Путешествие длиною в жизнь. Парижские каникулы 5

Анна Магасумова
Неожиданная встреча
 
...ни один прожитый день и ни одна встреча с новыми людьми не проходят для человека бесследно.
(М.Л.Стедман «Свет в океане»)
 
Встреча — это пересечение двух жизненных траекторий, двух судеб.
(Франческо Альберони)
 
 
  Елизавета была человеком практичным и знала, что всё когда-нибудь заканчивается, и хорошее, и плохое. 
– Жизнь, как зебра, полосатая. Чёрная полоса сменяет белую,  и так до бесконечности, пока человек не угаснет,  – рассуждала она. – Но что интересно, последней будет именно белая полоса.
   То,  что может быть иначе Елизавета даже и не задумывалась. Казалось, в жизни у неё было всё: её воспитали хорошие люди, у неё прекрасный муж, любимая работа. Но всё-таки, она росла в приёмной семье, что с её родителями случилось,  она даже не знала. Да и семья была неполной,  не было у них с Максимом детей, а ведь она так мечтала, что обязательно будет мальчик и девочка.
– Девочку обязательно назову Анжелика. А мальчик будет Николай, Николенька.
 Как вы думаете, почему? В юности Елизавета зачитывалась романами Анн и Серж Галон о приключениях  Анжелики.  Хорошо, что мальчик не Жофрей, но Николя там тоже был.  Максим не возражал, лишь улыбался.
   "Время. Только время. Ты пытаешься убедить себя в том, что оно — твой доктор. Ты хочешь доверять ему, как хирургу, который через несколько минут начнёт делать тебе операцию...
Время поможет. Оно потихоньку сотрёт боль, и отчаяние… 
  По чуть-чуть, словно школьник ластиком, стирает плохо сделанный рисунок".(1)
 На пути в Сен-Шапель
 – Наша экскурсия подошла к концу.  Спасибо за внимание, – улыбаясь своей очаровательной улыбкой,  произнесла  Миша.
Но никто не собирался расходиться, обсуждали впечатления от увиденного. 
– Мерси!
– Мерси боку!
Заговорили все разом, потом замолчали, глядя на профессора, давая понять, что он должен что-то сказать в благодарность.  Иван Дмитриевич не возражал.
– Милая Миша, Мишель! — профессор сделал паузу. — Благодарим  Вас за прекрасно проведённую экскурсию.
– Большое спасибо!  Мне было  приятно с вами работать.
 Девушка оглядела всех, повернулась к профессору, обращаясь лично к нему, сказала:.
– Благодарю вас за отличное знание истории моей страны.  Я уверена, что  студенты с большим интересом  слушают ваши лекции, а ваши рассказы о пребывании во Франции лишь их украсят.
Иван Дмитриевич заулыбался
– Вы так хорошо говорите по — русски, милая Миша-Мишель!
– Я проходила музейную практику  в Эрмитаже в Санкт-Петербурге, а в Москве – в музее изобразительных искусств имени А.С. Пушкина.  Да, – спохватилась девушка,  – я уже говорила, что дворец Консьержери  входит  в комплекс зданий Дворца правосудия (Palais de Justice), лишь уточню,  что сам  Дворец Правосудия  был построен  при бароне Османе около 1860 года. Во дворце  в настоящее время находятся суды высших инстанций Парижа, а также Конституционный суд Франции. Кроме того, на территории комплекса располагается одна из самых красивых церквей мира – Сен-Шапель.  Вы можете её посетить сегодня же.
  Это объявление  вызвало шумные возгласы. Заговорили вразнобой:
 – Вот это здорово!
– Пойдём обязательно!
– Давайте все вместе!
– Идём, идём!
 Лишь профессор немного помолчал и предложил:
– А давайте возьмём с собой нашего экскурсовода!
 Все заулыбались и закивали в знак согласия.
– Мишель, извините, мне мне  больше нравится называть вас так. Миша, Михаил у нас мужское имя. Вы не откажитесь составить нам компанию?
Иван Дмитриевич раскланялся, взял руку Миши и поднёс к губам.
  Девушка даже слегка покраснела.
— Ми-хаил...
  Произнесла Миша, делая упор на первый слог. Неожиданно промелькнула картинка: бал в Малом Трианоне у Марии Антуанетты.   Людовик XVI берёт её за руку, смотрит в глаза и они кружат в танце.
 Эта картина была такой яркой, что Миша зажмурилась,  потом помахала головой из стороны в сторону, отгоняя наваждение.  Видимо, всё-таки  это место было необычным,  магическим.
