Сказка-детектив о пропавшей букве Ж

Олеся Чащихина
Сказка-детектив о пропавшей букве Ж

Аннотация:
Один вредный мальчик, попав в страну Грамматика, подговорив Лешего, спрятал букву Ж. И тут такое началось... Но другие хорошие мальчик и девочка нашли и вернули букву Ж.
Сказка-детектив с хорошим концом. Помогает родителям в образовании и воспитании детей.

Таня Хорошечкина ученица 5"В" класса, открыв учебник русского языка, не поверила своим глазам. Из всех текстов и упражнений исчезла буква Ж. Девочка сразу запереживала, подумав, что у неё  начались серьёзные проблемы со зрением. Она закрыла учебник, крепко зажмурилась, снова открыла учебник, открыла глаза, но всё равно нигде не увидела этой буквы. "Что случилось? - подумала про себя Таня. - Может, я сошла с ума?". Но такая мысль её не очень порадовала, поэтому девочка сразу выкинула её из головы. "Интересно, а из букваря буква Ж не исчезла? - потянувшись к полке на которой стоял её самый первый учебник - азбука, подумала Таня. И что же она увидела, открыв букварь? Вместо буквы Ж было белое пятно.
Девочка листала книгу за книгой, но везде, где должна была стоять Ж вместо неё красовались голые пропуски. "Куда и самое главное, как могла пропасть буква Ж? Неужели её похитили?" - сплошным потоком бежали мысли в голове Танечки.
Прервал "поток" телефонный звонок. Звонил одноклассник Костя Двойкин.
- Алло! - подняв трубку, проговорила девочка.
- Хорошечкина, ты уже открывала учебники? - радостно хихикая, спросил мальчик.
- Костик, это ты?
- Да, привет! Заметила что-нибудь необычное?
Слишком счастливая интонация не очень понравилась Тане, но она спокойным голосом, показывающим, что для веселья повода совсем нет, ответила:
- Да, буква Ж куда-то пропала.
- Я звоню, чтобы сообщить, что из-за этого ЧП уроки отменили. Здорово, правда?!
- Чему ты радуешься, Двойкин? Разве ты не понимаешь, что сейчас творится в грамматике? - строго спросила Таня.
- Ой, да что там может твориться? Меня, если хочешь знать, это вовсе не волнует, я счастлив, что мне больше не придётся писать по сто раз эту противную букву в дополнение к домашней работе. Я её всегда с буквой Х путаю.
В стране Грамматике действительно творилось что-то невообразимое. Все буквы, толкая друг друга, бегали в поисках бесследно пропавшей буквы Ж, заглядывая во все орфограммы. Многие правила растерялись, перепутались, суффиксы -онок-, -ок-, -онк- плакали горькими слезами. В общем началась такая неразбериха, просто ужас. Даже сам глагол повелительного наклонения был так расстроен и озадачен происшествием, что не мог придумать, как же прекратить нешуточную панику, разыгравшуюся в городе.
Поэтому на помощь Его Величества глагола смело вышло  Ударение, покровитель знаков препинания, так как на пунктуацию не сильно повлияла пропажа буквы Ж.
Ударение и глагол были хорошими друзьями, а настоящие, верные друзья никогда не бросают в беде друг друга. Поэтому Ударение, не долго думая, отдал приказ точкам, запятым, кавычкам и, конечно же, глубокоуважаемым знакам - восклицательному и вопросительному.
- Друзья, - обратилось Ударение ко всем знакам пунктуации, - мы должны помочь буквам найти всем известную и незаменимую букву Ж, которую похитил сегодня рано утром какой-то хулиган.
- Мы не справимся, - пропищала запятая, которая ставится перед союзами -а-, -но-, мы не знаем орфограмм, мы же пунктограммы.
- Она совершенно права, - хором ответили кавычки, которые пишутся в прямой речи и, вообще везде, где этого требуют правила русской грамматики.
- Советоваться с самими буквами тоже нет смысла. Гласные мало что знают о правописании согласных, а согласным не всё известно о гласных, - со знанием дела произнесла одна из морфем - приставка.
- Я предлагаю найти того, кто хорошо разбирается не только в пунктуации, но и в орфографии! - очень уверенно ответил восклицательный знак.
- А разве в нашем городе такие есть? - поинтересовался вопросительный знак.
- Значит нужно звать на выручку кого-то из мира людей! - заявило Ударение.
Таня скучала, сидя дома. Уроков в школе не было.  Директор школы хватался за голову и говорил учителям: "Такого не может быть, ищите лучше".
И они, учителя, перебегали из кабинета в кабинет, пытаясь понять, каким образом и куда могла запропаститься буква Ж.
Читать без этой буквы  тоже было не интересно. Все слова, в которых должна стоять эта буква, без неё теряли смысл. После мучительной скуки девочка решила сама заняться расследованием, но вот с чего начать она совсем не знала. Поэтому решила позвонить Двойкину.
Костя радовался изо всех сил тому, что ничего не нужно делать причём делать это по уважительным причинам.
- Костя, нам обязательно нужно встретиться, - требовательно произнесла Таня, когда Двойкин поднял трубку телефона.
- Зачем это? - лениво спросил он.
- Ты должен помочь мне разыскать пропавшую букву.
- Тебе надо ты и разыскивай, а мне некогда, - соврал мальчик и уже хотел положить трубку, но не успел, потому что Таня снова начала говорить.
- Костя, если буква не будет найдена, люди перестанут друг друга понимать, а затем всё равно придумают другие правила, возможно, более сложные, попыталась объяснить Таня Костику.
- Хорошечкина, я думаю ты просто преувеличиваешь, пропала-то всего-навсего одна буква из тридцати трёх, да к тому же не так уж и частоупотребимая, - ответил Костя, удивившись самому себе, произнеся такое длинное слово, всплывшее откуда-то  из  глубин его памяти.
-Ну и, пожалуйста, обойдусь без тебя, - обиделась Таня и повесила трубку.
