Семейные ценности. 20

Анжела Конн
Глава двадцатая.


Элен впервые на Международной  книжной выставке. Народу в павильонах-тьма тьмущая.  Девушка  только успевает крутить нежной шейкой в разные стороны. Если бы их не встретили у входа, они давно бы заблудились.  Но их дед -почётный гость;  ему,  по приглашению Национального центра книги Греции в качестве автора недавно вышедшего из - под его пера тома "Понтийские греки", выпала честь представить своё творение  в рамках выставки. Жанна как всегда, сопровождает мужа.

   Книг- океан, на любой вкус.  По ходу движения  девушка успела купить себе комиксы, а Жанна, возбуждённая  обилием литературы то и дело останавливается у прилавков, листая свежепахнущие страницы. Запах приятной свежей краски, запах бумаги, запах дерева... Со временем листы пропитаются другими запахами.  Булгаков однажды передал  своё ощущение от зачитанных книг словами, сказав, что для него они пахнут шоколадом. А по ней - ожиданием...Ожиданием другого  мира... таинственного, неизведанного,что таится внутри,...так и хочется погрузиться... "Разве сравнить бумажную книгу с электронной? - говорит она мужу, протягивая руки к новым книгам, чувствуя пальцами их необыкновенную притягательность.

 Людям  её поколения трудно представить, как можно получить удовольствие от книги, если не держишь в руках, не листаешь натурально  шелестящие страницы, не вдыхаешь с детства знакомый типографский запах... Элен незаметно посмеивается; она привыкла читать с разных носителей- это компы, телефоны, планшеты. Программ для чтения множество, только выбирай...До неё доносятся обрывки из выступлений авторов, представляющих свои произведения. Звучит разноязычие...  Шумно, весело,  интересно очень, но они больше не задерживаясь, гуськом пробираются к своему павильону, боясь  упустить  из вида сопровождающую их девушку.
      
Старый знакомец по Тбилиси, а сейчас житель Салоников и куратор работы с издательствами Александрос Асланидис увидев их, машет руками, приглашая в павильон. "Постарел,-с сожалением замечает про себя Дмитрий Иванович,- волосы совсем седые,потерял былую осанку,а глаза светятся энергией"...  И с иронией к себе: -" Забыл собственный возраст, через пару-тройку лет стукнет семьдесят"...

 Спешит обняться с другом, благодаря которому  сегодня состоится презентация его труда. Он признателен  Александросу не только за это. В  более благополучные времена в  Греции именно этот человек помог с финансированием для ремонта офиса греческой общины в Грузии. Тогда греки поддерживали свою диаспору...Эти благодеяния в прошлом. Теперь сами нуждаются в помощи...
 
    Александрос, обводя взглядом собравшихся, представляет автора и его книгу. Знакомит публику с концепцией  замысла, затем предоставляет слово самому писателю.
 
  Дмитрий Иванович несмотря на свои преклонные года -  эмоциональный оратор. Он красочно, порой шутя, местами серьёзно  рассказывает о мотивах, побудивших написать о своих соотечественниках, десятилетиями  мечтающих жить на  Родине, но в силу исторически сложившихся обстоятельств лишённых такого права.

 Он называет людей в зале по имени; они - герои его повествования, им посчастливилось на старости лет прийти к своей мечте - жить на исторической земле.Элен внимательно слушает деда, не упуская из поля зрения лица людей,к кому обращена речь. Некоторые лица девушке знакомы по фотографиям в книге, некоторые - нет, но интерес у тех и других неподдельный. Так как последние события в стране, прямо скажем, неприятные во всех отношениях - и в экономическом и в человеческом плане -  некая неуверенность, растерянность не сходили с их лиц. В их взглядах читался вопрос: "Это замечательно, но что делать дальше?" И только во время фуршета, организованного устроителями выставки, люди оттаяли, непринуждённый разговор растопил сдержанность, вызывая улыбки и смех.
 
 Об этом  долго говорили два пожилых  грека уже более подробно, уединившись в маленьком уютном кафе после презентации, после многочисленных вопросов и обсуждения книги и после того, как остались одни, отправив Элен и Жанну домой  отдыхать.

 - Сам я никуда не собираюсь уезжать отсюда. Старый стал, что мне делать в других странах? А вот молодёжь и трудоспособные уезжают... Давят со всех сторон...

 - А куда уезжают? - интересуется Дмитрий Иванович.

 - В основном, в более развитые страны...Сейчас же Греция вернулась в разряд развивающихся, утратив статус развитой страны...Уезжают в Германию, во Францию, в Россию...

 - В Россию?