– Профессор! Вы так галантны! 
  Произнесла Миша, а потом обратилась ко всем.
– Если вы немного подождёте, я  проведу  с вами экскурсию и в Сен-Шапель.
– Хорошо!
– Отлично!
  Ждать Мишу пришлось недолго. Девушка  вышла с небольшой чёрной сумочкой.  Она переоделась:  сняла  футболку  тёмно-синего цвета и надела  алую   кофточку, в тон  губной помаде.   Алый цвет гармонировал и с тёмными волосами, подстриженными под каре. 
   Чёрные обтягивающие брючки, на ногах модные чёрные туфли-балетки —  дополняли образ привлекательной молодой девушки. Она была  высокой и стройной. Такую можно встретить в любом уголке  необъятной России.
  Не только мужчины, но и женщины  заметили, что Мишель стала похожа на распустившуюся розу.
— Говорят, что русские женщины красивы, француженки тоже ничего!
Так думали мужчины из экскурсионной группы, поэтому и не заметили, что Максинм с Лизой отстали.
Вот это встреча!
   Выйдя из Консьержери Лиза с Максимом потеряли из виду тех, с кем проходили по залам  дворца. Задержались, обсуждая произошедшее с ними во дворце. Но они даже не подозревали, что судьба им приготовила ещё один "провал" в прошлое.
— Надо было идти за профессором. Найдём ли мы сами дорогу? — сокрушалась Лиза.
— Язык до Киева доведёт!  Нет, здесь эта пословица не прокатит...
— Максим! Что за жаргон: не прокатит… Скажешь тоже!
— Хорошо, хорошо! Пословица о языке до Киева не подходит.
— Вот так  правильно!  А то инженер и "не прокатит". Тогда уж не проедет! Ты же ремонтом машин занимаешься.
Максим усмехнулся.
— Правильно будет сказать: язык и в Париже поможет. Будет ещё один афоризм. А то с детства помню фразу из какого-то фильма: "А Париже и люди на улицах целуются!"
— Да, это был старый фильм, — согласилась Елизавета. — Тогда целоваться в общественных местах было нескромно, как и показывать свои чувства при всех.
  Лиза посмотрела на мужа и хитро улыбнулась.
— А вот эта фраза? Я уверена, что ты её знаешь:" Voler aussi contreplague sur Paris".
Максим сделал удивлённые глаза.
— Не понял!
 Лиза хихикнула:
  — "Пролететь как фанера над Парижем".
Максим опять закивал головой.
— Как он всё-таки похож на китайского болванчика, — думала Лиза, продолжая хихикать.
— Не пойму, что тут смешного?
— Не обижайся! Мне просто весело.
— Ага! Весело ей! Мы отстали от группы, точно пролетели как фанера над Парижем, вернее не долетели до Сен-Шапели.
Лиза сразу стала серьёзной и глубокомысленно произнесла:
— Ne tenerve pas! Touta son temps et de son tour.
— Не понял! Что это означает? — спросил Максим, смягчившись. — Лиз! Переведи! По-жа-луйс-та!
При этом он сдвинул брови и смешно  выпятил  губы.  Лиза улыбнулась.
—  Не стоит расстраиваться. Всему своё время и свой черёд.
— Понятно! Всё, что происходит, случается не зря.
Елизавета тут же перевела на французский:
— Tout cegui arrive, arrive pour une paison.
— Да! Хорошо ты знаешь французский язык. А то я   только несколько разговорных словосочетаний: "парле ву франсе", "кес кесе", "селя ви", "шерше ля фам".
Максим произнёс это так смешно, что Лиза засмеялась.
— Я что, не так сказал? Смеёшься? Мерси боку!
 И неожиданно запел приятным баритоном:
...Пока-пока-покачивая
Перьями на шляпах,
Судьбе не раз шепнём,
Судьбе шепнём-ом:
"Мерси боку! Мерси боку"!
Елизавета ласково улыбнулась мужу.
— Я тоже обожаю Боярского в роли д' Артаньяна.  А его любовь к Констанции?  С какой печалью в голосе он пел, когда она погибла. В этом была виновата Миледи.
  Лиза так проникновенно пропела высоким чистым голосом:
— Констанция, Констанция, Констанция!
— Грустно… но...
И тут Максим пропел, меняя настроение от предыдущей песни:
— Лиза! Не улетай! Лиза! Не исчезай!
Побудь ещё со мною, Лиза...
О, Лиза! Лиза!
