Фаэтон-убийца

Ольга Кириллова 7
Что стало поводом для начала Первой мировой войны, которая затронула 33 страны нашей планеты? Историки называют массу причин: и нестабильность политической ситуации тех лет, и стремление власть имущих к переделу жизненного пространства, и желание патриотов из «Молодой Боснии» освободить свою страну… Но, анализируя некоторые факты, вполне можно сказать, что начало мировому раздору положил… автомобиль.

Вы наверняка помните, что в начале прошлого века балканское государство Босния и Герцеговина входило в состав Австро-Венгерской империи. И в Сараево, в частности, были расквартированы его войска, инспекцию которых в конце июля 1914 г. и решил провести наследник австрийского престола эрцгерцог Фердинанд. Встал вопрос: на чем отправиться в путь? Вот тут-то и поступило предложение от давнего приятеля эрцгерцога — графа Франца Мария Альфреда Харра, предоставившего для путешествия свой уникальный автомобиль «Грэф унд Штифт» с кузовом «фаэтон» и регистрационным номером A III-118.

Говорят, что Фердинанд это предложение поначалу отклонил, но его супруга — герцогиня Гогенбургская София была настолько очарована роскошной машиной и так настаивала на поездке именно на ней, что в конце концов эрцгерцог сдался, уступив ее уговорам. Вот уж право слово — выслушай женщину и сделай наоборот.

Фаэтон «Грэф унд Штифт» считался одним из самых роскошных автомобилей того времени. Удобные мягкие диваны обтягивали натуральной кожей, панели были выполнены из ценных пород дерева, внутри располагался бар с напитками, а ручки и некоторые детали отделки имели позолоту. Особый шик салону придавали шелковые шторы на окнах и приятное электрическое освещение.

На автомобиле «Грэф унд Штифт» был установлен 4-цилиндровый двигатель объемом 6 л и мощностью 32 л. с. Многодисковое сцепление, 4-ступенчатая коробка передач. И две тормозные педали, одна из которых служила для легкого торможения, другая же — для экстренного.

Благополучно прибыв в Сараево, наследник австрийского престола вместе с супругой направился в ратушу на торжественный прием, но по дороге на него было совершено покушение. Один из боевиков бросил бомбу в правительственный кортеж. Полиция знала о готовящемся теракте боснийских подпольщиков, но ожидала его совсем в другом месте.

Эрцгерцог и его супруга не пострадали, ранения получили четыре офицера охраны, которых Фердинанд решил проведать в госпитале, куда и направился вместе с Софией после приема. Вот тут-то и началось нечто непонятное.

Водитель фаэтона каким-то образом пропустил нужный поворот, запутался в улочках и заехал в глухой переулок (позднее, ведя расследование этого дела, полиция полностью исключит версию о предательстве шофера), где из подъезда дома выбежал террорист и почти в упор расстрелял из револьвера высокопоставленную чету. Эрцгерцог Фердинанд и герцогиня София скончались на месте.

В результате данного инцидента Австрия объявила войну Сербии, посчитав, что именно сербы организовали покушение. На сторону последних, как известно, встала Россия, на сторону австрийцев — Германия. Конфликт обрастал сторонниками и противниками, как снежный ком, втянув в Первую мировую войну 33 страны. Но назвать причиной всего происшедшего именно автомобиль вряд ли бы кто осмелился, не случись того, что случилось с теми, кто становился его владельцем в последующие 12 лет.

Справка:
Венская компания «Винер Аутомобильфабрик АГ Грэф унд Штифт» была основана в 1908 г. и занималась выпуском весьма комфортабельных машин, которые за довольно короткий срок получили невероятную популярность. Их даже называли австрийскими «роллс-ройсами» для высокопоставленных вельмож. Да и как иначе?«Грэф унд Штифт» приобрели для себя австрийский принц Георг Вильгельм, император Франц Иосиф и ряд других известных личностей. Лучшей рекламы и не придумать.

Совершенно необъяснимым образом все, кому принадлежал злополучный кроваво-красный фаэтон после гибели эрцгерцога, закончили свою жизнь весьма плачевно. Тринадцать (!) владельцев погибли, два — сошли с ума. Автомобиль, словно дикий зверь, познавший вкус крови, безжалостно уничтожал не только своих хозяев, но и совершенно посторонних людей: сбивал прохожих, давил механиков, занимавшихся его ремонтом.

