Братья мои саами

Григорий Саамов
(Документальный рассказ)
В 70-80-ые годы я в течение 15 лет работал во Всесоюзном институте Гипронииполиграф Комитета по печати СССР, 10 лет из них – в должности заместителя директора института. Встречаться приходилось со многими известными людьми: министрами, членами ЦК КПСС, с иностранцами. А коллеги – полиграфисты, издатели, писатели, журналисты – были моими постоянными партнёрами по работе. Было много интересных, порой даже забавных встреч. Но одна из них запомнилась особенно.
Мне позвонил и попросил встретиться заместитель главного редактора отраслевого журнала «Полиграфия» Владимир Матвеевич Ленау. Он был известным журналистом, и его публикации всегда вызывали повышенный интерес читателей.
Владимир Матвеевич пришёл ко мне, и я добросовестно ответил на все его вопросы. Прощаясь, он сказал, что интервью будет опубликовано в одном из ближайших номеров журнала. Я как профессионал отлично понимал, что материал появится в печати не раньше, чем через два-три месяца, так как этот журнал был сложным и, готовился к печати долго, месяцами.
Но произошло нечто невероятное. Через два дня после встречи с Ленау  в метро, по дороге на работу, я увидел в руках одного из пассажиров журнал, на странице которого стоял крупный заголовок «СААМОВ».
Я ничего не мог понять. Так быстро в журнал попасть моё интервью не могло. К тому же по вёрстке я понял, что это не «Полиграфия», а «Огонёк». Но как моя фамилия попала в журнал «Огонёк», которому я никакого интервью не давал?
Пока я размышлял над этой странной загадкой, мужчина с таинственным журналом вышёл из поезда, двери вагона захлопнулись и мы поехали дальше.
Придя на работу, я позвонил в библиотеку института и попросил принести подшивку «Огонька». Интересующий меня номер оказался последним, который только что вышёл из печати. Я с тревогой открыл журнал. Он ещё источал родной мне запах краски, бумаги и типографского воздуха. И вдруг мне стало смешно и весело: на развороте журнала шапкой стоял крупный заголовок «ЖИЗНЬ И БЫТ СААМОВ». Причём слова «ЖИЗНЬ И БЫТ» стояли на одной странице, а «СААМОВ» – на другой. Так что в метро я видел только вторую страницу разворота с якобы моей фамилией. На самом же деле в статье журналист рассказывал о северном народе саами, которые живут в Норвегии, Швеции, Финляндии и на севере России.
Но как могло случиться так, что моя фамилия, которая происходит от грузинского слова «саамо», что означает «приятный» (а сама фамилия изначально звучит Саамишвили) и название северного народа, не имеющего никакого отношения к Грузии, содержат один и тот же корень?
Даже всемогущий и всезнающий Интернет, когда я ввожу своё имя и фамилию, выдаёт сведения обо всём, что я в жизни сотворил, но тут же даёт обширный материал о народе саами.
Как? Почему? Может, мои далёкие предки были из саамов? Может, я на самом деле южанин северного происхождения? Конечно же, нет. Никакой связи между этими событиями нет, это простая случайность. Но в любой случайности есть своя закономерность. Эта конкретная случайность лишь напоминает нам о том, что мы, все люди, – родственники, если даже живём в разных местах, говорим на разных языках, молимся разным богам. И поэтому все народы – северные или южные, чёрные или белые, большие или малые – должны  жить в мире и согласии. В этом мудрость человеческого гения, а не в том, чтобы пугать друг друга смертоносным оружием. Пора заменить боевые снаряды спортивными снарядами, а сражения проводить только на спортивных полях. Мир и доброта должны, обязаны быть сильнее вражды, сильнее войны.
Только Мир, Доброта и Красота могут спасти Мир. Другого пути у человечества нет, если, конечно, оно хочет сохранить себя.
А саами – очень  интересный народ. И хотя судьба разбросала их по разным странам, они сумели сохранить свою самобытную культуру, язык и традиции. И я обязательно познакомлюсь с представителями саамов: как ни как мы с ними соседи по планете Земля и почти однофамильцы.

Примечание:
СААМИ – Народ в северных районах Норвегии (30 тыс. человек), Швеции (15 тыс. человек), Финляндии (5 тыс. человек) и Российской Федерации (2 тыс. человек). Язык саамский. Верующие саами в Российской Федерации – православные, в Скандинавии – лютеране.