— Ой — ёй!  Не бойся! Я от тебя  не улечу и никуда не исчезну! Это Андрей Губин пел о другой Лизе. Так что, "rechercher une femme"!
  "Шерше ля фам" — "ищите женщину"… или  "cherchez et vous trouverez" — выражение из Библии — "ищите и обрящете,  то есть, найдёте ответы на многие жизненные вопросы.
А ведь  Лизе и Максиму придётся не искать, а увидеть женщину и не одну… Это будет равносильно чуду.
  Елизавета оглянулась по сторонам.
— Макс! У меня такое ощущение, что мы здесь ещё не были, хотя неподалёку набережная Сены, где проходили утром.
— Здесь недалеко Нотр дам де Пари, собор Парижской Богоматери. Вон, его видно!
Елизавета посмотрела в ту  сторону, куда показывал Максим.
— Но нам нужен Сен Шапель.
— Вы к капелле Сен Шапель?
Перед супругами стояли два незнакомца. Лиза  изумленно посмотрела на них.
— Да!
Мужчины жестами указали нужное направление.
— Мы на экскурсию… отстали… Здесь снимают кино? — поинтересовалась Елизавета
  У незнакомцев, одетых с ног до головы в  чёрное, было такое выражение лиц, что Максим с недоумением посмотрел на жену.
— Я думал, что здесь идут съёмки.
— Съёмочной группы не видно. — Лиза оглянулась по сторонам. — А одежда-то  конца XVIII века. 
   Незнакомцы пожали плечами, переглянулись и, кивнув друг другу, скрылись из виду.
Лиза удивлённо  посмотрела им вслед.  Именно в этот миг у неё
появилось  странное ощущение нереальности всего происходящего.
— Уже в который раз! — подумала Лиза. — Но что-то мне подсказывает, что это ещё не всё.
А Максим только покрутил головой.
 Несмотря на странности, они продолжили идти в указанном направлении, к  Сен-Шапель. 
    Но вместо современной набережной  Лиза и Максим оказались на небольшом деревянном мостике. Рядом  шумел маленький водопад. 
— Как игрушечный! — воскликнула Лиза.
— Что-то я о таком месте не слышал, — высказался  Максим. — Райское место!
— Действительно, удивительное место! — согласилась Елизавета
  Но это было  только начало странностей.
  Пройдя мостик, Лиза и Максим  вышли на зелёную полянку, окружённую цветущими каштанами и кружевом  фиолетовых деревьев.
—  Но каштаны цветут в мае! — воскликнула Лиза.
Максим тоже  удивился.
  — А это что за фиолетовые свечки?
— Как я понимаю, эти деревья называются жаккарады, а свечки — это плоды. Чувствуешь запах?
Лиза сделала глубокий вдох, Максим непроизвольно повторил тоже самое за женой. Аромат был таким сильным, что кружил голову.
— В жизни нас окружает множество ароматов, приятных и не очень, сильных и слабых, — произнесла Лиза, вдыхая чудесный запах. — Порой событие из прошлого связано с конкретным запахом. Как  почувствуешь этот запах, сразу же возникает соответствующая картинка… и захлестнут чувства. Если в памяти осталось хорошее — радости. Если грустное — можешь и заплакать или сердце сдавит от боли.
  — Согласен! Лиз, ты — философ!  Но то, что вокруг нас —  это нереально! Такого быть не может!
Максим никогда не верил в мистическое, был реалистом, считал, что настоящий мужчина делает судьбу своими руками.  А тут такое! За несколько часов второй раз он встречается с тем, что ни в какие  рамки не входит.
— Лиз, милая! Это не связано с твоей художницей?
Так Максим называл Элизабет Виже-Лебрен.
— Возможно… вполне возможно, — рассеянно произнесла Лиза. — Марию-Антуанетту я уже видела в Консьержери.
  Она так и не рассказала мужу о своих странных путешествиях в сознании французской художницы.
— Что-то мне подсказывает, что ты её встретишь, — на полном серьёзе проговорил Максим.
— Ты так думаешь?
 Лиза подняла голову вверх, вглядываясь в цветущие кроны. Красота места отвлекла её от мыслей о Виже-Лебрен.
— Белые каштаны есть в Киеве и Питере. Розовые я ещё не видела.
Максим согласился.
— Я тоже.
—  Среди французов бытует поверье, что аромат каштанов укрепляет любовь.
Лиза улыбнулась и поцеловала мужа в щёку. Максим в ответ нежно прикоснулся губами к её  губам. Потом прошептал:
— Я тебя люблю! Только твой аромат сводит меня с ума.