Первым владельцем фаэтона после трагедии с Фердинандом стал австрийский генерал Потиорек, которого считали одним из самых удачливых полководцев. Он получил автомобиль спустя несколько дней после осады Сараево. И удача тут же отвернулась от него. Месяца не прошло, как генерал потерпел сокрушительное поражение в одной из военных операций и был вызван «на ковер» в Вену. В дальнейшем он всеми силами старался вернуть себе красавца «Грэфа», оставшегося в Сараево, но все попытки оказались безуспешными. Это ли стало причиной или еще что, но генерал тронулся умом, был помещен в психиатрическую клинику, где и умер.

Тем временем фаэтон обрел нового хозяина, коим стал адъютант генерала Потиорека. Правда, владеть шикарным авто ему довелось всего несколько дней. В одну из немногочисленных поездок, которая стала для него последней, офицер решил покрасоваться и машиной, и своими навыками вождения перед дамой сердца. Но бравое «гарцевание» на железном коне привело к еще одной трагедии, унесшей жизни сразу троих человек. Под колесами машины оказались две хорватские женщины, а сам офицер погиб после этого, не справившись с управлением и врезавшись в дуб.

Третьим хозяином «Грэфа» стал губернатор Югославии, по чьему распоряжению машина была полностью восстановлена. Но череда необъяснимых происшествий не прекратилась. За четыре месяца фаэтон стал участником и виновником четырех аварий. Три первые привели губернатора и ехавших с ним пассажиров лишь к легкому испугу — автомобиль словно предупреждал о грозящей опасности. А вот последняя… Губернатор не только потерял в ней правую руку, но и лишился возможности иметь детей. В результате он отдал приказ уничтожить фаэтон-убийцу, стерев его с лица земли. Однако приказ по какой-то причине не был выполнен, машина уцелела и перешла к новому хозяину — врачу, который ассистировал хирургу на операции губернатора.

Не найдя для себя водителя — люди наотрез отказывались даже подходить к дьявольской машине, — врач вынужден был сам сесть за руль. Но и ему недолго пришлось наслаждаться роскошью автомобиля — спустя полгода эскулапа обнаружили на дороге в перевернутом фаэтоне, он был мертв.
Вдова погибшего доктора тут же избавилась от страшной машины, продав ее скупщику ювелирных изделий. Прошел год, и люди вновь заговорили о проклятии «Грэфа» — скупщик по неизвестным причинам повесился.

А автомобиль достался еще одному доктору, от услуг которого после данной покупки тут же отказались его постоянные пациенты. Выяснив причину потери всей клиентуры, врач спешно избавился от автомобиля, продав его швейцарскому гонщику.
Последний вскоре погиб на гонках, врезавшись в столб на трассе. Опять же — в Сараево. Вызволенное из машины тело гонщика было страшно обезображено, его похоронили, а смертоносный фаэтон вновь восстановили.

Постояв какое-то время без хозяина, кроваво-красное чудовище обрело новую «конюшню», переехав в предместье Сараево к фермеру. Кстати, перед покупкой тот советовался с экстрасенсом и получил подтверждение, что для него машина совсем не опасна, мол, она уничтожает только представителей знати и интеллигенции. Однако «Грэф» не пощадил и простого фермера — через несколько месяцев произошла новая трагедия. Машина неожиданно заглохла посреди дороги и не хотела заводиться. Пришлось просить о помощи проезжавшего мимо крестьянина. Автомобиль привязали к лошади, фермер сел за руль. Тронулись в путь, и тут машина каким-то образом завелась сама собой, резко рванув вперед. Протаранив телегу и лошадь, она перевернулась. Бедолага-водитель погиб на месте. А фаэтон-убийца перекочевал в гараж Тибора Хиршвилда, который сам его и отремонтировал. Как оказалось, на свою беду.
Решив жениться, господин Хиршвилд отправился в церковь на «Грэфе», прихватив с собой четверых друзей. По дороге во время обгона автобуса автомобиль вышел из-под контроля. Результатом страшной аварии стали сразу пять трупов.

С тех пор желающих стать хозяевами данной машины не нашлось, но ее в очередной раз отреставрировали и отправили в Венский военно-исторический музей. Пока ничего страшного с ней больше не связывают. Но кто знает, что будет в дальнейшем? То, что фаэтон-убийца способен причинить вред, даже не выезжая на дорогу, знают многие. Однажды «Грэф» придавил владельца автостоянки к стене. Причем в машине никого не было, она тронулась с места сама собой — отказал ручной тормоз.

Историей данного фаэтона заинтересовался судебный медик из США Джонатан Барч, который склонялся к теории существования машин-убийц. Ему не удалось довести до конца свои изыскания — Барч был раздавлен своим собственным авто. Машина неожиданно поехала в тот самый момент, когда медэксперт лежал под ее днищем, занимаясь ремонтом.