Положив трубку, Таня посмотрела на потолок, словно пытаясь найти там ответ, с чего начать поиски. Постояв так с минуту, она вдруг вспомнила, как Сема Капусткин хвастался, что у него есть какой-то дальний родственник маг и волшебник, который работает в цирке фокусником.
Когда Танечка позвонила Капусткину, тот просматривал пятидесятую книгу, пытаясь найти хоть одну букву Ж.
- Алло! - подняв трубку , произнёс он.
- Сёма, привет! Это Таня, - немного заикаясь от волнения, произнесла дувочка.
- Привет! - кратко ответил Капусткин.
- Сёма,  помнишь ты говорил, что у тебя родственник есть, фокусник.
- Не фокусник, а волшебник, - обиженно поправил он Таню.
- Так есть или нет? - переспросила Таня.
- Ну есть, а тебе-то что?
- Мне очень нужна его помощь в поисках пропавшей буквы.
- Так, ты же говорила, что маги существуют только в сказках, - немного завышая тембр голоса, возмутился Сёма.
- Ну, я... я думаю, этот случай и покажет существуют они или нет, - не растерялась девочка.
Капусткин не очень хорошо относился к Тане за то, что та его всегда называла лентяем, когда он просил дать ему списать домашнюю работу и болтуном, если Сёма рассказывал о фокусах своего дяди. Поэтому, он сначала хотел отказать однокласснице, но дело в том, что он, Капусткин, был очень любопытеным мальчиком, ему также, как и Тане хотелось узнать, куда же запропастилась эта буква и сказал:
- Хорошо, мы сегодня придём к тебе.
Таня поблагодарила Капусткина и положила трубку, а так как дальний родственник жил совсем близко от Сёмы, то они не заставили себя долго ждать, и через полчаса Сёма и его дядя маг были уже у дверей её дома.
Таня распахнула перед ними дверь и увидела Сёму, а рядом с ним самого обычного молодого мужчину, каких много.
- Вы и есть волшебник? - недоверчиво спросила девочка, глядя на незнакомца.
- Не похож? - улыбаясь, спросил дяденька.
- Не очень, - отрицательно кивнула головой Таня
- А так? - дернув за какую-то невидимую верёвочку своего пиджака, спросил дядя Гриша, маг и волшебник.
- Ух ты, теперь похож!
Дядя Гриша стоял стоял перед Таней и Сёмой в костюме настоящего колдуна.
- Ну, а теперь рассказывайте, что у вас приключилось, - взглянув на детей, попросил он.
- Я сегодня проснулась и...
- Я тоже утром встал..., - перебил Капусткин Таню, - а её нигде нет.
- Я пересмотрела все книги, даже книги родителей, но не нашла.
- Она куда-то запропастилась, округлив глаза и очень эмоционально жестикулируя, проговорил Сёма.
- Да, кто пропал-то? - непопонимающе спросил  волшебник.
- Буква Ж, - хором произнесли дети.
- Так, так, так! Хм, вот оно что! Интересно, интересно, - вполголоса бубнил про себя дяденька то прищуриваясь, будто уже кого-то подозревает, то как-то очень уж хитро улыбался. - Всё ясно, - наконец, чётко произнёс он, - вашу букву украли недоброжелатели.
Сёма и Таня переглянулись, посмотрели друг на друга, а затем Таня нахмурилась и угрюмо сказала:
- Для того, чтобы понять это, не обязательно быть волшебником.
- Да, подожди ты, - прошептал Сёма.
- Если действительно хотите спасти букву Ж, нужно спешить без промедления, - произнёс дядя Гриша, - если в течение шести часов не вернуть недостающую в алфавите букву на место, то и все остальные орфограммы навсегда изменятся и, поверьте, начнётся такая неразбериха, что , как говорится, ни в сказке сказать ни пером описать.
- Мы готовы спешить, только не знаем куда, - торопливо сказал Сёма.
- Вам необходимо попасть в город Грамматики.
- А разве может обычный человек из реальности попасть в, мягко говоря, нереальность? - растерянно спросила Таня.
- Конечно! Если, конечно, у вас есть знакомый маг, - ласково улыбнувшись, ответил дяденька.
- Дядя Гриша, а как вы нас туда отправлять будете?, - с нескрываемым любопытством спросил Сёма.
- Я буду произносить магические слова, а вы должны шёпотом проговаривать "Вперёд!".
- И всё что ли? - вырвалось с недоверием у Тани.
- Нет, нужно, чтобы тот, кто отправится в путь, хорошо знал и грамматику и пунктуацию русского языка.
- А обратно как? - снова поинтересовалась девочка.
- С этим всё просто, я отправлю вас ровно на шесть часов, но вы должны иметь в виду, если не успеете за это время найти нужную букву, то в мир людей вернуться не получится. Готовы? - на всякий случай спросил волшебник.
- Готовы! - уверенно ответили ребята.
- Морфемикус, морфологикус, звукобуквенукс, -заговорил страшным, громким шёпотом, сильно при этом жестикулируя руками над какой-то очень толстой книгой с золотыми страницами. А затем округлив глаза ещё страшнее протянул, у-у-у. - Странно, или кто-то из вас не знает орфограмм, или я что-то напутал, но вы должны знать, я никогда ничего не путаю, - предупредил дядя Гриша, когда понял, что после заклинания дети всё ещё были в комнате.
- Это я, - густо покраснев, признался Капусткин.
- Тогда выйди, пожалуйста, из комнаты, твоё незнание мешает мне колдовать, - скомандывал волшебник.
- А, если Хорошечкина попадёт в лапы какого-нибудь страшного чудовища, а её и спасти будет некому, - вдруг запереживал Сёма за одноклассницу.
Таня, услышав это, зауважала Капусткина и даже пообещала впредь помогать ему на контрольных.
- А вы можете усилить ваше волшебство? - умоляюще посмотрев на дядю, спросил Сёма в надежде отправиться вместе с Таней в незнакомый и небычный мир грамматики.
- Можно, конечно, но тогда у вас будет не шесть, а только четыре часа, - предупредил маг, строго посмотрев на Сёму и Таню.