  У Лизы от этих слов по всему телу прошла лёгкая дрожь. В дыхании мужа она всегда ощущала пряные, мускусные  оттенки, навеянные  морским, освежающим ветерком. Она на какое-то мгновение отвлеклась, послышался даже шум прибоя. Видя некоторую отстранённость жены, Максим с улыбкой спросил:
—  Лиз! На тебя так действует цветение каштанов или мой поцелуй?
— Ой, Макс! Ароматы кружат голову...
  Лиза сама закружилась. Ей было так легко и комфортно.
— Посмотри, Лиз! Мы в парке. Только каком?
  Максим и Лиза прошли по ухоженной тропинке и увидели поляну, где стояли столики, как в современном кафе. Неподалёку, как в в золотой дымке,  виднелось высокое белое здание, похожее на готическую церковь.
"Оригинальна как раз встреча. Она почти как чудо"
(Юкио Мисимо)
   За   ближним столиком  сидел мужчина в плаще и широкополой шляпе.  Увидев Лизу с Максимом он  удивлённо привстал и  без слов раскланялся.
  Максим хотел подойти и уже было протянул руку для рукопожатия, но Лиза остановила его.  Смятение Лизы увеличилось, когда  к первому мужчине подошёл   другой, тоже в плаще и шляпе. На  лице его были смятение и тревога.
  Мужчины заговорили по-французски так быстро, что Лиза ничего не разобрала. Она оглянулась на мужа. Когда повернулась,  никого за столиком уже  не было.
  Максим в  недоумении посмотрел на жену.
— Лиз, ты что-нибудь понимаешь?
— Нет… но мне кажется, что мы опять оказались в прошлом… Посмотри! Это не то, что нам нужно?
Белое здание с шпилем и колоннами, устремлёнными в небеса  вызывало щемящие  чувства радости и волнения.  Вид был такой красивый, что не передать словами. 
— По-видимому, это и есть Сен-Шапель, — зачарованно проговорила Лиза.
— Да это просто чудо!
 Лиза с удивлением посмотрела на мужа. Он не был впечатлительным человеком, но по его виду она поняла, что Сен-Шапель произвёл на него неизгладимое впечатление.
   До  главной встречи было буквально несколько шагов.
   Ни один человек не приходит в жизнь другого случайно. Это или испытание, или наказание, а порой, просто  подарок судьбы.
  Поэтому нужно ценить каждый прожитый миг, час, день. И людей, которые окружают сейчас и принимать их такими, какие они есть, не пытаясь исправить их характер. Пусть учатся на своих ошибках, если не воспринимают опыт других.
***
    Подойдя поближе к входу,  Максим и Лиза  увидели красивую  женщину в парике  с высокой прической. На ней было богатое старинное платье с высоким приталенным лифом и широкой юбкой.  В руках женщина держала  альбом, в котором  она делала наброски.  Напротив неё Лиза увидела  королевскую  особу и ахнула.
— Ах! Это же Элизабет Виже рисует портрет королевы Антуанетты!
— Так вот что значит все эти перемещения, — высказался Максим. — Ты должна была встретить своих героинь. Сначала в Консержери, теперь в Сен-Шапеле.
— Ты в это веришь? — удивилась Елизавета. — То есть, поверил?
— А как объяснить всё случившееся с нами? — Максим вопросительно посмотрел на жену. — Может, с тобой и раньше было подобное?
Лизе ничего не оставалось, как  подтвердить.
— Да… я потом тебе расскажу!
Максим покачал головой.
— Я должен был догадаться раньше, ты была такая одухотворённая. Хотя… если бы ты рассказала раньше я бы не поверил.
— Ты даже не представляешь! Я вместе с Элизабет совершила путешествие длиною в жизнь.
   Максим с пониманием смотрел на жену. Елизавета немного помолчала, а потом не выдержала и,  захлёбываясь словами, заговорила:
— Ты удивишься ещё больше, но я была в сознании Элизабет… видела её глазами, росла вместе с ней. Знаешь… твоя прабабушка Анна Головина в родстве с Виже! Представляешь?!
  Максим слушал, верил и не верил, что подобное может случиться. Но то, что он видел сейчас, было вне всяких сомнений.
— Знаешь, Лиз! — произнёс Максим. —  Дюма писал: "Каждая встреча — это алмаз, который  я прячу в сокровищницу моей души...." Как там дальше? Сейчас вспомню...
