Лирика. Портрет

Александр Можаев 2
      Цикл БРАТЬЯ МОИ
      Памяти моего друга и
      исполнителя Виктора Громова
   
Комната.Столик убогий.
У самой стены - рояль.
И я,онемевший и строгий,
У гроба тогда стоял.

   Часть 1.СВЕЧИ.
         1.
Мелькали какие-то люди,
Смотрели десятки глаз.
А рыжий соседской пудель
Наверно,думал о нас...

Кот твой любимый Отелло
Забился зачем-то под стол.
Мама твоя неумело
Всё время пила валидол.

Помню стоял,качаясь.
И мир тогда умер вдруг.
Горем своим задыхаясь,
Начал я свой первый круг.

От свеч розоватые блики
Носились по комнате вскач.
Я помню:на вешалке,дико,
Висел твой болоневый плащ.

          2.
Ты часто в этой накидке
Смеялась:"Я скоро приду!".
Не хитрые наши пожитки
Были у всех на виду.

Разбросанных много игрушек.
Часов равномерный стук.
Откуда-то много старушек
Наполнили комнату вдруг.

Все незнакомые лица
И кто-то из них - родня.
Не мог я на них сердится.
Не было сил у меня.

Как много все говорили!
И больше всё так.Ни о чём.
Мы просто друг друга любили
В маленьком счастье своём.

         3.
Даже в гробу кумачевом
Ты очень была хороша.
Трудно всё это...словом.
Родная моя душа.

Ложь - будто время убавит
Жестокое:"Навсегда!".
Целую жизнь меня давит
Могильная эта плита.

Друзья меня окружили.
Спасибо им,братанам!
Иначе в этой могиле
Лежать бы обоим нам.

Казалось не нужным до жути
Такое количество свеч.
И поминальная кутья...
И поминальная речь.

  Часть 2.МОЛОДЫЕ ДУБЫ.
         1.
Утро.Другое утро.
Новой судьбы рассвет.
Я ненавидел мудрых,
Что лезли давать совет.

Какая от мудрых польза?
Горько от первых седин.
Жил я,глотая слёзы,
Когда оставался один.

Проснулась во мне порода-
Порода моих отцов.
Я ринулся в мутные воды,
Хороших набрав бойцов.

Кипело,бурлило,горело.
Кричала душа навзрыд.
Железным я сделал тело,
Плевав на мещанский быт.

          2.
Не уходило горе.
Куда ему было уйти?
Железной я сделал волю
И выбрал свои пути.

Сорок дней - поминанье.
Сели друзья за стол.
Теперь ты с портрета,Таня,
Смотрела на нас в упор.

Сидел я такой усталый,
Трогал
 свой патронаш.
Мой пистолет "Макаров"
Спрятал мой друг Челкаш.

          3.
...Мы над могилой стояли,
Как молодые дубы.
Друзья - они понимали
Обиду моей судьбы.

Под скрипку и вечер светел.
"Паша" сделал свой замес.
Играл,разрывая ветер,
Огинского полонез.

Из пазухи Толик Свобода
Достал живые цветы.
С портрета ты смотришь сквозь годы,
Такая любимая - ты...

А дальше - суровые были.
Об этом - другой рассказ.
Мы вольно и дерзко жили
И время сьедало нас.

  Часть 3.СУХАРИ.
           1.
Какие там разговоры?
Дорогу напутал бес.
И через год в эту пору
Валил я сибирский лес.

Суровое время настало:
Морозы всё злее и злей.
Мне мама твоя послала
Махорки и сухарей.

И от такого десерта
Я больше ещё занемог.
А в потемневшем конверте
Написано несколько строк.

"Всё так же живём и ныне,
Почаще о нас вспоминай.
Ты мне дороже сына.
Пожалуйста - выживай!

            2.
Я знаю - такая рана...
Но ты же мужчина,сынок!
Была на могиле Тани.
И был от тебя венок...

А по ночам мне не спиться.
Обидел вас Бог судьбой.
Часто Танюша мне снится,
Всё время вместе с тобой.

Лучше бы мне на погосте
Найти поскорее конец.
На ГОД приходили гости:
Бабушка,твой отец...".

Читал я...А ветер змейкой
Слезу превращает в лёд.
И в рваной своей телогрейке
Закончил я этот год...

   ЧАСТЬ 4.ЛАГЕРЯ.
          1.
Шли годы.И рвалась Юность.
Был длинным колючий забор.
И много во мне проснулись,
Что спало до этих пор.

