Лао-Цзы на Кавказе

Сергей Бурлаченко
        Знание истории недостижимо так же, как знание истины. Можно отнестись к этому как к парадоксу. Можно как к абсурду. Разницы никакой. «Знающий не говорит, говорящий не знает» - парадокс, абсурд - а в идеале откровение и
истина. Всё остальное - продукция телевидения.

        Документальный сериал «Великая война» (режиссёры Анна Граждан и Валерий Бабич) появился на телеэкране в 2010 году. Цикл из 18 фильмов рассказывал о наиболее значимых событиях и сражениях Великой Отечественной. Сейчас он повторно возник в летней сетке канала «Перец». Зачем? Ну во-первых, летом на ТВ пустой сезон. Во-вторых, год такой, юбилейный, 70 лет Победе - не шутка. В-третьих, просто хорошо сделано. Карты, схемы, игровые кадры, реконструкции, компьютерная графика. В общем, немало. Особенно, для потерявшихся в подгузниках и ползунках любителей «World of War» или «World of Tank». Теперь, думаю, всем понятно, зачем каналу понадобилась и четвёртая исходная точка. В анонсе употреблён странный ключ: сериал, оказывается, адресован детям. Чтобы они знали, как это было.  Посмотрев 11 августа серию о битве за Кавказ, я ещё раз убедился в правоте древнего китайского философа Лао-Цзы. В самом деле, чем больше человек говорит, тем больше он похож на невежду. На ребёнка. Игрушек и кубиков рассыпано по полу выше крыши, а до знания, до истории, до переживания того времени, той трагедии и того счастья преодоления страшной беды - как до другой Галактики.

        Так в чём же тут дело?

        Давайте разберёмся.

        Летом 1942 года началась долгая битва за Кавказ. Фашисты рвались к нефти и Чёрному морю, Красная армия противостояла этому натиску и готовила разгром под Сталинградом. Был страшный узел на юге СССР. Волга, Кавказ, Кубань, Крым, Азов etc. Суть данного этапа ВОВ заключалась в экономическом переломе хребта Гитлеру. Он рвался за ресурсами, без которых небольшой Рейх того и гляди мог задохнуться. Завоеваний в Европе не хватало, чтобы свалить такого монстра как Сталинская империя (здесь не в политологическом, а только лишь в ресурсном масштабе). Тем более, что англосаксы: американцы и англичане - к тому времени приняли сторону СССР. От них пошла поддержка - оружие, передовая военная техника, продукты, идеологический афронт. Фашистская машина заскрежетала. Собственно, если бы Рейху удалось перевалить через Главный Кавказский хребет, форсировать Терек, взять Моздок и Грозный, добраться до нефти, а потом повернуть на запад и дойти до тёплого моря, то неизвестно, последовали бы затем победы нашего оружия под Сталинградом, под Курском - все эти коренные переломы в ходе Великой Отечественной. То есть Кавказ - Фермопилы того времени. А по глубокому дискурсу, по протяжённости и историческому масштабу ВОВ 1941-1945 гг. - схватка за сердечные артерии между двумя серьёзными, страшными и агрессивными гигантами. Опять же пишу это без политологических абсцессов. Так было и это уже описано в десятках книг исследователями отечественной истории XX века.
   
        А «Перец» в данном случае сделал то, что и делается теперь любым массовым средством коммуникации (радио, телевизор, интернет) с любой историей. То есть с ней делается всё, чтобы истории не было. Чтобы был Голливуд. А не серьёзное изучение времени и человеческих судеб, судеб народов, судеб стран.  Война - эта такая игрушка. Следуя А. Граждан и В. Бабичу наша «play station» тогда оказалась круче. Продвинутей. Помощней в «ярдах». Видели, как падали «их» самолёты, горели «их» танки, отступали «их» синие стрЕлки на картах? А «наши» красные наступали? А всякие там фельдмаршалы Кейтли шли под суд и потом умирали во Владимирской тюрьме для военных преступников.

        Дух народный? Мужество солдат? Гений командиров? Да бросьте. Читайте Пушкина: «Гроза двенадцатого года настала — кто тут нам помог? Остервенение народа, Барклай, зима иль русский бог?» Кто знает, тот молчит. Тут даже «Перец» стручок обломит!