     Максим ненадолго задумался. Лиза продолжала смотреть на двух удивительных женщин, не решаясь подойти, чтобы не только не напугать, но и опасаясь, что они исчезнут. Тут опять заговорил Максим:
— Вспомнил! "Сегодняшняя встреча — четвёртая драгоценность, оброненная вами и подобранная мной".
— Макс! Ты хорошо знаешь Дюма! Я читала "Три мушкетёра", но такие подробности не вспомню… ой!
  Лиза ойкнула не зря. Элизабет Виже заговорила.
— Ваше величество! Наклоните чуть голову вправо!
— Лиззи! Я уже устала тебе позировать! Мне душно, жарко, — несколько капризно произнесла  Антуанетта. — Мы опоздаем на мессу.
— Всё-всё, ваше величество! Ещё один штрих! И вы свободны.
Действительно, через несколько мгновений Элизабет Виже Лебрен закрыла альбом и, оглянувшись, вместе с королевой прошла внутрь церкви.
  Вслед за ними решилии идти и Лиза с Максимом. Но ни Элизабет, ни королевы уже не увидели. Они исчезли также неожиданно, как и появились.
   Внутри стояла гулкая тишина, лишь изредка раздавалась речь на разных языках. Да и люди были одеты по-современному.
   У Лизы с Максимом возникло полное ощущение, побывав в прошлом, они по мановению волшебной палочки, опять вернулись в свой мир, назад в будущее.
  "Назад в будущее" — этот фильм Лиза и Максим с большим  интересом смотрели в детстве. Потом они каждый по отдельности приобрели сначала  видеокассеты с тремя частями, позже DVD.
  — Но всё-таки я видела Элизабет Виже и королеву Антуанетту! — думала Лиза. — Это равносильно чуду!
   Она поняла, что её путешествие с полюбившейся ей художницей, закончилось. Не зря Элизабет оглянулась, так она прощалась с Елизаветой, как будто чувствовала её присутствие.
  Видя улыбку на  лице жены, Максим  был счастлив. Тут раздался голос Ивана Дмитриевича.
— Лиза! Максим! Вы где пропали?
— Ой! Мы немного заплутали, — Лиза обрадовалась встрече. — Мы много пропустили?
К ним  подошли все, кто был на экскурсии в Консьержери.
— Нет, мы пока только осматривались.
— Здесь так удивительно красиво!
— Бесподобно!
— Такого мы ещё не видели!
— История Сен-Шапели очень интересная, — откликнулась на восхищённые возгласы Миша и стала рассказывать.
Из истории  Сен-Шапель
   В 1239 году король Франции  Людовик IX купил у императора Латинской империи Балдуина II де Куртене (2) 22 святые реликвии Страстей Господних. Среди них был терновый венец, обладание которым было знаком богоизбранности французских королей.      
    Людовик IX встречал бесценную драгоценность босой и в рубище, пытаясь доказать свою  набожность и богобоязненность. Через два года Бодуэн
 продал Людовику фрагмент истинного креста и ещё
несколько реликвий, связанных с Богоматерью. Но наиболее ценным был фрагмент истинного креста. Креста, на котором был распят Иисус Христос.
  Когда священные реликвии оказались на французской земле Людовик IX задумал построить для их хранения особую капеллу-реликварий.   
   Особой она была не только по назначению, ведь  ранее ничего подобного не было,  но и по изысканности и роскоши интерьера. Именно это превратит Сен Шапель в шедевр архитектурного искусства.
 Пьер де Монтеро, архитектор, решил создать одну над другой две церкви.(3)
   Капелла поэтому была разбита на два уровня равной площади (600 квадратных метров), но разной высоты.
    Верхняя, освященная во имя Святого Креста, располагалась на одном уровне с королевскими покоями. В ней молилась королевская семья, приближённые, высокопоставленные гости королевства, а ещё здесь же хранились реликвии.
    Нижняя капелла, освященная в честь Девы Марии, предназначалась для придворных, дворцовой гвардии и слуг.
  Затраты на строительство  составили около 40 000 ливров. Капеллу построили, как сейчас говорят, в рекордные сроки, в четыре года. 
    Освящение  Сен-Шапель состоялось  26 апреля 1248 года. С этого времени каждую Святую пятницу здесь торжественно выносили для поклонения Истинный Крест Господень. В шествии порой принимал участие и Людовик IX.
 Французы верили, что реликвии чудесным образом оберегают короля и всю страну.
  Наиболее ценные реликвии хранились в Великой раке (высота 2,7 м.), изготовленной за 100 000 ливров из серебра и позолоченной меди. Огромный драгоценный ларец, стоявший в апсиде (4) верхней капеллы, называли Палладиумом, священным щитом Французского королевства.