 - Представь, многие туда подаются. Работу там найти можно, язык, в основном знают, особенно те, кто покинул СССР  двадцать пять лет назад... Страна стабильная  на сегодня, движется вперёд, возможности у неё неисчерпаемые, вот и люди ловят момент.

 - Но сейчас как-будто общество немного успокоилось с выборами нового премьера,-замечает Дмитрий Иванович.

 - Нет, Дмитрий, это кажущееся спокойствие. Поезжай в Афины- страсти кипят...Поджоги магазинов, банков, кафе продолжаются...Город постоянно окутан дымом. Да и здесь, в Салониках не лучше... Демонстранты громят всё...Люди без средств к существованию готовы на всё, ты же знаешь, проходили уже...Отсюда и ксенофобия. Нападают на мигрантов, бьют, убивают - беспредел. Как бывает в такие периоды - преступность цветёт пышным цветом...Не все выдерживают. Кто вешается, кто прыгает с мостов, кто уезжает, а кто-то борется ...Александрос тяжело   вздохнул.

 - Но помощь идёт, -возражает собеседник.  - Я слышал на днях, правительство Греции и их основные кредиторы договорились о финансовой помощи в десятки миллиардов евро...У страны будет достаточно средств, чтобы остаться в Еврозоне...

 - Какой ценой!  Болезненные  реформы...Как мне известно, готовится новое мощное  противостояние народа. К тому же премьер-министр этой договорённостью нарушил обещание, которое помогло  ему прийти к власти в январе 2015-го... Нет, не скоро страна выйдет из этого хаоса...Да и выйдет ли?
               
 Да, невесело.  Дмитрий Иванович решил перевести разговор в другую плоскость.
 
 - Как наши адаптируются, легко?

 - Понимаешь, Греция, в основном,страна аграрная, до недавнего времени она не могла похвалиться большим количеством людей с высшим образованием. Да и по-настоящему интеллигентных людей - тонкая прослойка. У приезжих сюда греков из Союза степень образования и культура несравнимо высоки, но для подтверждения своего диплома им приходилось сдавать сложные профессиональные экзамены на греческом языке. Те, кто справился с этим, имеют прекрасную работу и соответствующую оплату, правда теперь уже урезанную с связи с дефолтом... - Дмитрий Самсонович внимательно слушал, чувствуя по голосу,что и другу, вероятно приходится несладко.Может, сожалеет о переезде...

 - Сам-то как, дети, супруга?

 - Скрипим потихоньку. Пенсию урезали, дети работу потеряли, сын с семьёй подался в Самару,там у него друзья, дочка, наверно, переберётся во Францию... Хорошо, я организую эти выставки время от времени, платят мало, но... занятость...Мне молодых жаль - рушатся традиции, теряются приоритеты, ориентиры размыты - они мечутся, путаясь в истинном и ложном, отметают то ценное, что накоплено поколениями..
Словно идёт грандиозная ломка, понимаешь?!

 - Да, сейчас это везде, не только в Греции. Не выдерживают люди натиска времени, бросают детей, жён, мужей...Уходят, уезжают, улетают, бегут. Скорее от себя, от проблем, от ответственности... Да и жизнь вынуждает. Кушать-то надо... Государственная политика не способствует ни стимулу, ни поднятию духа в человеке, чтобы каждый задумался, а куда он бежит? Нет рая на земле, если нет покоя в душе...Что-то надломилось в государстве и в людях...
 

  Бесконечно долго прогуливаются по набережной два грека, для которых наличие или отсутствие  материальных благ переосмыслены их непростой жизнью;  они горды тем, что есть родная земля, значит, есть надежда. Сейчас их гордость омрачена событиями в стране, но сдаваться они не собираются. Люди старой закалки не нуждаются в стимуле. Они готовы поделиться с молодыми стойкостью духа, умением преодолевать трудности, способностью верить. Лишь бы ими не пренебрегали...
  Любуясь памятником Александра Македонского, под вечерним бризом обсуждают темы, волнующие их. Какое счастье жить на земле, быть причастным к тому хорошему и светлому, что на ней творится и созидается. И самим созидать... Сквозь сумеречные облака вдалеке высится Олимп.

Видишь ли, Всемогущий Зевс, что происходит в твоей  любимой Элладе?! Способен ли ты силой божественной власти вернуть покой многострадальной стране, остановив кровопролитие, бедность, бегство с земли, созданной некогда богами для любви, счастья, торжества жизни...Или ты навсегда покинул Олимп?!
Два пожилых грека попрощались, когда часы на башне отсчитали полночь, договорившись о встрече на завтра.