- Мы справимся! - смело ответили ребята.
- Возьмитесь за руки, - сказал волшебник.
Таня и Сёма послушно взяли друг друга за руку, зажмурились и начали вместе шёпотом произносить слово "вперёд!".
- Мофемикус, - снова начал страшно проговаривать магическое заклинание маг, - синтаксикус, пунктуацикус, омонимус, антонимус, синониму-у-ус.
Слово синонимус было последнее, что услышали дети, а затем  они вдруг стали лёгкие-лёгкие, поднялись в воздух и оказались в учебнике русского языка для начальной школы.

                ***
Первым, кого они увидели, была величественная буква А. На ней была одета королевская мантия, обшитая драгоценными камнями и золотыми нитями, а на голове сверкала корона, похожая на букву Ш.
- Здравствуйте! Вы, наверное по просьбе достопочтейнейшего Ударения прибыли к нам на помощь? - величаво спросила буква А.
- Здравствуйте! - ответили Таня и Сёма. - Нет, мы прибыли сюда по собственной инициативе, чтобы разобраться в этой запутанной ситуации и вернуть букву Ж на прежнее место, - смело ответила Танюша без запинки, будто экзамен сдала.
- Похвально! Благодарю вас! Но прежде, чем вы войдёте в ворота самого города Грамматики, я должна проверить, знаете ли вы алфавит.
- Ха, кто ж его не знает?! Я уже в три года все буквы знал, - похвастался Капусткин своими достижениями.
- Отлично, тогда начнём! - сказала буква А. Думаю вам известно, что в нашем городе существует письменная и устная речь.
- Да, да, - письменная эта та, что мы пишем или читаем, а устная эта та, что мы говорим или слышим, - быстро ответил Сёма, чувствуя себя знатоком русского алфавита.
- В письменной речи буквы обозначают знаками в виде знакомых нам букв, а в устной в виде звуков, - дополнила ответ Таня и добавила, - письменная и устная речь немного отличаются.
- Прекрасно! - похвалила буква А.
- А сможете ли вы мне также без труда ответить, какие согласные звуки у нас всегда твердые, которые сам мягкий знак неоднократно пытался размягчить их, но не выходит, - задала вопрос буква А и посмотрела пристальным взглядом на Капусткина.
- Хм, - задумался Сёма.
- Ж, Ш, Ц, - выкрикнула Таня.
- Молодец, девочка, ну, а всегда мягкие согласные.
- Й, Ч, Щ, - также быстро, громко и уверенно произнесла девочка.
Капусткин стоял широко раскрыв рот, если бы Хорошечкина училась в другом классе, он бы обязательно сказал, что они такое вообще никогда не проходили, но Таня училась в одном классе с ним, поэтому он раскраснелся так, что даже уши стали ярко-красные.
- Умница, девочка! Как тебя зовут? - мягким, приятным голосом спросила буква А.
- Таня, а его Сёма, - ответила девочка.
- Очень хорошо, давай, Танечка, дадим возможность показать свои знания Сёме. Я должна быть уверенна, что открываю ворота в наш мир умным и старательным.
После этих слов сказанных буквой А, у Капусткина серьёзно подпортилось настроение. Он, конечно, не был двоечником, но и отличником тоже не был и даже хорошистом не был. Мальчик учился на троечку, но твёрдую, поэтому Сёма понимал, что если буква А задаст ему свой вопрос, то есть вероятность того, что он просто не сможет на него ответить, поэтому начал быстро говорить всё, что знает:
- Чтобы проверить парные согласные б-п, в-ф, г-к, д-т, ж-ш, з-с, нужно подобрать такое проверочное слово, в котором после парной согласной шла бы гласная. В алфавите десять гласных букв -а-, -о-, -у-, -ы-, -э-, -и-, -е-, - ю-, -ё-, -я-, а звуков всего  шесть -е-, -ё-, -ю-, -я-. А ещё, ещё, - вдруг запнулся Сёма.
- Достаточно, молодцы! - произнесла буква А.
- Фу, - облегчённо вздохнул Капусткин.
Махнув рукой, королева алфавита велела открыть высокие, тяжёлые ворота. Чем шире они открывались, тем ярче разливался яркий свет, исходящий из них.
- Какой яркий свет! - восхитилась Танечка.
- Так вот почему говорят ученье свет, - догадался Сёма.
- Ну, не бойтесь, - ласково сказала буква А и лёгким жестом руки пригласила ребят войти в открытые для них ворота.
               
***
Всюду суетились буквы. Прописные заглавные буквы держали за руки своих маленьких строчных букв за руки и чему-то учили. Окончания и приставки успокаивали безутешных суффиксов.
- Хорошечкина, - обратился Сёма к Тане, - ущипни меня посильней.
- Зачем, - удивилась Таня.
- Чтобы я был уверен, что мне это не кажется.
- Успокойся, Капусткин, тебе не кажется. Не может же нам одновременно казаться одно и тоже, - успокоила одноклассница Сёму. - Давай лучше подумаем, с чего начать поиски.
- Я думаю, что как настоящие сыщики мы должны сначала опрасить всех знакомых буквы Ж, - деловито сказал Сёма.
- Молодец, Капусткин, - похвалила его Таня.
Как раз в это время куда-то очень торопливо проходил мимо ребят суффикс ЁНОК.
- Простите, - вежливо окликнул его Сёма, - вы не знаете кто мог украсть букву Ж?
- Нет, после шипяших букв живёт суффикс ОНОК, но он точно не знает. Могу посоветовать обратиться к дедушке Существительному, ответил суффикс и удалился.
- И где же мы его искать будем? - запереживала Таня.
- Не меня ли ищете? - спросил седой старичок в широкой шляпе.
- А-а вы и есть дедушка Существительное? - вздрогнув спросил Сёма.
- Он самый! А вы, значит, детективы?
- Да, и нам необходимо знать, кому понадобилось воровать букву Ж, - объяснила девочка.