  В 1244 году король тяжело заболел и дал обет возложить на себя крест. Получив в Сен-Дени хоругвь, перевязь и посох паломника, а также благословение папы, в 1248 году Людовик  отправился в VII  Крестовый поход. В  Египте сарацины взяли короля в плен, но  ему удалось откупиться огромной суммой денег.      
   Вернулся Людовик во Францию после шестилетнего отсутствия и ревностно принялся за государственные дела. Значительно была расширена судебная власть короля,  центральным судебным учреждением стал парижский парламент, состоявший из пэров и юристов.
   Людовик любил книги и искусство. Не зря его позже назовут Периклом средневекового зодчества. Он усердно воздвигал храмы. Кроме Сен-Шапель  были сооружены собор в Реймсе и монастырь Ройомон.
   Неудача VII крестового похода не охладила энтузиазм Людовика. Государственные дела наскучили и в марте 1270 года он отправился в Тунис.
— Пора местного эмира обратить в христианство, — питал надежды французский король.
   Ожидая прибытия Карла Анжуйского, Людовик бездействовал. В войске началась эпидемия дизентерии. Трупы сбрасывали в яму недалеко от лагеря. Вскоре умер сын Людовика Тристан.  3 августа заболел сам Людовик. Поднялась высокая температура, начались сильные головные  боли.  Невыносимые мучения приносили тошнота и  рвота. Зловонными испражнениями был пропитан воздух.
   Несмотря на болезнь, Людовик слабой рукой пишет поучения сыну Филиппу.(5)
"Пусть преисполнится сердце твоё любви к Господу...
   Остерегайся сотворить неугодное...
 Если Бог даёт тебе испытания,  будь примером в долготерпении и благоразумии...
 Стремись, чтобы тебя окружали люди добропорядочные...
  Следуй слову Божью..."
  Вскоре случился обморок и 25 августа король скончался.
    Карл Анжуйский перевёз тело Людовика на Сицилию, где оно было погребено в соборе Монреале.  В последствии останки Людовика  перенесены в усыпальницу французских королей в Сен-Дени.
Сразу после кончины Людовика его сын Филипп III поднял вопрос о канонизации умершего короля. Филиппа поддержали многие влиятельные лица во Франции. Спустя 27 лет, в августе 1297 года, булла «Gloria laus» папы Бонифация VIII провозгласила его святым.
Это интересно!
• Имя Людовика через название Миссии Сан Луис Рей перешло на название одного из племён индейцев Калифорнии луисеньо.
•     Во Франции Людовик традиционно считается святым покровителем парикмахеров.
  Это случилось   во время VII Крестового похода в Палестину. Климат этой страны очень плохо повлиял на здоровье Людовика. В 1254 году в возрасте 28 лет он вернулся домой совершенно лысым.
Бланка Кастильская, мать Людовика, очень расстроилась, видя своего горячо любимого сына в таком  состоянии. О париках в те далёкие времена никто и не знал, поэтому скрыть свою лысину королю было просто нечем. Но материнская любовь и привязанность к сыну  навела Бланку на интересную мысль:
— Если у моего  любимого сына Людовика нет своих волос, то почему бы ему не стать обладателем искусственной шевелюры?
  Она перебрала в памяти всех своих придворных, у которых волосы были точно такого же цвета, что и выпавшие волосы Людовика, поговорила лично с каждым.
  Подданным польстило, что мать короля беседует с ними, как с равными.
— Прошу пожертвовать прядь волос, — попросила Бланка, с милой улыбкой.
  Для чего именно ей понадобились волосы,  она  своим людям не сказала. А те и спрашивать не решились, боясь навлечь на себя  гнев, но королеве  отказать не могли.
   Бланка собирала пряди волос,  тщательно  и аккуратно  прикрепляла их на шапочку из тонкой материи, которую  надела на голову любимого сына.
  Людовик полностью доверился матери, во время её действий безропотно сидел  в кресле. Когда последний локон оказался на месте,  голову короля украшала роскошная шевелюра.
 Вот так появился первый парик в мире, который был создан руками любящей матери.
 А так как носил его король Людовик IX,  причисленный к лику святых, то немного позже его выбрали покровителем всех парикмахеров католического мира.
"Величайшие произведения архитектуры стоят как живые свидетели прошлого в жизни современности"
(Ханс Георг Гадамер)
   С XIII века  до начала Великой Французской  революции все изменения в Сен-Шапель были направлены лишь на восстановление интерьеров, повреждённых пожарами и наводнениями. И такое было. От природной стихии не уйти, справиться трудно. Но святые места спасают небеса, а вот от человеческих рук спастись  просто невозможно.
