Царевич Алексей Николаевич

Галина Вадковская
Царевич-мученик Алексей Николаевич
12 августа 1904 года вся Россия ликовала, громадные просторы Империи оглашал радостный звон колоколов – у царской четы родился долгожданный сын, Наследник Престола Алексей Николаевич. Совершилось настоящее чудо. В августе1903 году Государь Николай Александрович, Государыня Александра Феодоровна, их родственники посетили Саровскую обитель  по случаю обретения мощей и прославления старца Серафима (Мошнина). Государь вместе с братьями, Великими Князьями, нес гроб с мощами Преподобного на своих плечах. Государыня окуналась в святой источник. И после молитв к Богу и святому Серафиму Саровскому через год, 12 августа 1904 в царской семье родился пятый ребенок – мальчик. Алексей был красивым и жизнерадостным малышом. Но очень рано его стал терзать злой недуг. Это была наследственная болезнь, которая передавалась сыновьям по женской линии – гемофилия. Ушибы приковывали ребенка к постели на многие дни. Ранка, порез могли стать смертельными – кровь не свертывалась. Маленького Алексея очень любили отец и мать, четверо его старших сестер, слуги, все окружающие. Но с первых лет жизни он уже был маленьким мучеником. Через его страдания к мученичеству приобщились и его родители. Государь Николай Александрович, Помазанник Божий, тянул на себе огромнейший груз – ответственность за благосостояние всей России. Без помазания, без благодати Божией своими ограниченными силами никакой человек не может управить дела страны во благо. Только помощь Божия, постоянные молитвы помогали Государю нести этот крест. Потом к этому прибавилась еще одна ноша -  болезнь сына. Царь всегда заходил проведать Алексея во время приступов болезни, а потом ему надо был бодрым, энергичным с веселым видом мчаться по площади верхом, отдавать команды, принимать парад. Выполнять десятки важных дел внутренней и международной политики ежедневно, принимать множество людей и быть любезным, решать судьбы России.  А в это время его сын исходил кровью, и одному Богу было известно, переживет Алексей очередной приступ или нет. В храмах и во дворце часто служили молебны.
Когда ребенок подрос, его стали учить. Способный и живой мальчик часто испытывал затруднения – болезнь надолго прерывала занятия. Все же Алексей проходил свой курс, изучая Закон Божий, русский язык, литературу, историю России, английский, французский, географию. Он очень хотел быть как другие мальчики! Ведь здоровым детям их родители позволяют бегать, прыгать, играть в теннис и другие подвижные игры! А ему не позволяют. Но и родители, и учителя понимали, что полезнее всего избавить мальчика от изоляции, дать возможность двигаться свободно, развиваться. Только как это сделать, если любой ушиб и царапина грозят бедой? И все же шли на риск. Алексей вместе с отцом плавал на лодке, мальчику позволяли под присмотром взрослых кататься на велосипеде, он играл с сыновьями дядьки-боцмана, прыгал, бегал. Алексей жадно впитывал впечатления жизни, ему хотелось приобщиться и к военной службе, и к обычным трудам. В парке Царского Села Алексею отвели участок, где он посеял немного ржи. Сохранилась фотография, на которой царевич жнет выросшую рожь серпом. С рождения Алексей стал шефом нескольких полков, в том числе всех казачьих войск. Его с детства воспитывали как патриота и защитника России.
Это был добрый и отзывчивый мальчик: «У Алексея был острый ум и наблюдательность. Он обладал хорошим музыкальным слухом, великолепно играл на балалайке. Его верным другом был спаниель Джой, который отправился потом вместе с царской семьей в Сибирь. Был озорной котенок Зубровка, которому Алексей сделал ошейник с колокольчиками, и еще большой кот с голубыми глазами, который спал на кровать Цесаревича. Наставники мальчика находили у Цесаревича много добрых качеств и прежде всего, горячее сердце, отзывчивое к чужому горю. Государыня писала о детях Государю: они делили все наши душевные волнения. Крошка чувствует так много своей маленькой чуткой душой – никогда не буду в состоянии поблагодарить Бога достаточно за ту чудесную милость, которую Он мне дал в тебе и в них»( Венценосная семья, М. 2010)
В 1916 году Государь убедил жену отпустить 12-летнего Алексея с ним на фронт в ставку. Шла Первая Мировая война. Со слезами провожали матери своих 18-летних или 25-летних сыновей на боевые позиции. И какая мать пустила бы на войну 12-летнего подростка, пусть даже очень крепкого и совершенно здорового? А царица согласилась на поездку сына, которому  не только самая легкая царапина от пули, но и ушибы могли угрожать смертью. Пребывание в Могилеве и в окрестных воинских частях самого Государя, полковника Преображенского полка Николая Александровича Романова и ефрейтора Алексея Романова, поднимало воинский дух. Посещали они также и госпиталь, утешали раненых. Известно, что с 1915 года царь принял решение лично встать во главе русских войск, стать Главнокомандующим. До этого момента Главнокомандующим был Великий Князь Николай Николаевич Младший, армия России несла тяжелые поражения и большие людские потери. Кроткий и молитвенный правитель, царь вместе с тем обладал железной волей, волей к победе, скрытой под мягкой, добродушной наружностью. С царем-главнокомандующим наши войска начали одерживать крупные победы и повсюду теснить немцев.