- Желающих-то полно, не все любят её, - вздохнув ответил дедушка Существительное.
- Неужели у букв бывают недоброжелатели? - растерянно спросила таня.
- Так ведь каждый двоечник терпеть не может букву Ж. Во-первых, её писать труднее, чем другие буквы, во-вторых, орфограммы после неё определять сложно. Вот каждый бездельник и мечтает от неё  избавиться.
- Я никогда не испытываю трудностей относительно буквы Ж, - похвасталась Таня.
- Это означает, что ты очень старательная и внимательная девочка, - улыбнулся дедушка. - Попробуйте обратиться за помощью к тётушке Прилагательное, но будьте готовы к трудностям, друзья мои, к её дому можно добраться, только пройдя умственные испытания, - посоветовал дедушка.
- А как найти её дом, - спросил Сёма немного нервничая, он посмотрел на часы и понял, что времени у них осталось не так много.
- Садитесь на лодку и плывите по реке вдоль запятых и кавычек, доплывёте до окончаний, а там всё увидите, - сказал старичок Существительное и исчез.
Лодкой Сёме и Тане служила буква С, а река состояла не из воды, а из слов. Они текли, журчали. Какие-то слова смеялись и радовались, какие-то плакали. Запятые и кавычки, стоявшие вдоль, так называемой, реки служили густым лесом.
- Как необычен и прекрасен мир грамматики, - восхитился Сёма.
Впереди появились окончания.
- Ну, Капусткин, будь на чеку, вспоминай всё, чему научился за пять лет обучения в школе, - дала наставления Таня.
Когда ребята подплыли, их встретили определение и сказуемое, они сторого спросили:
- Кто такие?
- Мы ученики 5"В" класса. Прибыли сюда, чтобы найти и вызволить букву Ж из лап злых похитителей. Нам нужно поговорить с тётушкой Прилагательное, - отчеканил Сёма, сам от себя не ожидая такой смелости.
- Пригласить экзаменаторов! - громко распорядилось определение.
От слова "экзаменатор" у Сёмы громко заурчало в животе, появилась мелкая неприятная дрожь в коленях, руки вспотели, бросило в жар,  откуда-то снизу накатилась волна безумного волнения. С трудом сдерживая желание всё бросить и сбежать, он постарался взять себя в руки.
Экзаменаторами оказались падежи.
- Начнём! - повелительно сказало сказуемое.
- Госпожа Прилагательное всегда очень приветлива, добросердечна, ласкова, но имейте в виду, она может быть и жестокой с теми, кто неправильно отвечает на вопросы. Понятно? - сказало определение и коснулось предупреждающим взглядом детей.
- Понятнее некуда, - опустив глаза, еле слышно пролепетал Сёма.
- На какие вопросы отвечает прилагательное? - спросил Именительный падеж.
- Какой? Чей? и т. д., - спокойно ответила Таня.
- А как правильно определить окончание прилагательного? - спросил Родительный падеж.
- По вопросу, - продолжала также спокойно отвечать Таня, - например, слово хороший. Задаём вопрос какой? К этому вопросу относятся окончания -ой-, -ый-, ий-.
- Простите, но почему молчит мальчик? - спросил вдруг внимательный Дательный падеж, окинув Сёму строгим взглядом.
- Я...я..., - замешкался несчастный Капусткин.
- Просто у меня реакция быстрее, - нашлась Таня. - У нас мало времени, мы должны в срок справиться с поисками буквы Ж, иначе, - голос девочки дрогнул,-  навсегда останемся здесь и вся грамматика погибнет.
- Мы всё равно должны проверить знания каждого прибывшего, нам неучи не нужны, - серьёзно объяснил Винительный падеж.
- Как определить род, число, падеж прилагательного? - спросил Творительный падеж.
Капусткин чуть не подпрыгнул от радости, он очень хорошо знал ответ на этот вопрос. Когда они проходили эту тему, то, Мария Семёновна, учитель русского языка, часто вызывала его к доске, поэтому хочешь не хочешь, а в голове многое осталось. Как же он в эту секунду был ей благодарен.
- Ну это совсем простой вопрос, - решил похвастаться Сёма. - Род, число и падеж прилагательного нужно определять по существительному, к которому оно относится.
- Молодец, приведи пример, - попросил Творительный падеж.
- Например: длинной удочке, существительное "удочка" женского рода, единственного числа, в словосочетании стоит в дательном падеже, значит прилагательное длинной(какой?) тоже женского рода, единственного чила и стоит в дательном падеже. 
- Последний вопрос, - сказал Предложный падеж, - расскажи-ка нам о склонении существительного, раз уж прилагательное так сильно зависит от него.
- Существительные делятся на три склонения. К первому относятся все слова женского и мужского рода с окончаниями -а-, -я-.  Ко второму - все слова мужского рода с нулевым окончанием и все слова среднего рода с окончаниями -о-, -е-. К третьему - все слова женского рода с мягким знаком на конце и нулевым окончанием, - дал блестящий ответ Сёма, даже Таня смотрела на него с нескрываемым восхищением.
- Да ты просто учёный, - похвалила Таня Сёму, подойдя  к нему ближе.
- Просто эта тема мне всегда нравилась, - немного смутясь ответил Сёма.
- Молодцы! Прекрасно! Думаю, не стоит больше отнимать время у великих детективов. Пропустить их, - скамандовал Именительный падеж определениям.
- Стойте! - выкрикнула пунктуация, - а вдруг они не разбираются в моих правилах?
Тут-то Сёма растерялся и напугался не на шутку. Он никогда не мог понять, сколько бы ему не объясняли учителя, где и когда нужно ставить запятую. Поставишь, говорят, здесь вовсе не нужна запятая, не поставишь, кричат, как же можно было здесь не поставить, просто беда. Таня, увидев кислое лицо Капусткина, поняла, что он разбирается в правилах пунктуации также плохо, как она в правилах футбола. Одним словом, когда строгая тётенька Пунктуация, поправив на носу очки, задала вопрос:
- В каких случаях перед союзом -и- ставится запятая, а когда нет?