   Так святая капелла выстояла во время пожаров и наводнений, но в годы Великой французской революции (1789 – 1799 г.г.) её, как и многое, связанное с монархией  и религией, не обошла разрушительная ненависть восставших. Часовню неоднократно грабили и громили.   Вывезли не только бесценные реликвии,  но и мебель.  Почти трёхметровую раку из позолоченной меди и серебра вывезли на переплавку.
   Одни крушили, а другие спасали.   Старинные  органы  - музыкальные клавишно-духовые инструменты IX века, выписанные из Италии  и значительная часть статуй благодаря археологу  А. Ленуару (6) разместили в церкви Сен-Жермен-л’Осерруа. Но некоторые украденные  святыни  пропали, разбили,  вполне возможно, до сих пор хранятся  в частных коллекциях. На всеобщее обозрение не выставляются.
   Терновый венец в 1793 году передали на хранение в "Кабинет Антика", а в капелле разместили архивный склад. В 1804 году венец передали епископу Парижа, который поместил его в сокровищницу собора Нотр-Дам-де-Пари. Его можно увидеть в страстную пятницу, перед пасхой.
   Склад в Сен-Шапель работал до 1840 года. Группа учёных во главе с Виолле ле Дюком (7) приняли решение восстановить средневековый облик церкви.  Только тогда начались грандиозные реставрационные работы.
"Архитектура — это застывшая музыка"
(Фридрих Вильгельм Иозеф Шеллинг)
  Узкая, устремленная ввысь двухэтажная церковь со стройными башенками со шпилями и высокими окнами является по посещаемости третьей достопримечательностью Парижа.
Экскурсанты сразу же стали гадать.
— Можно предположить, что 1 — это Лувр, 2 — Эйфелева башня?
— А может, Нотр-дам де Пари и Лувр?
— А как же Консьержери?
— Вы все правы! — согласилась Миша. — И Лувр, и Эйфелева башня, и Нотр-дам де Пари, и Консьержери — это выдающиеся достопримечательности Парижа.
"Готическая архитектура позволяет узреть бесконечность"
(Сэмюэл Кольридж)
   Архитектура Сен-Шапель – готический вариант  дворцовых церквей эпохи Каролингов.
 Крыша наклонная, крутая украшена мраморной изящной балюстрадой, которая венчается ажурным шпилем, устремленным ввысь на высоту 75 метров. Портик перед фасадом украшает окно-розетка с сюжетами Апокалипсиса, датируемое XV веком.
  Побывав на  нижнем этаже — в часовне  Богоматери, которая ранее предназначалась для гвардейцев и придворных, Миша повела своих экскурсантов вверх по винтовой лестнице в личную капеллу королевской семьи. Она представляла высокий сводчатый зал, парящий на высоте 20 метров. Стены состояли сплошь из 15 витражей, выполненными в красно-желто-синих тонах.
  Витражи — главное украшение верхней капеллы. Их площадь составляет 600 м; и две трети из них — подлинные произведения витражного искусства XIII века.  Остальная  часть — имитация после реставрационных работ.
Витражи выполнены по мотивам библейских текстов от сотворения мира до казни  Иисуса Христа.
    Каждое витражное окно поделено на стрельчатые арки и «читается» слева направо и снизу вверх.
Круглый витраж на западной стороне капеллы посвящён Откровению Иоанна Богослова.
  Елизавета была просто очарована красотой внутреннего убранства Сен Шапели. Она впитывала как губка каждое слово экскурсовода.
—  Приеду, обязательно подготовлю стенд с  фотографиями о достопримечательностях Парижа, — решила Лиза.- Можно провести виртуальную экскурсию с помощью компьютерной графики. Найти на ютубе не составит сложности.
  Пока Лиза размышляла, солнечные лучи упали на витражи, которые заиграли, заискрились как стёклышки в калейдоскопе.  Ей даже показалось, что библейские картины ожили.
  Со всех сторон послышались восхищённые возгласы.
— Какая красота!
— Это чудо! Чудо!
— Так необычно!
— Необыкновенно!
Гул людских голосов прервали звуки органной музыки.(8)
  Удивлению экскурсантов не было предела. Все невольно посмотрели на Мишу.
-Не хотите посетить  концерт классической музыки? — спросила она. — Я договорюсь насчёт билетов. Согласны?
— Да, да!