Но Бог наказал Россию за грехи ее народа. Бедой царя стало то, что военная элита, генералы штаба изменили ему в трудную военную пору. Они пошли на поводу у либералов и республиканцев, добивались от царя документа об отречении. Возможно, эти генералы подделали подпись царя и предъявили подложный документ. Интеллектуальная элита России, либеральные деятели Государственной Думы  толкнула генералов на это преступление. И русская военная элита в условиях войны на радость немцам арестовала своего царя, Помазанника Божия и своего Главнокомандующего. А после революции февраля страна скатилась к октябрьской революции 1917 года, пришли безбожные и кровавые коммунисты.
Для Наследника вместе с его родителями и сестрами потянулись дни неволи – заточение в Царском Селе, в Тобольске, в Екатеринбурге. Повсюду Государь и его семья молились, приглашая священника все вместе, и по отдельности, читали Священное Писание. В Екатеринбурге Алексей очень болел, не поднимался с постели. В 14 лет ему не хотелось умирать, он любил жизнь, хотя и переносил боль и страдания. Но мальчик уже хорошо понимал положение вещей. «Если будут убивать, то хоть бы не мучили!» - как-то вырвалось у него. Священник Иоанн Сторожев оставил в эмиграции воспоминания о том, как он служил обедницу в Доме Ипатьева по приглашению царской семьи. Дьякон как-то по ошибке провозгласил прошение за упокой. И все молящиеся встали на колени.
17 июля 1918 года святые мученики Николай, Александра, Татьяна, Мария, Анастасия, Алексей и их верные слуги были зверски расстреляны в подвале дома Ипатьева евреем-отморозком Янкелем Юровским, организатором побоища, и русскими коммунистами, такими как Перт Войков и другие. Сделано это было по приказу Ленина. Предварительно большевики обманули всех, приглашая спуститься в подвал якобы для того, чтобы подождать автомобиль для переезда. Царевич был настолько болен, что не мог ходить. Царь Николай нес его на руках. Группа революционных изуверов  в подвале стала палить в Царскую семью и слуг по приказу Юровского.16-летнюю Анастасию и 14-летнего Алексея добивали штыками. Эти подробности установил потом белогвардейский следователь Николай Соколов.
Прошло почти столетие с тех времен. И о чем тут можно говорить? Просто о переименовании улиц? Нет! Надо говорить о покаянии, полном раскаянии в страшном преступлении! Однако переименование улиц помогло бы уже сейчас, дало толчок одуматься, очистить сознание массы простых русских людей. Хотя бы через сто лет, накануне 2018 года необходимо избавиться не только от улиц и станций с именем исполнителя казни, Войкова, но и того, кто отдал такой приказ. Надо убрать мавзолея Ленина, памятники ему во всех городах и селах России, переименовать площади и улицы Ленина. Почему бы не поставить памятник всем царственным мученикам в самом центре столицы? Это было бы Божие дело. Почему бы детям и в начальной школе, и в детских садах не учить рассказы и стихи о царской семье? Тогда выросло бы поколение с совершенно новым сознанием. Почему бы моему родному городу, Мурманску, основанному в 1916 по личному указу Государя не вернуть исторического названия – Романов-на-Мурмане? А его улицам исторические имена. Известно, что главный проспект в 1916 году проектировался как Николаевский. Теперь он Ленинский. Хотелось бы и улице коммуниста Вацлава Воровского вернуть ее историческое имя – Алексеевская, в честь мальчика-мученика, Русского Наследника Алексея Николаевича. Поэт русской эмиграции Георгий Иванов еще раз напоминает нам о далеком, но всегда памятном – судьбе последнего русского Государя Николая Александровича, Государыни, Цесаревича Алексея Николаевича и его сестер:
Эмалевый крестик в петлице
И серой тужурки сукно...
Какие печальные лица
И как это было давно.

Какие прекрасные лица
И как безнадежно бледны -
Наследник, императрица,
Четыре великих княжны...
(Статью подготовила Галина Сиротинская)