Таня быстро начала отвечать, не давая возможности никому из судей опомнится, размышляя над тем, почему же мальчик снова молчит:
- Запятая пишется перед союзом -и- только в том случае, если он, союз,  разделяет два простых предложения в составе сложного или, когда в простом предложении идёт перечисление однородных членов предложения соединённых между собой с помощью этого союза, например, яблочный сок и вкусный, и полезный. А в остальных случаях запятая перед союзом -и- не ставится.
Пунктуация улыбнулась и, успокоившись, позволила пропустить ребят  дальше в город.
Как только открылись вторые на их пути ворота, Сёму и Таню встретила с распростёртыми объятиями  тётушка Прилагательное. Как же она была прекрасна, словно добрая фея из сказки!
- Рада приветствовать вас! - широко улыбаясь белоснежной улыбкой, поздоровалась тётушка Прилагательное. - Думаю, у вас есть ко мне вопросы?
- Да, - деловито начал Сёма, - вы кого-нибудь подозреваете в пропаже буквы Ж?
- В каждом, даже самом прекрасном, сказочном мире живут невоспитанные бездельники, - начала издалека отвечать на вопрос Прилагательное, - так вот и в нашем городе, вернее за городом есть сказочное болото, живёт в нём Кикимора, она часто угрожала, что разделается с азбукой, - вздохнув, сказала  прекрасная часть речи.
- Тогда мы немедленно отправляемся на это болото, - решительно сказала Таня.
- Чтобы вы не потерялись в пути, вас проводят мои добрые помощники, вопросы Какой? и Чей?
- Спасибо! - хором ответили ребята и вместе с провожающими отправились в логово самой Кикиморы Болотной.
Кикимора сидела на полусгнившем пеньке, дразня пиявок и лягушек, показывая им язык. Её длинные, лохматые, тонкие торчащие в разные стороны волосы покрывали всю спину и закрывали лицо так, что хорошо был виден только нос с огромной горбинкой на переносице. Одежда была искромсана от старости. Но Кикиморе этот наряд очень даже нравился. Увидев Таню и Сёму, Кикимора ехидно улыбнувшись, спросила:
- Это кто это такой чистенький, такой умненький да благоразумненький пожаловал ко мне?
- А ну, признавайся, куда букву Ж спрятала? - набросился Сёма на болотную жительницу.
- Какую ещё букву Ж? - возмутилась Кикимора.
- Ту, которую ты украла?
- Ничего я не воровала. Грозиться, грозилась, но не воровала. Я была бы счастлива, если бы все эти буквы-выскочки исчезли навсегда, а то ишь, умничают. До того, как появилась письменность, пропади она пропадом, люди меня боялись, сильно боялись и даже уважали, очень. Эх, были времена мы с Лешим закрутим бывало путника, вот жизнь-то весёлая была. А сейчас живу в сказке да рыб пугаю, а они так глупы, что и не понимают того, что их пугают, а пиявки...
- Кикимора, скажи, пожалуйста, а кто ещё кроме тебя не любит буквы так сильно, что даже мог проникнуть тайно ночью в город и похитить одну из них, чтобы вся грамматика русского языка перевернулась вверх дном? - спросила, как можно спокойнее Таня, перебив рассказ Кикиморы.
- А, почему это я должна вам помогать? - отстранилась Кикимора.
- Пойдём, Хорошечкина, Кикимора нам вовсе не должна помогать. Подумаешь, через два часа о ней вообще забудут.
- Это почему это? - перепугалась Кикимора.
- Потому что, если через два часа, мы не найдём пропавшую букву, то все орфограммы окончательно перепутаются, слова рассыпятся на отдельные не связанные между собой буквы и всё: вся наша история, все сказки и легенды канут в небытие, - договорил Сёма и подмигнул Тане, взял её под руку и они сделали вид будто собираются уйти.
- Стойте, знаю я кое-что, - окликнула Кикимора.
Юные сыщики остановились.
- Слышала я, как Леший говорил с кем-то о заговоре против алфавита, - приглушённым голосом сказала Кикимора.
- А с кем это кем-то? поинтересовалась девочка.
- Не знаю, я только тень видела.
- Хм, тень она видела и что эта  тень нам даст? - разочаровался Сёма.
- А то, что тень эта была на человеческую похожа, а в городе Грамматика только я, Леший и Баба-Яга похожи на людей. Но это точно не Баба-Яга была.
- Почему ты так в этом уверена? - снова спросил недоверчивый Сёма.
- Эх ты, а ещё детективом себя называет, потому что Баба-Яга горбатая, а тень была с ровной спиной. Понял? - покрутив пальцем у виска спросила Кикимора.
- Спасибо! - ответили дети и направились к Лешему.
- Капусткин, с Лешим нужно говорить немного хитрее, - предупредила Таня.
- Хорошо, - виновато ответил Сёма.
Когда юные детективы вошли в самую чащу густого леса, увидели скучающего теребящего свою седую лохматую бороду, Лешего.
"Охо-хо, совсем некого напугать, запутать в лесу тёмном, охо-хо", - сетовал на тяжёлую жизнь одинокий Леший.
- Подыграй мне, - быстро произнесла Таня Сёме.
Сёма понятливо кивнул головой.
- Да кого может напугать Леший? В него уж никто не верит, - проговорила Таня так, будто уже давно говорит о нечисти лесной.
- Кого угодно, он же очень хитрый, - ответил Сёма, догадываясь, что нужно спорить с одноклассницей.
Леший услышал, что в лесу кто-то о нём говорит, приободрился.
- Ой, да ладно, хитрый, старый он - заведёт путника куда-нибудь да и забудет куда, вот и вся хитрость, называемая склерозом, - продолжала наигранный диалог Таня.
- Ты не права Таня, он очень уважаемый лесной житель, к нему даже некоторые советоваться приходят, чтобы спросить какую бы пакость сделать, чтобы потом все долго помнили, - продолжал подыгрывать Сёма, стараясь говорить, как можно громче.