— Конечно, согласны!
— Послушать звучание старинного  органа — окунуться в прошлое, — шепнула Лиза Максиму на ухо.
— У нас с тобой на сегодня много впечатлений, — констатировал  Максим. — Путешествие в прошлое и настоящее с заделом на будущее.
— Как это, с заделом на будущее? — удивилась Лиза.
  — Твоё путешествие в прошлое не случайно, как и всё в нашей жизни.
Елизавета развела руками.
— Ты раскрываешься мне совсем с другой стороны. Мне казалось,  мистика для тебя — закрытая тема.
   Максим только пожал плечами и посмотрел вверх, где витражи раскрашивались радужными красками.
  Как писал Виссарион Белинский, раскрывающий по словам Фёдора Достоевского (9) "основы нравственности":
"Мы вопрошаем и допрашиваем прошедшее, чтобы оно объяснило нам наше настоящее и намекнуло нам о нашем будущем".
— Это интересно, что у меня есть родственные корни с твоей художницей.
Максим иначе не называл Элизабет Виже Лебрен.
— Но то, что ты ею занимаешься, всё-таки не случайно! Иначе, как бы мы с тобой встретились?
 Лиза улыбнулась.
Июнь, Париж залит свечами,
Вдоль Сены острова цветов...
Гуляю долгими ночами
По улочкам из сладких снов. (11)
Многоликой столице Франции
Придают колорит небеса...(11)
Я не зря вспоминала Констанцию,
Знаю, девичьи слёзы — роса.
… В лабиринте французского прошлого
Затеряемся мы вдвоем...(11)
Буду помнить только хорошее,
А иначе, зачем мы живём?!
  ***
  Прошлое всегда с нами, и всё, что мы собой представляем, всё, что мы имеем, исходит из прошлого,  мы его творение. И мы живём, погружённые  в него. Не понимать и не ощущать прошлого, значит не понимать настоящее.(10)
  Человек не может без прошлого. Оно как тень в солнечную  погоду незримо преследует  нас. Мы обращаемся к прошлому, чтобы разобраться в настоящем, найти ответы на те вопросы, которые нас волнуют. Как это узнать?  Да, совершенно просто! Если задуматься, поразмыслить, вспомнить все нюансы, всё может получиться!
 Прошлому свойственны неподвижность, постоянство. Оно не меняется и несёт в себе печать вечности, подобно написанной маслом картине или статуе из бронзы или мрамора.(10)
  Стоит только, волею случая,  попасть в тот момент, когда художник закончил работу с холстом, как картина оживёт и начнёт жить своей жизнью. Как в истории с Елизаветой. Не верите? Значит подобное с вами ещё не случалось. Ждите!
***
Прошлое нас настигает внезапно,
То, что увидим — невероятно!
Лица мелькнут незнакомые даже,
Находится всё, что считали пропажей.
Скрытое явным становится вскоре.
… С прошлым —  мы в радости, счастье и горе! (12)
 
 (1) Екатерина Сиванова «Письмо о прошении»
(2) Людовик IX Святой (1226-1270) — французский король
Балдуин II де Куртене (1217/1218 — 1273) — сеньор де Куртене и де Монтаржи, последний император Латинской империи (1228—1261)
(3) Пьер де Монтеро (1200-1267), он же Пьер де Монтро, Пьер де Монстрёй — архитектор родом из Монтрёя — ныне восточный пригород Парижа. С XVII века ему приписывают работы по созданию капеллы Сен-Шапель (1243-1248). В настоящее время его авторство опровергается
(4) Апсида –  примыкающий к основному объёму пониженный выступ здания. Как правило, этим термином обозначаются алтарные объёмы в церковной архитектуре.
(5) Филипп III Красивый (1245-1287) — преемник Людовика IX на французском престоле
(6) Александр Ленуар (1762-1839) французский археолог, заведующий древностями, занимающийся реставрацией королевских могил
(7) Эжен Эммануэль Виолле ле Док (1814-1879) — историк архитектуры, основоположник архитектурной реставрации
(8) концерты классической музыки часто проходят в часовне Сен Шапель и имеют огромный успех у публики
(9) Виссарион Белинский (1811-1848) — мыслитель, писатель, литературный критик и публицист;
Фёдор Достоевский (1821-1886) — прозаик, философ
(10) Джавахарлал Неру (1889-1964) —  видный политический деятель мира, один из лидеров национально-освободительного движения, бывший премьер-министр Индии
(11) Стихи  о Париже Татьяны Воронцовой
(12) Стихи автора