Книги, меня породившие

Владимир Веретенников
Перепросматривая свою жизнь — вспоминаю самые дорогие и самые важные для меня книги...

Библиотека — это модель Вселенной. И мы действительно живём — в информационной Вселенной. Где всё есть СЛОВО...

Если я хочу вообще быть понятым и донести до кого-то свою Картину Мира, моё мировоззрение, которое формировалось очень долго и трудно, всю жизнь, и которое я сейчас называю Красным Космизмом, то, конечно, я должен, хотя бы предельно кратко, рассказать о тех книгах, которые сформировали это моё мировоззрение и самого меня. Иначе я действительно — просто не буду понят...

+ + +

Книги, книги, книги!.. Мои самые лучшие собеседники, воспитатели, друзья и учителя!.. Мои родители и спасители...

Кажется, ещё в школьной библиотеке я увидел на стене красочно оформленную цитату из М.Горького: «Всему хорошему во мне я обязан книгам» (я её запомнил именно в таком варианте). И как я с ним тогда, будучи ещё где-то в самых первых классах школы, внутренне согласился! Ещё не столько чувствуя — сколько предчувствуя нечто бесконечно для меня важное!..

+ + +

Нашёл в своих компьютерных черновиках очень краткий и неполный список особо памятных мне книг, чисто рабочий беглый набросок, и почти без всяких пояснений...

Надо его изрядно отредактировать, очень многое добавить, и хоть очень кратко откомментировать. Но вдаваться во все подробности, боюсь, сейчас уже нет времени. И не знаю, когда оно будет, и будет ли вообще...

Итак, вот, ниже, очень краткий, далеко не полный (сколько бы я туда ни добавлял), черновой, рабочий, список книг, или авторов, которые мне запомнились с детства и юности, и позже, и которые оказали какое-то заметное влияние на формирование моего сознания и моего мировоззрения...

+ + +

Русские сказки (был прекрасный сборник волшебных сказок дома; и сколько их было потом...)
Былины (роскошное было дома издание с иллюстрациями Соколова-Скаля)
Китайские и корейские сказки (большая книга с прекрасными иллюстрациями; Люся, родственница покойная, дала)
Сказки Пушкина
Сказки Андерсена
Сказки дядюшки Римуса (американских негров, про братца Кролика и его друзей)
Алексей Толстой «Золотой ключик» (про Буратино)
Николай Носов «Приключения Незнайки и его друзей», «Незнайка в Солнечном городе» (с темой Города Солнца я соприкоснулся уже тогда...)
Джанни Родари «Приключения Чиполлино» (очень революционная книжка!)
Александр Волков «Волшебник Изумрудного города», «Урфин Джюс и его деревянные солдаты», «Семь подземных королей»
Евгений Шварц «Два клёна», «Снежная Королева» и др.

Альфред Брем «Жизнь животных. Млекопитающие» (какие там были иллюстрации!..)

Марк Твен «Приключения Тома Сойера»
Г.Бичер-Стоу «Хижина дяди Тома» («Мы будем драться за свою свободу до последнего вздоха!»)

Аркадий Гайдар (про Кибальчиша — самое дорогое...)
«Бронепоезд Гандзя» (про Гражданскую войну; довоенное издание, не помню автора)
Д.Дефо «Робинзон Крузо» (мне действительно предстояло стать Робинзоном...)
Жюль Верн «Таинственный остров», «Дети капитана Гранта» и др.
Эдмонд Гамильтон «Сокровище Громовой Луны » (книга, которая меня потрясла на всю жизнь... Сила дружбы, товарищества и подвига — это сила анти-гравитации!..)
Хаггард «Копи царя Соломона»
Э.Л.Войнич «Овод» (фильм произвёл более сильное впечатление...)
«Как закалялась сталь» Николая Островского (фильм тоже запомнил раньше...)
Стивенсон «Чёрная стрела» (эту библиотечную книгу я перечитывал без конца...)
«Алкамен, театральный мальчик»
«Борьба за огонь»
«Листы каменной книги» (про первобытных людей)
Джованьоли «Спартак» (читал с фонариком под одеялом, и плакал... «Свобода! Свобода! Богиня богинь!..»... Позже фильм Стэнли Кубрика «Спартак» поразил меня не меньше...)
Миклухо-Маклай. ЖЗЛ. (Этот человек меня потряс, и надолго стал моим кумиром...)
Майн Рид «Оцеола, вождь семинолов» (перечитал бессчётное количество раз)
Шульц «Ошибка Одинокого Бизона»
«Георг Синяя Птица» (про белого мальчика, ставшего индейцем)
Александр Беляев «Прыжок в ничто», «Человек-амфибия» и мн. др.
Фенимор Купер «Последний из могикан» и вся эта серия про Натти Бампо
Станислав Лем «Охота на сэтавра», «Солярис» и др.
Иван Ефремов «Туманность Андромеды» (коммунистическая библия моего детства!.. и затем все книги Ефремова...)
Сат-Ок «Земля Солёных скал» (эта книга перевернула меня всего, и заставила бежать из дома...)
«По следам Робинзона» (о съедобных дикорастущих растениях; я готовился к дикой лесной жизни...)
Ольга Ларионова «Леопард с вершины Килиманджаро» (команда «космических спасателей», образ коммуны будущего, едва намеченный; но как это сильно на меня подействовало!..)