- Ага, конечно, кто кроме сухих пеньков с ним говорить-то будет? Он и говорить-то толком не умеет, потому что букв совсем не знает, - ответила Таня, видя, что Леший подобрался к ним совсем близко.
- Вот, глупая девчонка, это я-то букв не знаю, да мне всего-навсего 784 года. И у меня отличная память, - возмутился Леший, подойдя к ребятам.
- Ну, и кому же ты, Леший, в последние сто лет хоть один совет дал? - спросила хитрая Танечка.
- Я, да я , да я, если хочешь знать, вредная девочка, - задыхаясь от возмущения, сказал Леший, - я только вчера дал совет, как украсть букву, - нечаянно проболтался он.
- Кому? - строго спросил Сёма.
- Не скажу.
- Вот видишь, я же говорила, он слишком стар, чтобы запомнить такие простые вещи, - подзуживала Таня.
- Не старый я! Мы, Лешие, живём по двадцать тысяч лет, а бороду отрастил, потому что так положено, чтобы страх нагонять.
- На муравьёв что ли, - не переставала дразнить Таня Лешего. - Меня твоя борода нисколечко не пугает.
- Это потому, что ты неправильная девочка, а вот мальчик из вашего человеческого мира напугался так, что все волосы на его голове встали дыбом словно по команде, увидев меня.
- И как же звали того мальчика? Отвечай, иначе мы расскажем частям речи, кто виноват во всём этом переполохе, - сердито потребовала Таня.
- И тогда выгонят тебя из сказочного мира, а в мире людей примут тебя за сумашедшего старика и будешь жить в сумасшедшем доме, а там во-от такие уколы делают, - показал Сёма в воздухе размер огромного шприца.
- Не хочу я уколов, - капризно проговорил Леший.
- Тогда говори имя, - рассерженно произнесла Таня, посмотрев на часы.
- Я плохо запомнил, что-то вроде Двойки, нет, точно не помню.
- Как же я сразу не догадалась, - запереживала Таня, - Это же Костик Двоечников. Он самый первый узнал о пропаже и очень этому радовался, а когда я попросила его о помощи, он тутже отказался.
- И что же нам теперь делать? взволнованно спросил Сёма. - У нас осталось совсем мало времени, если мы не успеем...
- Помню я, помню, - раздражённо сказала девочка.
- Придумал! Мы должны попросить помощи у  Бабы-Яги. У неё должен быть чан с волшебным зельем, в котором можно увидеть прошлое, настоящее и будущее, - радостно закричал Сёма.
- А если она нас съест? - напугалась Таня.
- Не съест, мы же умнее её, перехитрим как-нибудь. Леший же нас не смог запутать, - успокоил Капусткин одноклассницу.
Дорога, ведущая к избушке Бабы-Яги оказалась усыпана разными трудностями в виде нерешённых орфограмм.
Первой трудностью стал хлипкий мост через самую трясину болота, если упадёшь туда - не выберешься.
Возле мостика сидел зайчонок и ждал того, кто захочет перейти болото. В лапках он держал свёрток с заданием. Как только юные детективы подошли ближе, зайчик отдал им свёрток и умчался куда-то без оглядки.
Таня взяла свёрток, развернула его и и начала вслух читать:
- Прежде, чем взойти на мост,
Должен ты пройти опрос.
Где напишешь мягкий знак,
 Ну, а где сойдёт и так?
Если правильно ответишь,
То опасность не заметишь.
А вот, если ошибёшься,
Тут же лбом и расшибёшься.
Юбоч...ка, ноч..., шагаеш..., навзнич..., много свеч..., кулич... .
- Фи, с этим заданием я справлюсь в два счёта, - смело сказал Сёма. - В слове "юбочка" мягкий знак не пишется, потому что в буквосочетаниях -чк-, - чн-, -нщ- и т.д, мягкий знак не пишется. В существительном "ночь" мягкий знак нужен, так как это слово женского рода, а в словах женского рода после шипящих на конце всегда  пишем мягкий знак. В глаголе "шагаешь" мягкий знак пишется, потому что к этому глаголу мы можем подставить местоимение "ты", ты шагаешь. В наречиях после шипящих на конце всегда пишется мягкий знак, поэтому слово "навзничь" пишем с мягким знаком. Много свеч, запнулся вдруг Сёма, - кажется тоже пишем мягкий знак.
Не успел он договорить, как кто-то схватил его за ногу, он упал, сильно ушиб лоб и стал стремительно исчезать в густых зарослях леса.
- В словосочетании "много свеч", - быстро затараторила Таня, - мягкий знак не нужен так как в словах  множественного числа, стоящих в родительном падеже, после шипящих на конце мягкий знак не пишется. В существительном "кулич" мягкий знак не пишется, потому что это слово мужского рода.
Только она это договорила, Сёма перестал кричать и встал на ноги. Кто-то, кто тянул его в самую густую чащу дремучего леса, отпустил его.
- Спасибо, Хорошечкина, ты настоящий друг, - поблагодарил Сёма Таню, потирая рукой ушибленное место на лбу.
Они перебежали мост и вдруг, как из-под земли перед ними выросла огромная гора, а перед ней сидел ежонок, держа в лапках маленький свёрток со следующим заданием.
Сёма развернул свёрток и начал читать:
- Должен ты слова узнать
И морфемы указать,
Если где-то ошибёшься,
То пощады не дождёшься.
кчоноьлорк, бегприал, кийзин.
- Давай, на этот разделать вместе, советуясь, - предложила Таня.
- Давай, согласился Сёма.
Сначала ребята решили расшифровать слова. Они переставляли буквы с места на место и, наконец, все слова были отгаданны.
- Ага, в слове "крольчонок" - крольч (корень), онок (суффикс), - уверенно произнесла девочка.
- Хорошечкина, ты уверена, что после -ч- пишется именно буква -о-?
- Конечно, если в существительном на суффикс падает ударение, а перед ним стоит шипящая буква, то в нём пишется -о-.
- А можно следующее слово разберу я? - попросил Сёма.
