Памяти Юрия Батяйкина

Владимир Потапов
      Юрий Батяйкин  умер год назад, 14 августа.
      Я никогда не видел этого человека.
      Я никогда не слышал его голоса.
      И мне не нравилось то, что он написал в прозе.
      Но если бы не он, то, наверное, не было бы и меня, как пишущего человека.
      Он стал моим «крестным отцом». Поразительно! Он, который называл меня «почвенником», а себя причислял к «западникам» - он начал вдруг мне помогать! Случайность это всё, конечно…  Я «выложил» несколько рассказов на одном из литературных сайтов. А он, почему то, именно тогда  там зарегистрировался и написал на эти рассказы отзыв. И как с ним можно связаться.
      Так завязалась наша короткая переписка. Я, пятидесятилетний графоман из Челябинска и он, известный шестидесятилетний с гаком  писатель из Москвы… Он, знакомый с Бродским, Юнной Мориц, Евгением Рейном  и многими другими… Зачем ему это было надо?
      Он отослал два моих рассказа знакомому редактору из Германии. А та через некоторое время написала мне на электронный адрес. После этого у меня вышли три книги.

…………………………..

      Я недавно  перечитал присланные им  в подарок книги с автографами. Их всего две у меня. Тоненькие, почти брошюрные. И опять я остался к ним равнодушен. Не тронули меня ни слог, ни сюжеты…  И лишь читая его маленькую повесть и рассказ, посвященные любимой, я испытал знакомую грусть и тоску по невозвратному и несбыточному. Но у меня всё это как-то сгладилось  с течением времени, сменилось другим, не менее прекрасным, а у него…  У него это сидело занозой в сердце до самой смерти.
И мне стало понятно, почему он очень сильно обиделся однажды  на меня.
Говорят: «Простота хуже воровства»  Наверное, это обо мне. Как - то раз, с самыми благими намерениями   отписал ему, что его книги  с удовольствием прочитали все мои друзья и знакомые!   Так сказать, радость хотел ему этим доставить. И получил (и поделом!) от него по мордасам!
      «…мне неприятно, что книжку, которую я Вам подарил приватно, читает кто-то ещё…»
      Вот это натерпелся я стыдобушки! Сидел у монитора и пылал лицом, как юноша! Лихо я «радость» человеку доставил. Да ещё наглым враньём! Прочитали его книгу лишь пара-тройка моих знакомых, которые остались к ней равнодушны, а я - то ему расписал!..   На душе такая помойка творилась – не приведи Господи. Будто сознательно что-то непотребное сделал. И хотя через некоторое время  получил от него: «…Не заморачивайтесь, Володя. Я же не предупредил, что книжка только для Вас?..» - осадок остался. И урок мне был дан на всю оставшуюся жизнь. Начисто исчезли из головы разные потуги на публикацию (пусть и обыгранную мной!) описанных им в письмах историй, исторических анекдотов и проч. Кривая моего паскудства  остановилась.

…………………………………….
      Когда мне бывает очень трудно, невмоготу – я прихожу на кладбище, к своим любимым и родным,  лежащим здесь. Может, им не было и нет никакого дела до нас, еще живущих. Но я стою рядом с памятниками и прошу их.
      «Родные мои – батя, мама, сынок – помогите! Помогите не болеть жене! Помогите дочке не сломать по молодости жизнь! Помогите мне не скурвиться и не опуститься! Помогите! Помогите! Помогите!»
      И они помогают. Вот, как это так?.. Я никогда не был  т а м. Но я знаю наверняка: они обязательно помогут! И они помогают.
      А теперь я буду просить ещё и его, моего «крестного отца»:
      «Помоги»…