Берёзы под серой колючкой
Грустили под листопад.
Друзей было мало: кучка.
И каждого звал я:брат.

Им время назначило клички:
Челкаш,Свобода и Слон.
Учился ножам и отмычкам,
И дружбы постигнул закон.

Успело вырасти семя
Злобы к своим палачам.
Меняло нас горькое время
И много досталось плечам.

         2.
И много досталось душам!
Нас ветер ГУЛАГовский рвал.
Я истины старые рушил,
А новые не создавал.

Для всех мы стали - отбросы.
Впервые я месть утолил.
И много за наши вопросы
Я в одиночках гнил.

И пониманье Системы
Нам раскрывало глаза.
Я напишу поэмы
И будут в них голоса.

Стоны давно ушедших
Прорвутся из серых могил.
Чего-то мне выпало меньше
И как-то я всё пережил.

          3.
Из нас половина осталась,
Не вышла с кровавых зон.
Страна к коммунизму рвалась,
Не зная,не видя урон.

Цвет молодёжи на гибель,
А смерти их - на поток.
Совковость глупая рыбья
Для нас превращалась в рок.

И новые наши знанья
От времени прятали мы.
И эти суровые тайны
Вынесли мы из тюрьмы.

Юность уже проскочила,
Бесследно ушла ко дну.
Мы раны свои залечили
И бросились в эту страну!..

  Часть 5.ЧУЖБИНА.
           1.
Поднятый понёс нас парус.
Всё время теряли руль.
Новые беды ворвались
К старым добавив бурь.

Чужбина,она как горы.
Здесь мало розовых грёз.
Грустили порою взоры
От очень похожих берёз.

От очень похожих елей...
Но мы продолжали грести.
И сквозь чужбину сумели
Братство своё пронести.

Чужбина - туристу радость,
Диковинка и колорит.
...Под нами земля качалась
От новых могильных плит.

           2.
Нас загоняли по-волчьи,
Мы стаей сумели стать.
И рвали охотников молча
И не могли перестать.

Страна очищалась тоже
От гнуси того Октября.
Лопалась красная кожа,
Светлела родная земля.

Но годы всё разносили
И многое стало - дым.
Многих из нас подкосила
Чужбина дыханьем своим.

Упрямство порою,как лава,
И злость ни кому не отдашь.
Чужбина - она отрава.
И наяву мираж.

            3.
Стали оазисы снится,
И часто - родимый край.
Но колесница мчится
Будто из ада в рай.

Всего мы уже отбоялись
После суровых гор.
Со многим просто игрались,
И так же живём до сих пор.

Уже нам мешала бывалость-
Она свою дань унесла.
С годами росла усталость
И ностальгия росла.

 Часть 6.ПОРТРЕТ
          1.
Были другие годы...
Зачем их теперь вспоминать?
Давно уже вышло из моды
Счастье за морем искать.

Давно уже вышли из моды
Романтика и полёт.
И сладкое слово "свобода"
Не понимает народ.

Мещанам одна истома-
Желудки свои набивать.
До судорги-боли знакомо:
"Своё бы не потерять!".

Вьедливо и пахуче
Только кормушку любить.
Может,им,правда,лучше-
Вечно Рабами жить?

Зачем ради них сгорает
Один за другим Прометей?
Зачем же страна убивает
Лучших своих сыновей?

Я,Таня,увидел много,
Остался такой же Поэт.
Кружила меня дорога
Длинная,в двадцать лет.

Немного посеребрило
Накрапом мои виски.
Где-то меня любили,
А я умирал от тоски.

И в каждой своей передышке
Стараюсь назад посмотреть.
Лучше, если мальчишкой
Я смог бы тогда умереть!..

Жизнь вволю со мной поиграла,
Не шуточный выпал мне стаж.
Зачем же тогда "Макаров"
Спрятал мой друг Челкаш?

Я,Таня,понял не мало,
Так загуляв по стране.
Время следы заметало,
Шрамы рисуя на мне.

Жить научился со смехом,
Стало главней:"Ну,и пусть!".
Но всё же,большие прорехи
Мне добавляла грусть...

Осталась одна отрада-
С альбома достать портрет.
Наверно,было не надо
Так долго искать ответ.

А во дворе сейчас лето,
Но много холодных льдин.
Ни кто мне не даст ответа:
Не кому... Я один.

Мне снится порою ночами,
Что я превращаюсь в лёд.
Иду я.И за плечами
Двадцатый издерганный год...

   **************

Комната.Столик убогий.
У самой стены рояль.
Имя,онемевший и строгий,
У самой стены стоял...

        1998 год.