- Разумеется, только будь внимателен, помни, в свёртке говорится, пощады не дождёшься, - напомнила Таня.
"Прибегал" - при (приставка), бег (корень), а (суффикс), л (суффикс). Суффикс -л- в глаголах является показателем прошедшего времени.
"Низкий" - низ (корень), проверочное слово низенький, к (суффикс), ий (окончание).
Как только они доделали это задание, гора тотчас исчезла, словно её и не было вовсе.
- Дай пять, Хорошечкина! Мы блестяще справились с заданием, победно произнёс Капусткин.
И вот, наконец-то, показалась сама избушка на курьих ножках, но ребят снова ожидало очередное испытание. На тропинке смирно сидел чёрный кот и держал в пушистых лапках свёрток с третьим заданием.
Таня начала читать:
- Ты с красавицей Ягой
Повстречаешься герой,
А ошибку не заметишь,
То жаркое ей заменишь.
песочик, карандашек, хлеп.
- Ой, Танечка, - напугался Сёма, - мне с таким заданием не справится.
- Не волнуйся, я уже нашла все ошибки, поэтому придётся сегодня Бабе-Яге обойтись без жаркого, успокоила она одноклассника.
"песочек" (нет чего?) песочка - гласная выпала, значит в суффиксе пишем -е-.
"карандашик" ( нет чего?) карандашика, гласная не выпала, значит в суффиксе пишем  -и-.
"хлеб" - проверочное слово хлебушек. Чтобы проверить парную согласную необходимо после этой согласной поставить гласную.
- Мяу, идёмте за мной, умники, мяу, - сказал кот, встав на задние лапки, а передние убрав за спину и с важностью профессора, окинул взглядом детей, промурлыкал, - молодцы, мяу.
- Здравствуйте! - немного оторопев еле проговорили ребята, войдя в избушку. Увидев, страшную, с горбом на спине бабусю и с клыками наружу, Сёма сделал для себя открытие, что в сказках её приукрашивают.
- Не бойтесь, я умных не ем, - сказала Баба-Яга, увидев смятение детей.
- Очень правильно делаете, - обрадовался Капусткин.
- А почему не едите? - поинтересовалась любопытная Таня.
- Да, потому что, вы умники, слишком сладкие, а я терпеть не могу сладкое.
- Мы ищем, - начали они объяснять причину их появления здесь.
- Знаю, знаю, - перебила их Баба-Яга, - сейчас костёр под котлом с волшебным зельем разведу, там всё и увидим, - сказала Баба-Яга.
Но вместо того, чтобы начать разжигать костер, пользуясь дровами и спичками, она начала проговаривать магические слова.
Ты, костёр, гори, гори
Зелья холод растопи!
Что прошло уже давно,
Покажи мне всё равно.
После этих слов вспыхнул сильный огонь, будто в него брызнули большое количество бензина, зелье тотчас закипело. Она подбросила в зелье сушеных поганок, волчьих ягод и ещё что-то, чтобы лучше было изображение и сказала:
- А теперь давайте смотреть. Ага, это у нас Леший с кем-то говорит, только непонятно с кем, видна только тень, но вот кому она принадлежит, - рассуждала Бабуся, хмуря итак хмурые брови.
- А звука нет? - спросил Сёма.
Баба-Яга медленно выпрямилась, поставила угрожающе руки в боки, пристально посмотрела на Капусткина холодным взглядом, а потом сказала:
-Нет, - и снова устремила свой взор в котёл.
С Капусткина за это мгновение сошло семь потов, он даже успел, на всякий случай, попрощался с жизнью, а после того, как Баба-Яга снова отвлеклась, громко икнул от пережитого страха быть съеденным. И после того, как он икнул, произошло невероятное, в котле появился звук. Баба-Яга чуть не заплакала от счастья. Правда слышимость была не очень хорошая, может быть из-за того, что Сёма больше не хотел икать. Но ребята поняли самое главное, буква была спрятана где-то всё-таки в самом городе Грамматика.
- Итак, у нас осталось всего двадцать минут. Что нам известно? - деловито начала рассуждать Таня.
- Ничего конкретного, - ответил Сёма.
- Да, маловато, - растроилась девочка, ей совсем не хотелось оставаться навсегда в не понятном для неё мире, который через несколько минут уйдёт в забвение.
И вдруг Сёму осенило.
- Таня, послушай, мне кажется я всё понял, это не Двоечников.
- А кто же ещё? Кому может прийти такая бредовая мысль? - растерянно спросила Таня.
- Если ты помнишь, со мной за одной партой сидит Петя Корзиночкин.
- А причём здесь Корзиночкин? Он же отличник, ему-то зачем букву воровать?
- Подожди, дай договорить, - попросил Сёма. - Так вот, он очень увлекается магией и постоянно уговаривал меня познакомить его с моим дядей Гришей, а я как-то то забуду, то неохото мне. И, в общем, однажды Петя на меня сильно обиделся и говорит: "Не хочешь мне помочь, так и я тебе больше не буду на контрольных помогать, я сам что-нибудь сволшебничаю такое, от которого все удивятся моей силе!". А на следующее утро пропала буква. Только Корзиночкин мог без труда  пройти все трудности, договориться с Лешим, чтобы тот спрятал букву Ж, а затем также легко вернуться домой.
- Подожди, а как же то, что Леший что-то о двойке говорил? -спросила Таня.
- Я думаю, Хорошечкина, что Петя имени  вовсе не упоминал, а сказал что-то вроде о мести двоечнику, то есть мне.
-Тогда скорее бежим снова к Лешему.
- Мы не успеем, - заволновался Сёма.
- А моя сверхскоростная ступа на что? - Подмигнув, спросила Баба-Яга.
Все быстро запрыгнули в летательный аппарат и через несколько секунд были уже у Лешего.
- Леший, признавайся, куда букву запрятал? - закричали ребята.
- А ну признавайся пока я тебя в сухой сучок не превратила, - грозно предупредила Баба-Яга.
