Понятно, что все эти манипуляции, впрочем, как и обмен, нельзя было делать на виду у камер слежения. Антон нашел-таки в магазине «слепую» зону. Там обычно стояла большая сетка на колесиках, в которую скидывали всякий мусор – порванные пакеты, остатки коробок. В нее Костик положил то, что принес, оттуда забрал, что надо вынести.
Понимая, что изменить уже ничего нельзя – не с повинной же идти - я взял свою долю и отправился к себе. С тех пор к фокусам и чудесам я отношусь с опаской.