Александр Грин
Джек Лондон

Лонгфелло «Песнь о Гайавате»

Советская и зарубежная фантастика (помимо уже упомянутых) — это всё очень долго перечислять; упомяну лишь ещё Стругацких, Рэя Брэдбери, Азимова...

Пушкин
Лермонтов
Тютчев
Гоголь
Тургенев
Гончаров
Лев Толстой
Достоевский
Чехов
Горький

Белинский
Добролюбов
Герцен

Чернышевский «Что делать?» (Рахметов произвёл на меня, наверное, столь же сильное впечатление, как и на тогдашних народников, как и на Ленина, которого он «всего перепахал»...)

Степняк-Кравчинский «Подпольная Россия» и др.
Вера Фигнер
Николай Морозов
Пётр Кропоткин

А.П.Чехов «Рассказ неизвестного человека» (про революционера-народовольца, который разочаровался в своих идеалах террористической борьбы)

Томас Мор «Утопия»
Кампанелла «Город Солнца»

Маркс
Энгельс
Бебель
Плеханов
Ленин
Сталин
Троцкий

(О классиках надо писать особо!..)

Дарвин
Сеченов
Павлов
Бехтерев
Фрейд
Юнг

Андрей Вознесенский «Антимиры»

Михаил Булгаков «Мастер и Маргарита»
Чингиз Айтматов
Владимир Орлов «Альтист Данилов»

Солженицын (разговор тоже особый)

Елена Шварц

Гёте «Фауст»
Данте «Божественная комедия»

Уолт Уитмен

Японская поэзия

Кафка
Хемингуэй

Платон
Гегель
Фейербах

Отто Вейнингер «Пол и характер»
Ницше

Русские философы:
Владимир Соловьёв
Николай Бердяев
Сергей Трубецкой
Евгений Трубецкой
Сергей Булгаков
Павел Флоренский
Василий Розанов
Константин Леонтьев
Николай Лосский
Семён Франк
Лев Карсавин
Иван Ильин
Алексей Лосев

Николай Фёдоров (и другие наши космисты)

Библия
Коран
Упанишады
Бхагавадгита
Дхаммапада
Дао дэ цзын
Чжуан-цзы

(Неисчерпаемо — по каждому пункту...)

Добротолюбие

Старшая Эдда
Калевала

Житие протопопа Аввакума

Блаватская (создатель теософии)
Ледбитер «Астральный план» и др.
Рудольф Штайнер (создатель антропософии)

Кришнамурти (наверное, мой главный учитель медитации...)
Ауробиндо Гхош (его интегральная йога)

Агни-Йога (большая серия книг Николая и Елены Рерих)

Даниил Андреев «Роза Мира» (самая грандиозная картина Космоса, пусть и очень субъективная...)

Борис Васильев «В списках не значился» (о последнем защитнике Брестской крепости)

Карлос Кастанеда (и затем, благодаря ему, множество книг по шаманизму)

Гитлер «Майн Кампф» (тут необходим очень серьёзный критический разбор)

Толкиен «Властелин Колец» (и ещё масса фэнтэзи)

Пелевин
Крусанов
Лукьяненко

Томас Альтицер «Смерть Бога» (предельно ключевая тема к современной ситуации!)

+ + +

Вот очень неполный и несовершенный список, с очень приблизительной хронологией... Как много хотелось бы рассказать почти по каждому пункту!..

Подумал, что всю свою автобиографию я мог бы составить из одних лишь более или менее развёрнутых комментариев к той или иной памятной мне книге, к тому или иному автору. Так бы и шёл, и отталкивался, от каждого автора и каждой книги; и передвигался бы к настоящему моменту, как по ступенькам...

А затем — написал бы о книгах, которые я бы ещё хотел прочесть; но, возможно, уже прочесть просто не успею...

Хотя, одних лишь книг для полноты картины моей жизни и истории формирования моего мировоззрения, моего Красного Космизма, конечно, слишком мало. Как минимум, о фильмах надо было бы составить такую же последовательную историю... Быть может, успею...

...И услышавший нисходящее Слово — увидит восходящее Солнце!.. )))