Леший от такой неожиданности растерялся, напугался да и признался во всём, а потом и показал, куда спрятал букву.
Несчастная буква Ж сидела в старом дупле белки, связанная по рукам и ногам.
Ребята бережно достали её и освободили от тугих верёвок.
- Спасибо вам, ребятки, - со слезами благодарности на глазах, проговорила буква Ж. - Если бы не вы, злодей Леший всю грамматику бы загубил.
Только она закончила говорить, как ребята снова оказались в комнате Тани. Там их ждал задремавший на стуле от скуки дядя Гриша.
- Ну, что всё в порядке, я так понимаю? - зевая и потирая глаза, спросил дядя волшебник.
Вся троица сначала посмотрела на открытую книгу, в которой все буквы в том числе и буква Ж были на месте.
- Да! - смело ответили счастливые детективы.
- Ну, молодцы! Большую работу сделали, - похвалил дядя Гриша, окончательно проснувшись. - И кто же этот хулиган и разбойник?
- Корзиночкин, отличник из нашего класса, - с явным раздражением на лице, ответил Сёма.
- А зачем же человеку не испытывающему затруднений в грамматике, избавляться от неё? - очень удивился волшебник.
- Это он мне решил таким образом отомстить за то, что я его с вами не познакомил. Мы сидим за одной партой с ним и я часто рассказываю ему об очередном фокусе, который вы мне показали, а он хочет стать таким же, как вы. Но я постоянно забывал вам о нем рассказать.
- Нехорошо так поступать, Сёма, обязательно познакомь нас, пока он ещё чего-нибудь не натворил, - нахмурив брови, потребовал дядя Гриша.
На следующий день, придя в школу, Таня, Сёма и дядя Гриша подошли к Пете и Спросили:
- Ну, Корзиночкин, рассказывай, как тебе пришла мысль загубить всю грамматику и главное зачем?
Корзиночкин, поняв, что отпираться нет смысла, ответил:
- Если честно, я совсем не хотел ничего губить, я и не думал, что пропажа одной из букв, может так плохо отразиться на всей грамматике. Но дело в том, что я мечтаю стать хорошим фокусником и уже кое-что умею, но этого мало, мне нужен наставник. Я узнал, что у тебя, Сёма, есть дальний родственник, который занимается магией и стал просить тебя о знакомстве с ним. Я помогал тебе во время контрольных, я помогал тебе и с домашними заданиями, благодаря мне, ты стал учиться лучше, но ты оказался очень неблагодарным и недесциплинированным, что на протяжении нескольких месяцев, забывал рассказать обо мне своему дяде. Вот я и решился на самостоятельный магический трюк, но, - опустив виновато глаза вниз, -  не подумал о последствиях.
Сёма выслушал Корзиночкина и раскрасневшись от стыда попросил прощения у одноклассника.
- Я совсем не одобряю поступка своего племянника, но ты Петя, должен запомнить одно правило жизни, даже, если ты решил кого-то наказать, то наказание это не должно распространяться на других людей, не имеющих к твоей личной обиде никакого отношения.
- Да, теперь я это знаю. Спасибо, что смогли исправить ситуацию, - ответил Корзиночкин, а потом добавил, обратившись к дяде Грише,- вы возьмёте меня в ученики? - и боясь отрицательного ответа, опустил голову.
- Ещё бы, мне как раз нужен такой способный помощник, как ты, но только уговор, никакого злодейства.
- Договорились! - чуть не подпрыгнув на месте, радостно ответил Петя.
С тех пор никаких сбоев в грамматике и в каких-либо других предметах не было. Значит Петя Корзиночкин держит данное дяде Грише слово.















      Сказка о капельке воды
Давным-давно в сказочной стране Учении произошла удивительно интересная история. В этой стране, вообще, много происходит всего интересного, но эта история о капельке воды.
В Учении протекает широкая река Умка, окружённая с обеих сторон многовековыми деревьями с очень нежными и мягкими листьями на ветвях.
И вот однажды, родилась в той реке Капелька. Она была очень любознательна и любопытна как, впрочем, и все дети. Поэтому мама отвела её в школу.
  Старенького рака-отшельника, учителя той школы, любили все речные жители: рыбки, лягушата за то, что он очень много знал интересного и с удовольствием делился своими знаниями с детьми, рассказывая им разные истории.
В тот день, когда Капелька пришла в школу, учитель рассказывал историю, которая называлась Круговорот воды в природе.
Капелька узнала, что, оказывается, любая капля воды может побывать на голубом небосводе.
- А я, я тоже смогу побывать в небе? - пропищала маленькая Капелька, когда старенький учитель закончил говорить.
- Конечно, если ты действительно этого захочешь, - ответил рак-отшельник, ласково посмотрев на Капельку.
- Мне очень этого хочется! Что я должна для этого сделать? - спросила Капелька.
- Спроси об этом у Солнца, которое находится высоко над поверхностью реки, - ответил учитель.
Капелька не дожидаясь следующего дня, быстро перебирая хвостиком, отправилась вверх.
Высунув прозрачную мордочку, она увидела большое жёлто-оранжевое пятно. "Солнышко", - догадалась она.
- Здравствуй, Солнышко! Мне очень хочется отправиться в путешествие по небу.
- А готова ли ты видоизмениться для этого? Превратиться в газообразное состояние и отправиться туда в виде пара? - спросило Солнце, ласково коснувшись своим лучом до Капельки.
- Да! - радостно воскликнула Капелька.
Поднявшись высоко в небо, она увидела много таких же капелек в газообразном состоянии. Она проплыла вместе с ними много стран и городов. Вдруг Капелька заметила, что облако, в котором она плыла стало очень большим, тяжёлым и тесным. И в конце концов эта огромная туча рассыпалась в виде дождя и капелька вновь стала каплей воды. Но её история на этом не кончается. Капелька и сейчас вновь и вновь превращается из жидкого состояния в газообразное, а иногда, проплывая над холодными странами, видоизменяется в прекрасные снежинки, радуя всех сказочных жителей.