Берлинские каникулы, или как появляется надежда

Ольга Тараб
31 июля, в пятницу, с Южного вокзала 40 детей переселенцев из зоны АТО были отправлены на отдых в Германию. Это уже вторая группа мальчиков и девочек, проводящих каникулы в Берлине. До этого, больше двух недель назад, уехало еще 60 ребят. Берлинские каникулы стали возможными благодаря инициативе гражданки Германии Ольги Пишель, совместной работе «Станции Харьков» и Харьковского немецкого центра, а также щедрому спонсорству Министерства иностранных дел Германии и частных лиц этой гостеприимной страны.
— Идея появилась в январе, когда я была в Харькове,— рассказывает Ольга Пишель.— Совсем рядом шла война, город наполнился переселенцами. Я первый раз их увидела на вокзале — дети и взрослые, почти без вещей. Очень хотелось им помочь. После возвращения в Берлин познакомилась с Виолой фон Крамон и Оливером Шруофенэгером из организации Partners Osteuropa. Вместе запустили этот проект.
Анкетирование и отбор детей провела «Станция Харьков». Ребята от 10 до 14 лет из Донецкой и Луганской областей будут отдыхать в Германии две недели. Жить будут в лагере, но не обычном, а цирковом. Преподаватели цирковой студии «Кабуваци» ежедневно будут обучать детей своему искусству, например езде на одноколесном велосипеде, балансированию на веревке, жонглированию, прыжкам с трамплина. «Если не позволяет здоровье, они смогут учиться пантомиме,— рассказывает Ксения, менеджер по туризму, представитель Харьковского немецкого центра. — В конце смены будет представление для зрителей, и дети покажут всё, чему научились. Они смогут почувствовать себя настоящими артистами».
 Кроме занятий по цирковому искусству запланированы посещения «Леголенда», зоопарка, ряда музеев в Берлине. Также с детьми будут заниматься психологи. В свободное время дети смогут играть в мяч, теннис, бильярд, в компьютерные игры. В лагере предусмотрено полноценное питание, что особенно важно для родителей.
— Несколько месяцев назад я обратилась за помощью в «Станцию Харьков». Получила продукты. Тогда же мне и рассказали, что, возможно, получится отправить детей на отдых в Германию. Спросили, отпустим ли мы своего ребёнка? — рассказывает Света, переселенка из Первомайска.— Для нас был важен материальный аспект. Денег у нас не было. Но когда нам сообщили, что затраты на себя берет немецкая сторона, мы сразу же согласились отправить Андрея. Вот только надеюсь, мой сын будет слушаться преподавателей и не будет шалить.
— Да всё классно будет! — Вставляет свое веское слово мальчик. — Я ожидаю море впечатлений.
 Детей в поездке сопровождают преподаватели, которые знают немецкий язык, и два волонтера.
-- Не думаю, что будут какие-то проблемы в дороге,— уверяет Ксения.— Мы с ребятами знакомы с ОВИРа. Вместе прошли все этапы оформления паспортов и виз. Мы все очень сблизились.
Пока я готовила статью об отъезде на каникулы в Германию второй группы детей, пришло сообщение о возвращении из Берлина с пересадкой во Львове первой партии ребят. Я и наш фотокор Наташа снова помчались на вокзал. Родители, родственники и волонтеры «Станции Харьков» уже собрались на перроне. У многих в руках цветы и шарики.
— Я встречаю внуков — Вадика и Юлю,— рассказывает бабушка Анастасия Петровна,— они мне звонили, даже письма писали, очень довольные. Не верится, что нам так повезло!
Поезд подъехал. Горячая встреча, приветствия, объятия, слезы радости, поцелуи. «Ну, как ты доехал(а)?»,— слышится со всех сторон.
— Я прыгала с трамплина, делала сальто,— делится впечатлениями Юля,— а мой брат Вадик жонглировал! А еще мы были в большущем зоопарке и «Леголенде»!
— А чему ты научился? — спрашиваю мальчика, которого встречает мамочка с годовалой сестричкой.
— Меня зовут Карим. Я и мой друг Никита подготовили номер с диаболо. Никита живет в Берлине, а тренировался с нами. Было много детей из Германии, с которыми мы тренировались вместе в цирке. Смотрите,— и тут мальчик прямо в толпе людей распахивает чемодан,— это всё мне папа и мама Никиты подарили! Тут игрушки, конфеты. А вот еще фотография в рамке, нам всем такие на память сделали.
 Эмоции переполняли всех присутствующих, встречающих и приехавших. Градус счастья был настолько велик, что я удивлялась, как вокзал не расплавился.
Одна женщина, которая только-только прибыла из зоны АТО и обратилась в пункт помощи «Станции Харьков» на вокзале, спросила меня, что это за дети и откуда. Я объяснила, что это дети переселенцев и приехали они с каникул в Германии. И вы не поверите, прямо на моих глазах в женщине произошли разительные перемены. Сначала сомнение в глазах, потом удивление, а потом я увидела, как у нее появилась надежда. Надежда, что все наладится и все будет хорошо.
  Ольга Тараб
Собственный корреспондент «Станции Харьков»
Фото Натальи Филатовой